Перейти на главную страницу

31 Мая 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота



    

Финансы


    В прошлом году в «Красной звезде» был опубликован приказ министра обороны «О выплате процентных надбавок к окладу по воинской должности, должностному окладу, тарифной ставке военнослужащих (гражданского персонала) Вооруженных Сил РФ, допущенных к государственной тайне».
    Мы, служащие войсковой части, работаем с секретными материалами, как того требует приказ, имеем большой стаж. Имеем ли мы право на надбавку не только за секретность, но и за стаж работы с секретными документами?
    Л. ФЕДОРОВСКАЯ. Северодвинск.


    В соответствии с требованиями приказа министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 244 «О выплате процентных надбавок к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) военнослужащих (гражданского персонала) Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к государственной тайне» военнослужащим (гражданскому персоналу) Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу (работающим) в структурных подразделениях по защите государственной тайны Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях.
    В Вооруженных Силах Российской Федерации задачи защиты государственной тайны выполняются различными штатными подразделениями. Перечень этих подразделений утвержден начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим ежемесячная процентная надбавка к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) за стаж работы выплачивается только военнослужащим (гражданскому персоналу) Вооруженных Сил Российской Федерации структурных подразделений, поименованных в указанном перечне.
    
* * *

    «Красная звезда» полно и подробно освещала вопросы разработки документов, связанных с повышением должностных окладов военнослужащих. А не могли бы вы перечислить итоговые документы и назвать, где они опубликованы?
    Игорь ГАМОВ. Москва.


    Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. 537 «О денежном довольствии военнослужащих» утверждены Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, а также Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в процентах от должностного оклада первого заместителя федерального министра (опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2002 г. № 100). Во исполнение этого указа постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» (опубликовано в «Российской газете» от 2 июня 2002 г.
    № 118) установлены месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями и месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. При этом их размеры установлены выше должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, установленных Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 марта 1998 г., ст. 1164).
    
* * *

    Прошу вас дать разъяснение о порядке подсчета выслуги лет для начисления процентной надбавки за выслугу лет к ежемесячному денежному довольствию офицерам, получившим первичное воинское звание лейтенант по окончании гражданского вуза с обучением на военной кафедре.
    Засчитывается ли время обучения данной категории военнослужащих
    (в соотношении два месяца обучения за один месяц) в выслугу лет для начисления процентной надбавки за выслугу лет к ежемесячному денежному довольствию?
    Подполковник Г. МАРТЫНОВ. Уфа.


    В соответствии с Правилами исчисления лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года № 524, периоды обучения на военной кафедре гражданского высшего учебного заведения в выслугу лет для выплаты процентной надбавки не засчитываются.
    
* * *

    Пишет вам начальник цикла военной кафедры Уфимского государственного авиационного технического университета. Повышение денежных окладов военнослужащих с 1 июля прошлого года не коснулось офицеров военной кафедры. Почему?
    Полковник А. КАТАСОНОВ. Уфа.


    В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот», Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» изданы приказ министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 245 «О денежном довольствии военнослужащих» (зарегистрирован в Минюсте России 28 июня 2002 года, регистрационный № 3541) и совместный приказ министра обороны Российской Федерации, министра образования Российской Федерации, командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации от 14 августа 2002 года № 312/3091/303 «О внесении изменений в приказ министра обороны Российской Федерации, министра образования Российской Федерации, директора Федеральной службы Железнодорожных войск Российской Федерации – командующего Железнодорожными войсками РФ от 8 мая 2001 года № 215/2006/106» (зарегистрирован в Минюсте России 5 сентября 2002 года, регистрационный № 3774).
    Этими нормативными правовыми актами с 1 июля 2002 года установлены новые размеры окладов по воинским должностям военнослужащим, проходящим срочную службу на военных кафедрах в высших учебных заведениях.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 года № 1255 «Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» Министерству образования Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, поручено выплачивать денежное довольствие военнослужащим военных кафедр в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, за счет средств указанных федеральных органов исполнительной власти.
    Кроме этого, Минобразования России 8 июля 2002 года ректорам высших учебных заведений, находящимся в его ведении, были направлены указания № 32Ю-50-150/42-09 и 32Ю-50-460/42-09, предписывающие обеспечить безусловное выполнение нормативных правовых актов.
    
* * *

    Я прохожу службу в подразделении постоянного состава – роте обеспечения. В подчинении у меня находятся военнослужащие по контракту и по призыву. Почему мне и моим товарищам не выплачивается ежемесячная надбавка за командование воинскими подразделениями?
    Майор Владимир АРТЮКОВ. Владимир.


    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1509 «О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2002 г. № 4 «Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями» министр обороны Российской Федерации 13 февраля 2002 г. утвердил Перечень воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями.
    В указанный перечень включены воинские должности командиров (начальников) боевых (специальных) воинских частей, воинских частей их материально-технического и тылового обеспечения, которые непосредственно определяют боевую способность и боевую готовность Вооруженных Сил.
    Поскольку военно-учебные заведения (с воинскими частями обеспечения), учебные и запасные соединения и воинские части (с воинскими частями обеспечения), суворовские, нахимовские, музыкальные училища и кадетские корпуса, офицерские курсы (интернатуры) всех наименований, морской колледж, курсы младших лейтенантов, школы техников, школы-интернаты непосредственно не определяют боевую способность и боевую готовность Вооруженных Сил, в указанный Перечень они не включены.
    В связи с изложенным оснований для выплаты командирской надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в указанных воинских частях (воинских подразделениях), не имеется.

Удостоверение по-балтийски

    Только в августе прошлого года нам, гражданам России, участникам Великой Отечественной войны, стали выдавать удостоверения, подтверждающие этот статус. А вот выдачу удостоверений ветеранов военной службы затормозили...
    Мы, проживая в странах Балтии, не просим ничего незаконного. Просто хотим иметь права и нести обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории России.
    Борис Ефимович БУТУСОВ. Рига.


    В соответствии с Конституцией Российской Федерации российские законы и другие нормативные правовые документы применяются только на территории Российской Федерации. Предоставление прав и льгот гражданам, проживающим за ее пределами, осуществляется на основании законодательства того государства, на территории которого они проживают, и в соответствии с подписанными с этим государством соглашениями.
    В соответствии с подписанными Российской Федерацией соглашениями с Латвией, Литвой и Эстонией по вопросам социальной защищенности российских военных пенсионеров Россия взяла на себя обязательства только по их пенсионному обеспечению и медицинскому обслуживанию. Согласно статье 14 указанного соглашения льготы инвалидам, участникам войн, труженикам тыла, лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской и иных радиационных катастроф, а также участникам ликвидации их последствий предоставляются наравне с гражданами Латвийской Республики и в соответствии с ее законодательными актами.
    Таким образом, льготы российским военным пенсионерам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в Латвийской Республике, предоставляются в соответствии с латвийским законодательством на общих условиях с жителями Латвии, например в зависимости от достижения определенного возраста, наличия инвалидности.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1133 предусмотрено, что ветераны, не получившие удостоверения ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года.
    До последнего времени правовых оснований для выдачи новых удостоверений ветерана Великой Отечественной войны лицам, проживающим в государствах Балтии, не имелось. Правительством Российской Федерации 28 июня 2002 года было принято решение (ВМ-П12-44пр) о выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны нового образца гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Латвии, Литве и Эстонии и имеющим в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» право на установление статуса ветерана Великой Отечественной войны. При этом указанным решением установлено, что оформление удостоверений производится на основе заявительного принципа по мере обращения граждан. Разъяснение о порядке выдачи удостоверений в соответствии с указанным решением Правительства Российской Федерации было направлено 19 июля 2002 года в отделы социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в государствах Балтии.
    Приказом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 2 гражданам Российской Федерации, являющимся участниками Великой Отечественной войны и имеющим воинское звание офицер, присвоены очередные воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно.
    В отделах социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в государствах Балтии, где военные пенсионеры состоят на пенсионном учете, находятся только их пенсионные дела, а воинские учетные документы отсутствуют. Кроме того, в соответствии с подписанными Российской Федерацией соглашениями с Латвией, Литвой и Эстонией по вопросам социальной защищенности российских военных пенсионеров указанные отделы социального обеспечения уполномочены решать задачи только по социальной защите российских военных пенсионеров.
    Учитывая это, министром обороны Российской Федерации 29 октября 2002 года принято решение (исх. № 173/7625), которым предусматривается организация военными комиссариатами субъектов Российской Федерации работы по внесению изменений в учетные документы офицеров – участников Великой Отечественной войны сведений о присвоенных очередных воинских званиях при их личном обращении в любой военный комиссариат субъекта Российской Федерации по их выбору. Соответствующее указание в отделы социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в государствах Балтии об организации работы по разъяснению пенсионерам данного порядка дано 25 ноября 2002 года.
    По вопросу присвоения звания «Ветеран военной службы» и выдачи соответствующего удостоверения сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, на воинском учете не состоят. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» от 19 мая 1995 г. № 501 присвоение указанного звания лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, не предусмотрено. Вместе с тем данный вопрос может быть рассмотрен в случае переезда пенсионера на постоянное жительство в Россию и постановки на учет в военном комиссариате по месту жительства.

Сертификат - не панацея

    Год назад около 9 тысяч семей военнослужащих ПУрВО нуждались в получении жилой площади. Наибольшее число бесквартирных офицеров и прапорщиков было зафиксировано в Самарском гарнизоне – 1.200; в Ульяновской, Саратовской и Пензенской КЭЧ районов – соответственно 675, 596 и 410. С тех пор количество очередников в гарнизонах постоянно росло.
    Причем если строительство жилья в округе будет вестись такими же темпами, как сегодня, то семья военнослужащего, например в Самарском гарнизоне, въедет в предоставленные ей апартаменты не раньше чем через 5 лет. Это теоретически. На практике же этот срок вполне может растянуться до 9 – 10 лет из-за того, что значительная часть жилого фонда сегодня распределяется семьям военнослужащих, увольняемых в запас, а также льготникам.
    Специалисты 334-го КЭО Приволжско-Уральского военного округа проанализировали ход решения жилищной проблемы. В 2002 году построено и сдано в эксплуатацию 5 жилых домов: 4 из них – в Самаре, на 200 квартир, что вдвое меньше, чем в 2001 году. Почти все они отданы уволенным в запас офицерам. Один дом возведен в Ульяновске целевым назначением. Сейчас в Самаре 1.300 военнослужащих нуждаются в жилье. Из них 250 – уволенные в запас.
    Безрадостную перспективу нарисовали главный инженер 334-го КЭО полковник Владимир Куракин, начальник жилищного отдела полковник Владимир Березовский и старший офицер 1-го отделения этого ведомства майор Виталий Александренко.
    Строительство жилья в гарнизонах ПриВО после 1989 года из-за недостатка финансирования стало сокращаться. Не улучшилась ситуация и после объединения Приволжского и Уральского округов. Например, в той же Самаре шесть жилых домов, сданных в эксплуатацию в 2001 и пять – в 2002 году, - это по сути «задел» прошлых лет. Еще один – на улице Аминева – местный долгострой. Этот 69-квартирный кирпичный дом пока остается единственным пусковым объектом 2003 года. Больше по титулу 334-го КЭО из жилья строить ничего не предполагается. Ни в Самаре, ни в каком другом населенном пункте на территории бывшего Приволжского военного округа.
    Из-за жилищного кризиса повсеместно возникает целый ряд проблем. Офицер, прослуживший 20 и более лет и подлежащий увольнению в запас, не может идти на пенсию, не имея собственного угла. Командир, под началом которого служит офицер, не имеет права оформлять документы на увольнение бесквартирного подчиненного – таково требование закона. В итоге получается замкнутый круг: и должность занята потенциальным запасником, и «отдача» от него, естественно, уже не та. И назначить на эту должность другого офицера нельзя. Более того, некоторые «действующие» офицеры пенсионного возраста откровенно бравируют своим положением: дадите квартиру – уволюсь, нет – и на службу ходить буду раз в десять дней, а то и в месяц.
    Выходом из порочного круга квартирных проблем вполне могла бы стать федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». В ГЖС четко определено, какого размера и какой стоимости должна предоставляться жилая площадь его владельцу. Так, семья из 3 человек должна иметь квартиру общей площадью 54 кв. м (из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи); из 2 человек – 42 кв. м (21 кв. м на каждого); если владелец сертификата одинок, ему выделяются деньги на покупку квартиры общей площадью 33 кв. м.
    Следует иметь в виду, что законом предусмотрено выделять военнослужащим в звании полковник и старше, а также командирам отдельных воинских частей дополнительно 15 кв. м жилой площади. Так все выглядит теоретически. На практике же все оказывается непросто.
    Разработчики ГЖС уверяли, что программа будет работать эффективно, и в течение четырех-пяти лет (до конца 2002 года) жилищная проблема у более чем 210 тысяч семей уволенных в запас военнослужащих будет снята. Но не вышло. И главная причина в том, что в подавляющем большинстве регионов стоимость 1 кв. м жилья значительно выше той суммы, что заложена в документе. Естественно, что квартиры в Уфе, Казани, Самаре, Пензе, в других крупных городах региона стоят намного дороже, чем в других населенных пунктах этих же областей и республик. И их цена постоянно растет.
    Вот характерный пример. Во втором квартале 2002 года 1 кв. м жилья в Самаре стоил 7.200 руб., в третьем – 7.500 руб., а на сегодняшний день эта цифра уже перевалила за 8.000 руб. Простой подсчет показывает, что трехкомнатная квартира общей площадью 54 кв. м «тянет» примерно на 432.000. Эта цифра и должна быть включена в сертификат. Но реально за эту цену трехкомнатную квартиру купить невозможно – она стоит как минимум на треть дороже (в Тольятти, например, 1 кв. м жилья в новостройке стоит 12 тыс. рублей). Разницу по идее должен возместить будущий хозяин квартиры. А это не менее 140 - 150 тысяч рублей. Во многих ли семьях уволенных в запас офицеров имеются такие сбережения?
    Существует и еще один «подводный камень», на который обратил внимание полковник Владимир Березовский. В настоящее время почти повсеместно строится только так называемое элитное жилье. Однокомнатные квартиры в таких домах имеют общую площадь не менее 70 кв. м, двухкомнатные – 90 кв. м, трехкомнатные – 140 кв. м. Отсюда и размер доплаты получается неподъемным для подавляющего большинства офицерских семей, мечтающих о собственном жилье.
    По сведениям, полученным из департамента по строительству Самарской области, в 2002 году 176 бывших военнослужащих получили жилищные сертификаты, а смогли реализовать их только 111 человек. Многие бывшие военнослужащие вообще предпочитают не связывать себя с программой ГЖС, зная, что купить на сертификат квартиру в Самаре, Казани, Пензе, Тольятти не смогут.
 ||  Владимир ВЬЮНОВ.



«Афганцу» дополнительный отпуск положен

    Я проходил службу в Афганистане, имею соответствующее удостоверение. Положен ли мне дополнительный отпуск?
    Прапорщик В. Марков. Озерный Ленинградской области.


    В пункте 4 статьи 29 «Положения о порядке прохождения военной службы» указано, что продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) следующим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с нормами:
    «а) ветеранам боевых действий на территориях других государств - на 15 суток».
    Кроме того, в пункте 11 статьи 16 Закона РФ «О ветеранах» указано, что ветераны боевых действий могут использовать ежегодный отпуск в удобное для них время, а также воспользоваться отпуском без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году.

Опухоль совести

    Из зала суда

    Среди корыстных преступлений большое распространение в настоящее время получило мошенничество. Суммы ущерба, причиняемого мошенниками, исчисляются миллионами рублей, а все виды, формы и способы мошенничества перечислить трудно. Лучше обратиться к материалам конкретного уголовного дела.

    В октябре 2001 года в Военно-страховую компанию позвонила какая-то женщина и сообщила, что на ее адрес в Москве пришло извещение о перечислении страховой денежной суммы на имя некоего Котенкова, хотя этот человек по данному адресу не проживает и ей ничего о нем не известно. Где произошел сбой в казалось бы отлаженной системе страхования военнослужащих? Было над чем задуматься сотрудникам управления обязательного государственного страхования ОАО «Военно-страховая компания».
    Начальник управления Н. Зубрицкий распорядился проверить страховые дела через 47-ю военно-врачебную комиссию Московского округа ВВС и ПВО. Проверка показала, что в ряде страховых дел, заведенных на разных военнослужащих, получивших травмы, указан один и тот же адрес застрахованного лица.
    Этот случай послужил основанием для проведения проверки по всей базе данных управления. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что начиная с 1998 года несколько десятков дел имели повторяющиеся адреса травмированных военнослужащих в г. Одинцово Московской области. А все денежные суммы по ним перечислялись в отделения и филиалы отделения Сбербанка РФ № 8158 г. Одинцово. При сопоставлении дел между собой была выявлена схожесть почерка, которым заполнялись бланки страховых документов. Дальнейшей сверкой было также установлено, что этот почерк очень похож на почерк полковника медицинской службы из 25-го Центрального военного клинического госпиталя РВСН Василия Васильевича Ковтуна, который, кстати говоря, сам в 1996 и в 1998 годах получал страховки по травмам.
    На этом работники управления обязательного страхования не остановились. Были взяты на особый контроль все поступающие комплекты страховых дел со справками ВВК 25-го ЦВКГ. И когда в управление поступили страховые материалы на полковника Бабича и майора Миронова, заполненные тем же почерком, Зубрицкий дал указание телефонистке в справочной управления постараться зафиксировать возможные в ближайшее время звонки по данным страховым делам. Спустя два дня, а потом еще через несколько дней звонил человек, называвший себя Бабичем и Мироновым. Он интересовался сроками перечисления страховых сумм по травмам. Автоматический определитель позволил установить номер телефона звонившего, указанный в реальном страховом деле полковника Ковтуна. В обоих случаях именно его голос был записан на пленку.
    По итогам проверок была представлена докладная записка на имя заместителя генерального директора компании, по заявлению которого в Главной военной прокуратуре было возбуждено уголовное дело и направлено для расследования в военную прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения...
    А начиналось все так.
    С апреля 1990 года по 27 декабря 2001 года Ковтун проходил службу в 25-м ЦВКГ РВСН в должности начальника травматологического отделения - главного травматолога РВСН. Он ежегодно назначался в состав ВВК в качестве члена комиссии, затем в течение последних трех-четырех лет - заместителя председателя ВВК. В силу этого и по роду своей служебной деятельности Ковтун был причастен к оформлению страховых документов, знал требования руководящих приказов и наставлений о том, какие травмы, полученные военнослужащими, являются страховыми случаями, всю процедуру оформления страховых дел и получения страховых сумм.
    Поскольку многие командиры и начальники войсковых частей зачастую не знали, как правильно оформлять документы о полученных травмах и заболеваниях подчиненных, то при отправке травмированных и больных военнослужащих в госпиталь выдавали им на руки незаполненные бланки для последующего оформления их на месте. И не в одном, а в нескольких экземплярах - на случай порчи, например. Так в рабочем столе главного травматолога РВСН периодически накапливалось большое число чистых бланков с угловыми штампами и гербовыми печатями различных частей. Вот и возникла идея извлечь из этого выгоду.
    Подложные документы Ковтун изготовлял не лично, а используя коллективный труд находившихся в госпитале на лечении солдат, имевших навыки работы на компьютере. Они делали на компьютере в ординаторской бланки заявлений и справок о травмах или распечатывали на принтере бланки на листы с уже имеющимися печатями, разумеется, не зная, для чего и кому они нужны. Изготовленные таким образом бланки Ковтун заполнял от руки либо печатал на них нужный ему текст на своей машинке «Оптима». Не заботясь, между прочим, о том, чтобы совпадали подписи повторяющихся лиц, не проводя справки по учету, выдумывая фамилии и звания якобы травмированных военнослужащих.
    В каждом бланке заявления о выплате страховой суммы Ковтун указывал место, куда надлежит перечислять денежные средства, – адреса отделений или филиалов отделений Сбербанка РФ в г. Одинцово и Москве. Там же называл фиктивные адреса «липовых» военнослужащих, используя для этого квартиры, принадлежащие ему самому, его родственникам и знакомым.
    Все подложные документы Ковтун направлял почтой непосредственно в ОАО «Военно-страховая компания». Получив оттуда извещение о перечислении страховой суммы в банк или сообщение родственников или знакомых о пришедшем из ВСК извещении на их адрес, Ковтун оформлял фиктивные доверенности на получение денег на свое имя или на имя своих родственников и знакомых от вымышленного им военнослужащего, заверял их оттиском гербовой печати госпиталя и таким образом незаконно получал страховые суммы.
    Всего в период с 1998 по ноябрь 2001 года Ковтун изготовил и направил в ВСК с целью хищения бюджетных денежных средств 88 комплектов страховых дел на не существующих реально военнослужащих. В результате вмешательства правоохранительных органов в пяти последних случаях страховые суммы ему не достались. А вот по остальным 83 комплектам деньги он получил, причинив таким образом государству в лице Министерства обороны РФ материальный ущерб на общую сумму 1 млн. 147 тыс. рублей.
    В ходе предварительного следствия Ковтун этот ущерб добровольно возместил. Следователь военной прокуратуры капитан юстиции Алексей Лукьянчиков провел колоссальную работу по сбору и закреплению доказательств вины офицера в совершенном преступлении. Открылась примечательная картина элементарного стяжательства, которое в криминальных кругах называют «до угара». Ковтун понимал и знал: сколько веревочке ни виться, а конец будет. И все равно продолжал сбор денег.
    Невольно возникает вопрос: как же доктору Ковтуну удавалось обманывать людей, уходить от ответственности? Ответ прост. Никто и подумать не мог, что травматолог, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ - жулик. Неудивительно, что ему помогали многие доверчивые люди.
    Помогали ему расширить сферу преступной деятельности и образовавшиеся в некоторых войсковых частях и учреждениях провалы в учете, хранении и пользовании печатями и штампами.
    В июле 2002 года Краснознаменский гарнизонный военный суд рассмотрел настоящее дело. Подсудимый предъявленное ему обвинение (неоднократное мошенничество с использованием своего служебного положения) признал полностью и дал подробные показания о содеянном с глубоким раскаянием. При назначении наказания суд принял во внимание, что Ковтун добровольно возместил причиненный государству материальный ущерб, по службе характеризовался как высокопрофессиональный специалист, что он имеет ученую степень, участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, и нашел возможным не лишать его воинского звания полковник медслужбы запаса и почетного звания заслуженный врач РФ. Ему назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года.
    Да, мошенничество всегда отвратительно. Но, согласитесь, в медицине оно выглядит еще гнуснее, потому что развенчивает веру, надежду и все то, что вселяет в душу больного благоговение перед целителем. Ковтун лечил травмированных больных, а сам не смог вовремя вылечить свою совесть.
 ||  Полковник юстиции в отставке Иван ГОРДИЕНКО.



Приглашает ярмарка вакансий

    Социальная адаптация

    Благодаря Приволжскому центру переподготовки военнослужащих, который с 2002 года успешно реализует комплексную программу обучения, проблема профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих частей Самарского гарнизона, увольняемых из Вооруженных Сил РФ, на сегодняшний день практически решена. Очередной раз по окончании занятий в центре для выпускников открылась ярмарка вакансий, организованная департаментом федеральной государственной службы занятости Самарской области и Самарской государственной экономической академией (СГЭА).
    Соискателям было представлено более 350 свободных вакансий различными организациями и предприятиями: группой компаний «Авиация Самары», ООО «Волга-Чермет», ЗАО «Самарский опытно-экспериментальный завод алюминиевых сплавов», ОАО «Военно-страховая компания», управлением Министерства юстиции Самарской области и другими.
    - На ярмарку мы приглашаем всех выпускников, - рассказывает ведущий специалист по комплектованию Приволжского центра переподготовки военнослужащих СГЭА Александр Евдокимов, - заботимся, чтобы у каждого была возможность получить не только работу по душе, реализовать свои профессиональные знания и умения, но и наработать опыт общения с работодателями. Поскольку военнослужащим сориентироваться на рынке труда сразу после увольнения из Вооруженных Сил нелегко, центр разработал целый комплекс мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве бывшим военнослужащим, знакомству выпускников центра с рынком труда города, содействию работодателям города Самары в подборе персонала. Во время ярмарки участники могли ознакомиться с единым общегородским банком вакансий Государственного центра занятости населения, получить консультации у юристов, психологов, специалистов по организации собственного дела. Также проводились выставка выпускных работ слушателей, демонстрация возможностей центра в области образования.
    - Мы постоянно напоминаем учащимся, чтобы они занимались поиском работы еще до получения диплома, - говорит руководитель департамента федеральной государственной службы занятости Самарской области Николай Грищенко. - По нашим наблюдениям, если студент не определится с работой за время обучения, то в дальнейшем ему будет трудно - все хорошие вакансии будут разобраны. По опыту работы знаю: у вновь пришедшего человека без переобучения шанс получить работу равен примерно 40-80 процентам. Переквалифицировавшись или повысив профессиональный уровень, он увеличивает этот показатель почти до 100 процентов. В прошлом году мы обучили и выпустили в целом 10 тысяч незанятых лиц, из которых 97 процентов успешно трудоустроены.
    Ярмарки вакансий проводятся уже не в первый раз. В прошлом году в различных городах и сельских районах области их было 350.
 ||  Евгения БИТАРОВА. Самара.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker