на главную страницу

3 Июня 2003 года

Планета людей

Вторник

ООН: в режиме стабилизации

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ,«Красная звезда».



Не лучшие времена переживает сейчас Организация Объединенных Наций. «Лакмусовой бумажкой» для ее авторитета и эффективности работы стала иракская проблема. Был проигнорирован Совет Безопасности, нарушен Устав ООН. Многие увидели в случившемся конец эпохи сотрудничества международного сообщества в целом. Тем не менее ООН остается заглавным органом в решении глобальных проблем. Она по-прежнему востребована. Об этом говорят последние факты. В частности, роль ООН предметно обсуждается на саммите в Эвиане.

     
Удар ниже пояса

     
Коалиционные силы заняли Ирак достаточно быстро. Сейчас они «дорабатывают» партизанский вопрос, проводя поисковые операции. Казалось бы, все идет по сценарию. Хотя, конечно, не все. За более чем два с половиной месяца не появилось ни одного серьезного доказательства наличия у страны оружия массового поражения, которое и стало поводом к началу боевых действий.
     
НАША СПРАВКА. Согласно Уставу Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он организуется таким образом, чтобы функционировать непрерывно, для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в центральных учреждениях ООН. Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных представителей. Он может устанавливать принципы мирного урегулирования. В состав Совета входят 15 членов: 5 постоянных членов (Китай, Россия, США, Франция, Великобритания) и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок (в 2003 году это Ангола, Болгария, Германия, Гвинея, Испания, Камерун, Мексика, Пакистан, Сирийская Арабская Республика, Чили).
     
Многие в мире после первых бомбовых ударов по Ираку заговорили о полной ненадобности ООН и предсказывали скорый ее роспуск. Ошиблись. ООН выжила, стерпела пощечину и продолжила работать. Но без потерь, разумеется, не обошлось. Во-первых, сломлено доверие многих государств к всеобщему институту «равенства и братства». Нет доверия - нет и стимула приходить к согласию, договариваться о чем-либо, нет интереса... Благо многие ведущие державы оказались мудрее более слабых, поддавшихся на участие в операции, оказались морально сильнее тех, что с загоревшимися глазами бросились в омут с головой, лишь бы получить хоть какие-то дивиденды с барского стола…
     Во-вторых, создан опасный прецедент нарушения международного права в угоду геостратегическим и экономическим интересам отдельных государств. Причем без непреложных свидетельств в пользу необходимости проведения «воздушно-наземной операции», как записано в боевом уставе американских ВС.
     В-третьих, на плечи международного сообщества вновь свалена ответственность за восстановление Ирака, его инфраструктуры, домов, школ, больниц, мирной жизни.
     
Расходы на Ирак

     
Ко всему прочему добавилось еще одно обстоятельство – ООН испытывает острую нехватку финансовых средств на ведение дел. Их недостает даже на борьбу со СПИДом. А тут к списку расходов добавилась иракская статья. Кстати, вслед за недавним решением СБ ООН Соединенные Штаты объявили о прекращении действия режима санкций против Ирака. Таким образом, Вашингтон открывает американским компаниям дорогу в иракскую экономику. Впрочем, США не собираются поднимать все иракское хозяйство. Им вполне достаточно нефтяной отрасли. А для охраны этого бизнеса у Вашингтона в Ираке достаточно войск. Министр финансов США Джон Сноу провозгласил: «Отныне американские компании и частные предприниматели могут заниматься бизнесом в Ираке. Больше это не преступление». По его словам, снятие санкций даст мощный импульс к развитию свободного рынка, а также будет способствовать росту благосостояния иракцев.
     Эксперты эти прогнозы не подтверждают. Напротив, многие полагают, что перестановка иракской экономики на рыночные рельсы будет крайне затяжной и болезненной. Скажутся десятилетия государственного регулирования, введенного Саддамом Хусейном. На первом этапе снятие санкций влечет единственное реальное последствие: Багдад получает право без всяких ограничений продавать собственную нефть. Кстати, до войны Ирак ежедневно поставлял на мировой рынок по 2 млн. баррелей. При этом отрасль с лихвой покрывала еще и внутренние потребности страны.
     Кроме «нефтяного вопроса», есть еще и ряд других, например поиск ОМП. Миссия инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) отправится в Ирак уже 6 июня. Специалисты обследуют крупнейший в Ираке ядерный объект в городе Ат-Тувайта под Багдадом. Им предстоит дать ответ на вопрос - были ли оттуда похищены урановые материалы, которые, по словам инспекторов, непригодны для создания ядерного оружия, но могут быть использованы для создания так называемой «грязной бомбы». Одновременно с этим агентство выдвинуло обвинения в адрес США в том, что они не предприняли достаточных мер по охране ядерных объектов в Ираке. Глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи бьет большую тревогу, ведь, возможно, высокорадиоактивные материалы оказались в руках мародеров или террористов, способных приготовить эту «грязную бомбу». На сегодняшний день агентство располагает подробным списком радиоактивных материалов, в том числе по Центру Ат-Тувайта, который был опломбирован МАГАТЭ. Но в апреле американские военные сорвали пломбы и зашли в центр, так что теперь нельзя исключить, что радиоактивные материалы были похищены. Отдельно аль-Барадеи раскритиковал США и за то, что так как не было найдено пригодных для создания ОМП материалов, то войне нет никакого оправдания. Он потребовал немедленного возобновления военных инспекций в Ираке, постольку поскольку только инспекторы ООН могут достоверно установить, что Ирак не владел никаким ОМП. «Я не думаю, что международная общественность будет удовлетворена, если мы, военные инспектора ООН, не придем туда и не проверим все находки». Кстати, недавно прибывший в Ирак специальный представитель ООН Сержиу Виейра ди Меллу на первом этапе в качестве приоритетной задачи будет иметь налаживание контактов с иракскими представителями, а также установление хороших рабочих отношений с временной американской администрацией в Ираке. Насколько хороших, покажет время…
     Есть и другой очень серьезный вопрос – финансовый. Кто заплатит за восстановление разрушенной страны? Ответ очевиден: это будет ООН. Опыт других операций «коалиций» показывает, что США изначально запланировали такую роль именно для ООН, а не для своих компаний. Конечно, Ираку будет предложено «самовосстановиться» за счет продажи нефти, а также рассчитывать на некоторую помощь Объединенных Наций при полной моральной поддержке США и Великобритании. Что ж, позиция ясная и очень удобная. Тем более что сами США осуществляют сравнительно большие дотации в систему ООН, что и обусловливает такой вектор их политики по отношению к этой организации. Только сейчас в ООН не все горят желанием спонсировать очередную, выгодную практически только для Штатов политику «мирного восстановления Ирака». Кое-кто в ООН уже задался вопросом, не придется ли в дальнейшем то же самое делать в Иране, в Сирии и где-нибудь еще?
     
Авторитетные мнения

     
- Реформа ООН нужна, но она должна быть просчитанной и последовательной, - говорит директор департамента международных организаций МИД РФ Андрей Грановский. - Она назрела, необходимо адаптировать организацию к нынешним реалиям, но при этом нельзя проводить реформу ради реформы, должно руководствоваться принципом «не навреди», поэтому реформа должна быть продуманной и последовательной... Пока же она буксует, потому что интересы государств различны: одни хотят, чтобы ООН сосредоточилась на борьбе с нищетой и голодом, другие больше нацелены на совершенствование миротворческих функций организации. Надо договариваться, но на основе четкого соблюдения Устава ООН и принципов международного права. Ситуация вокруг Ирака говорит не о кризисе ООН, а о столкновении интересов США с интересами подавляющего большинства стран мира, в том числе большинства членов ООН, - продолжает Андрей Грановский. – Но нужно выводить ООН из этого кризиса, что можно сделать только при сотрудничестве с США, ведь они объективно заинтересованы в ООН, так как необходимо как-то легитимизировать свои односторонние акции, а это можно сделать прежде всего через ООН и ее Совет Безопасности. Что касается Ирака, то нельзя допустить подчинения учреждений ООН оккупационным силам.
     - Причина задержки в реформировании ООН заключается еще и в том, что много энергии тратится впустую, - отмечает директор информационного центра ООН в Москве Александр Горелик. - В реформе есть вещи серьезные, с большим политическим значением, а есть второстепенные вопросы, решение которых занимает много времени у узкой прослойки бюрократии в странах-членах и у чиновников ООН. В результате должного внимания не уделяется ключевым вопросам, в том числе важнейшему - реформе Совета Безопасности.
     - Уже через три месяца США передадут под эгиду ООН все иракские дела, кроме нефти, - считает помощник генерального секретаря ООН Юлий Воронцов. - У ООН есть опыт действия в подобных ситуациях, есть опыт выведения страны из хаотического состояния. Позиция ООН в иракском вопросе накануне военной операции была правильной. Мы прилагали усилия к тому, чтобы иракская проблема решалась по заведенному порядку. ООН поддержала бы военную операцию против Ирака в случае, если бы у него было выявлено ОМП. Поэтому США и остановили работу инспекторов, так как могло выясниться, что ОМП в Ираке нет.
     - ООН никогда не выполняла свою главную задачу — принуждение к миру, - говорит директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов. - Ничего необычного нет в том, что ООН не смогла помешать США устроить войну в Ираке. В годы «холодной войны» свою волю ООН диктовали две сверхдержавы — США и СССР, а теперь это делает только Америка. В ближайшем будущем роль ООН вряд ли возрастет. От реформы ООН могут быть и негативные последствия. Если в ее ходе Америку лишат права вето, она совсем перестанет считаться с другими. Сейчас еще возможен диалог.
     - Ни одна международная организация не способна заменить ООН в поддержании международного мира и стабильности, - заявил председатель КНР Ху Цзиньтао. Члены Совета Безопасности ООН несут важную ответственность за мир и стабильность во всем мире. Роль ООН в сохранении мира и стабильности остается неизменной и сегодня, и ее не может заменить ни одна другая международная организация. Устав и принципы ООН должны оставаться основополагающими нормами, на основе которых будут решаться международные проблемы. Для обеспечения прочного мира необходимо тесное сотрудничество международного сообщества. Китай и дальше готов активизировать сотрудничество с Россией и другими странами мира, чтобы совместными силами сделать нашу жизнь мирной, процветающей, гармоничной.
     
«Игры» большой политики

     
На саммите 2002 года в формате «восьмерки» приняли решение собрать до 29 млрд. долларов в поддержку процесса нераспространения вооружения, борьбы с терроризмом, разоружения и сотрудничества по вопросам ядерной безопасности с Россией и бывшими советскими республиками. По словам советника президента РФ Андрея Илларионова, сейчас нет ни одного вопроса, ни одной рабочей группы, в решении и составе которых Россия не участвовала бы полноправно. Он подчеркнул, что «мы рассматриваем «восьмерку» как важный инструмент по обеспечению и защите наших интересов и обеспечению условий общего развития всего мира. Лидеры «восьмерки» примут более 12 важных документов. Планируется, в частности, принять план действий по антитерроритической борьбе и привлечению к ней других стран, обеспечению безопасности при проведении борьбы с терроризмом.
     Кстати, на Западе растет число политиков и экспертов, которые считают, что решение некоторых первостепенных мировых проблем в обозримом будущем могли бы взять на себя страны «большой восьмерки». Однако если подходить к этому вопросу с точки зрения международного права, то такое невозможно, так как страны G 8 при всей своей совокупной мощи не располагают той экспертизой, тем опытом и теми механизмами, которые есть у ООН и которые необходимы для решения острейших проблем современности, включая такие новые вызовы, как терроризм, наркоопасность, оргпреступность. Например, у «восьмерки» совершенно нет опыта совместной организации и проведения миротворческих операций вне эгиды ООН.
     Сегодня насчитывается около 37.000 миротворцев ООН, которые участвуют в 14 миссиях на трех континентах. Они представляют 89 стран. 1.800 миротворцев за последние полвека погибли в зонах конфликтов. 29 мая впервые отметили международный день миротворцев ООН. «В этот день мы отдаем дань уважения каждому из них», - сказал Кофи Аннан. – «Миссия миротворчества ООН будет продолжаться. Миротворчество само по себе не может остановить войну. Но оно способно помочь предотвращению возобновления военных действий. Оно дает миру шанс». Да и правда, во многих местах операции приносили реальную пользу людям. Но и во многом они служили не более чем прикрытием для продвижения интересов единственной на начало XXI века сверхдержавы.
     
Наш вклад

     
Как можно характеризовать отношения России с ООН? Активные, целенаправленные, плодотворные и т.д. К примеру, 16 апреля в Афинах министр иностранных дел РФ Игорь Иванов провел встречу с Кофи Аннаном, на которой тот высоко оценил готовность России продолжать вносить весомый вклад в усилия по дальнейшему укреплению авторитета и практических возможностей ООН в решении ключевых проблем в сфере поддержания международного мира и безопасности. На встрече условились продолжать регулярный диалог по всем актуальным вопросам повестки дня ООН в интересах дальнейшего развития сотрудничества.
     Со своей стороны Россия предпринимала и будет впредь предпринимать усилия для реальной поддержки организации. Как известно, мы досрочно выполнили взятое на себя в 1995 году обязательство в течение 7 лет полностью погасить задолженность в регулярный бюджет и на операции по поддержанию мира (ОПМ) ООН, заплатив в 2001 году в общей сложности более 102 млн. долларов. В 2002 году перевели в ООН почти 55 млн. В этом году мы уже выплатили ООН более 35 млн. Уже почти два года у нас нет долгов по взносам в регулярный бюджет ООН. Россия в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными государствами будет и далее вносить весомый практический вклад в повышение антикризисного потенциала ООН для успешного проведения совместных операций. В настоящее время российские миротворцы участвуют в 10 из 14 ОПМ. Одновременно Россия несет основное бремя миротворца в «горячих точках» на пространстве СНГ, где около двенадцати тысяч российских военнослужащих помогают сохранить мир. По-прежнему актуальным остается обеспечение адекватной международной поддержки этих усилий России.
     Активность позиции России косвенным образом иногда способствует возникновению трений при обсуждении тех или иных вопросов в Совбезе ООН. Но мы не можем, не имеем права залечь где-нибудь в «секрете» и молча наблюдать за происходящим. Поскольку только на первый взгляд может показаться, что события в том же Ираке или где-то еще вдалеке существенно не влияют на Россию. Влияют, и еще как! Сегодня в мире все взаимосвязано. Только так, и никак иначе, многоликий мир способен достигать консенсуса и согласия по острейшим проблемам современности. Словом и творящим добро делом, а не танками и пушками.
     
* * *

     
Хороша ли ООН или плоха - другой у нас сегодня нет. Это единственная организация, объединяющая большинство государств мира, которые независимо от своих размеров находятся в равных условиях и имеют по одному голосу на сессиях Генеральной Ассамблеи. А всякие разговоры о том, что ООН себя исчерпала и ее функции могла бы взять на себя, к примеру, «большая восьмерка», неправомерны, так как решения «восьмерки» обязательны лишь для восьми ее участников, в то время как решения Совета Безопасности ООН носят юридически обязывающий характер для большинства стран мира.
     
На снимке:даже американцам по-прежнему нужна ООН.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker