на главную страницу

31 Мая 2003 года

Имена. События. Комментарии

Суббота

Корабелы востребованы страной

На вопросы «Красной звезды» отвечает генеральный директор Российского агентства по судостроению Владимир ПОСПЕЛОВ

Анатолий АНТИПОВ.



Сегодня на 4-й странице мы представляем читателям первую тематическую страницу «Флот России», в которой планируется освещать актуальные проблемы развития судостроительной отрасли нашей страны, рассказывать о предприятиях и организациях, создающих современные боевые корабли, вооружение для ВМФ и других силовых структур. Эта страница – дискуссионное поле для всех, кому не безразличны морские судьбы России. Не случайно она выходит в дни празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга - морской столицы страны и первого российского Международного военно-морского салона, который вскоре состоится в рамках празднования этой славной даты в истории нашего государства.
«Красная звезда» на протяжении уже почти десяти лет выпускает тематическую страницу «Оружие России», где приоритет отдается сухопутной составляющей отечественного оборонно-промышленного комплекса. Полоса «Авиация России» регулярно рассказывает о проблемах развития авиационно-космического комплекса. Сегодня мы исправляем «несправедливость» в отношении морской тематики и открываем новую рубрику в газете. Как говорят в таких случаях, просим любить и жаловать!

- Владимир Яковлевич, в чем выражаются национальные интересы России в Мировом океане на современном этапе?

     - Исторически Россия исходя из ее пространственных, геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях - ведущая морская держава. Она заслужила этот статус благодаря выходу в три океана и протяженности морских границ, а также огромному вкладу в изучение Мирового океана, развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным известными русскими мореплавателями и путешественниками.
     Именно ее географическое положение, протяженность границ, наличие в прибрежных морях большей части разведанных углеводородных запасов и значительных биоресурсов, определяют ее как морскую державу.
     Однако начиная с 90-х годов она стала терять на этом направлении свои позиции.
     Проблемы защиты и реализации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане требовали неотложного практического решения в интересах экономического развития и безопасности государства. Эти проблемы в последнее время стали объектом пристального внимания со стороны Президента и Правительства России.
     Был сделан правильный вывод, что основной причиной негативных тенденций в морской деятельности стала недооценка ее значения для экономического развития России и обеспечения ее безопасности.
     Анализ этих факторов был важен еще и потому, что хозяйственная сфера в море и возможности военно-стратегического использования океанов продолжают неразрывно расширяться, обеспечивая и дополняя друг друга. Морское хозяйство все более превращается в сложный многоотраслевой комплекс, все виды производства и защиты которого взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, будучи объединенными Мировым океаном.
     Таким образом, одними из важнейших приоритетов политики государства в области обеспечения национальной безопасности, требующими неотложного практического решения в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации, должны стать защита и реализация ее национальных интересов в Мировом океане. Именно поэтому нам необходимо иметь и развивать важнейшую составляющую морского потенциала - судостроительную промышленность.
     Президент РФ утвердил документы, определяющие развитие отрасли на среднесрочную и отдаленную перспективы, - «Основы политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и «Морская доктрина РФ на период до 2020 года». Создана и работает Морская Коллегия под руководством председателя Правительства РФ. В последние годы проведен ряд крупных совещаний по различным аспектам морской деятельности, в том числе под руководством Президента и председателя Правительства РФ. Намечены и реализуются мероприятия, направленные на поддержку морской деятельности РФ, в том числе и по судостроительной отрасли.

     - Что представляет собой отрасль как сегмент оборонно-промышленного комплекса России? Какие решает задачи в контексте обеспечения национальной безопасности страны?

- Российская судостроительная отрасль включает в себя 170 предприятий и организаций разных форм собственности, на которых заняты более 220 тыс. человек. Подотрасль «судостроение и судоремонт» включает 65 предприятий и организаций, судовое машиностроение и электротехника - 43, морское приборостроение - 56, прочие специализации - 6. Основу научно-технического потенциала судостроительной промышленности составляют 56 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, специализированных по основным направлениям НИОКР и проектных работ: судостроение и кораблестроение - 21; морское приборостроение - 22; судовое машиностроение и электротехника - 13.      Конечная продукция отрасли - военные корабли и различные виды гражданских судов. Сегодня в разной степени готовности на заводских стапелях находятся ракетные и многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ), дизель-электрические подводные лодки и подводные аппараты, боевые надводные корабли и катера, десантные корабли и тральщики, широкая гамма судов и плавсредств - от атомных ледоколов, танкеров, траулеров и уникальных ледостойких платформ для добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе до малых катеров и плавучих причалов.
     Судостроительная отрасль - одна из основных составляющих инфраструктуры, обеспечивающей стратегическое сдерживание, защиту морских границ, ресурсов и коммуникаций, перевозку грузов и пассажиров на морских и внутренних водных путях, использование биологических и сырьевых богатств Мирового океана.
     Наша отрасль участвует в решении ряда важных государственных задач:
     - обеспечение стратегической стабильности в мире: создание для ВМФ подводных ракетоносцев;
     - военная безопасность: создание для ВМФ кораблей и судов сил общего назначения для обеспечения необходимого уровня обороноспособности страны;
     - транспортная безопасность: обеспечение морского и речного флотов необходимым тоннажем для грузовых перевозок силами национальных перевозчиков;
     - продовольственная безопасность: строительство различных видов судов для добычи биоресурсов в Мировом океане и внутренних регионах;
     - топливно-энергетическая безопасность: поставка нефтегазодобывающих платформ и необходимого технического флота для разведки и добычи углеводородного сырья на арктическом и дальневосточном шельфах России;
     - обеспечение мобилизационной готовности и устойчивого функционирования в чрезвычайных ситуациях.

     - Каковы возможности отрасли по строительству современных военных кораблей и гражданских судов?

     - Российская судостроительная промышленность способна строить суда и корабли всех типов с максимальным водоизмещением до 100 тыс. т. Крупные корабли и суда строятся и ремонтируются на стапелях «Балтийского завода» и «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, а также в эллингах предприятий Северодвинска. Еще 24 завода имеют стапели длиной от 100 до 200 м.
     Кроме вышеуказанных верфей в состав нашего агентства входят крупные приборо- и машиностроительные предприятия - основные поставщики комплектующего корабельного и судового оборудования и вооружения. Есть мощная проектная и научно-исследовательская база - это десятки проектных и конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.
     Основной разработчик подводных лодок, строящихся на экспорт, - санкт-петербургское ЦКБ МТ «Рубин», 100-летний юбилей которого отмечался в позапрошлом году. Предлагает свои экспортные наработки и СПМБМ «Малахит», по проектам которого построены небезызвестная малая ПЛ «Пиранья» (проект 865) и ряд других кораблей.
     Есть у нас и такие уникальные предприятия, как «Севмашпредприятие» в Северодвинске. Это крупнейший в мире комплекс военного кораблестроения, позволяющий создавать технику любой сложности. Есть ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова - головной научный центр судостроения, не имеющий аналогов по комплексу решаемых задач и оснащенности.
     Организации - проектанты надводных кораблей, как и подводных лодок, сосредоточены в основном в Санкт-Петербурге. Это - Невское ПКБ, разрабатывающее авианосцы, Северное ПКБ - разработчик боевых кораблей основных классов и ЦМКБ «Алмаз», проектирующее широкий спектр кораблей и судов - от корветов и боевых катеров до тральщиков и судов обеспечения.
     Экспортные поставки надводных боевых кораблей осуществляют сегодня санкт-петербургские предприятия: «Балтийский завод» - фрегаты, «Северная верфь» - эскадренные миноносцы, «Алмаз» - десантные корабли на воздушной подушке. Рыбинский «Вымпел» поставляет за рубеж боевые катера.

     - Какие организации отрасли получили статус государственных научных центров РФ?

     - Таких центров у нас несколько. Это ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», ЦНИИ технологии судостроения, ЦНИИ «Электроприбор», Акустический институт им. Н.Н. Андреева, ЦНИИ «Гидроприбор», а статус государственных научно-производственных центров Российской Федерации получили НПО «Аврора» и НПО «Гранит».
     Общая численность научных работников в судостроительной промышленности по состоянию на 2002 год - около 30.000 человек.

- Не секрет, что в последнее время в оборонно-промышленном комплексе обозначилась тенденция роста. Россудостроение не исключение?

     - В последние три года и у нас прослеживается такая тенденция. Роста объемов удалось добиться в основном за счет увеличения производства продукции, поставляемой на внешние рынки. В ближайшие годы необходимо наращивать наши усилия по продвижению военно-технической и гражданской продукции на экспорт.
     Дальнейшее оживление судостроения и расширение его сегмента в системе мирового рынка возможны лишь при условии реформирования отрасли. Необходимость реформирования судостроительной отрасли вызывается объективными причинами, прежде всего недостатком заказов, проблемами с кредитованием строительства судов.

     - Коль речь зашла о переменах в отрасли, какое значение вы этому придаете?

     - Реформирование - генеральный курс Россудостроениея. Мы осознаем, что только создание крупных интегрированных структур позволит нашим предприятиям производить конкурентоспособную продукцию, выдерживать жесточайшую конкуренцию как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Разработана и одобрена коллегией Россудостроения программа «Реформирование и развитие судостроительной промышленности на период до 2010 года», которая стала составной частью Федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», одобренной Правительством РФ.
     В ближайшие годы предусматривается создать 8 крупных диверсифицированных интегрированных структур, которые составят обновленное ядро судостроительной промышленности России, и перейти к межотраслевой интеграции (хотя эти процессы идут уже сегодня).
     В результате реализации комплекса мероприятий по реструктуризации отрасли уже созданы три крупных научных центра на базе девяти научных и проектных организаций. Функционируют Государственный российский центр атомного подводного судостроения, ФПГ «Морская техника» и ряд других.

     - При всей схожести основных целей реформирования с другими оборонными отраслями судостроение, как известно, имеет и специфику. В чем она?

     - Это длительные сроки строительства кораблей, большие материальные и трудовые затраты. Для создания и испытаний кораблей и судов необходимо наличие уникальной производственной, стендовой и испытательной базы. Другая специфическая сторона отрасли - потенциально опасные производства, связанные с испытаниями, ремонтом и утилизацией кораблей, оснащенных ядерными энергетическими установками. При реформировании судостроения основные усилия решено направить на сохранение и развитие базовых технологий. Имеется и ряд особенностей в реформировании мощностей гражданского судостроения.

     - Давайте остановимся на проблеме экспорта российских кораблей.

     - Экспорт - один из приоритетов для отечественных судостроительных предприятий. Эта деятельность координируется нашим агентством. Наибольшим спросом на мировом рынке военно-морской техники пользуются подводные лодки (ПЛ), фрегаты, корветы, боевые и патрульные катера. Россия же - лидер мирового экспорта ПЛ, которые ранее поставлялись флотам 14 различных государств. У нас имеется мощная научно-производственная база подводного кораблестроения, с помощью которой в послевоенные годы создано более половины всех подводных лодок мира.
     Сегодня мы строим подводные лодки проектов 877 и 636. Это одни из самых малошумных подводных лодок. Отечественные заводы проводят также ремонт и модернизацию ранее построенных субмарин подобного типа, в ходе которых лодки заметно увеличивают свой боевой потенциал.
     Идет постройка экспортной подводной лодки нового поколения «Амур». Предлагаемые на экспорт ПЛ соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по ряду характеристик превосходят их. Разрабатывается несколько модификаций лодок с воздухо-независимыми энергетическими установками. Это позволит в несколько раз увеличить автономность плавания и по существу качественно повысит возможности неатомных субмарин.
     Недавно завершена постройка для инозаказчиков двух эсминцев проекта 956Э с мощным ракетно-артиллерийским вооружением. Заканчивается строительство серии фрегатов проекта 11356.

     - Как будет развиваться морской и внутренний водный транспорт в ближайшие годы?

     - Их развитие предусмотрено Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России». В частности, по морскому транспортному флоту предусмотрено строительство до 2010 года 249 судов суммарным дедвейтом 7,6 млн. т. В их число входят танкеры, навалочники, контейнеровозы, лесовозы и другие суда. Предусматривается строительство обеспечивающего флота, прежде всего ледоколов. Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» предусматривает в период до 2010 года строительство более 300 судов.
     Не скрою, основой стабилизации и роста в судостроении сегодня стали крупные экспортные заказы. Однако этот фактор непостоянный. Понимая это, мы наряду с сохранением и расширением наших позиций на внешнем рынке, делаем ставку на отечественных заказчиков. В «Государственной программе вооружения на период до 2010 года» четко сформированы задачи для корабелов России по поддержанию и развитию Военно-морского флота РФ. Достраиваются корабли и суда, заложенные на верфях в предыдущие годы, идет плановый ремонт подводных лодок и судов, находящихся в составе ВМФ.
     На «Северной верфи» заложены два корвета проекта 20380, о чем уже сообщала «Красная звезда».

- В заключение беседы традиционный вопрос о планах развития отрасли. Какие они?

     - Говоря о перспективах развития отрасли, следует исходить из того, что важнейшей составляющей производственной деятельности предприятий является выполнение государственного оборонного заказа. Значительная часть наших заводов и проектных организаций и институтов в той, или иной, мере участвует в его реализации. Государственная программа вооружения до 2010 года дала нам четкое понимание того, какие объемы производства надо планировать на этот период.
     С ростом экономики страны в целом доля заказов внутреннего рынка будет повышаться, тем более что на него активно начинают выходить новые российские компании, заинтересованные в транспортировке своей продукции как по внутренним водным путям, так и по морским трассам, включая Северный морской путь. К таким компаниям можно отнести «Лукойл», «Роснефть», «Газпром» и другие. Российские судостроители уверены, что их опыт создания специальных судов и плавсредств для эксплуатации в экстремальных условиях Севера окажется востребованным уже в ближайшие годы.
     Все это позволяет нам с оптимизмом оценивать перспективы российского судостроения. По моему глубокому убеждению, только объединение усилий всех государственных органов, организаций и лиц, которые осознают подлинные интересы России в Мировом океане, при главенствующей роли государства станет основой решительного поворота к возрождению морской мощи нашей страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker