на главную страницу

4 Июня 2003 года

Армия сегодня

Среда

ВО СЛАВУ АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА

Начальник пресс-центра отряда кораблей ВМФ РФ капитан 1 ранга Сергей ГОРБАЧЕВ, капитан 2 ранга Вячеслав ИВАНОВ Борт ГРКР «Москва»,Бенгальский залив.



В дальние походы наши военные корабли последние годы уходят нечасто. Поэтому состоявшиеся в Индийском океане совместные учения отряда кораблей ВМФ России и ВМС Индии «Индра-2003» – событие, значимое вдвойне. Андреевский стяг снова реет в южных широтах. Более того, это способствует укреплению сотрудничества между нашими странами по всем направлениям.

     Одним из свидетельств стратегического партнерства России и Индии являются совместные российско-индийские военно-морские учения «Индра-2003», состоявшиеся в Индийском океане. Мероприятий подобного рода в истории военно-морского сотрудничества между нашими странами еще не было, хотя давнее взаимодействие между российскими и индийскими моряками имеет различные формы и богатый опыт. В Советском Союзе и Российской Федерации на регулярной основе осуществлялась подготовка кадров всех категорий для ВМС Индии – от матросов до старших офицеров. Это неудивительно, ведь начиная с 60-х годов наша промышленность строит для индийского флота корабли различных классов. На российских верфях осуществляются их ремонт и модернизация. Наши конструкторские бюро предложили индийской стороне документацию нескольких проектов кораблей, часть из которых уже построена на судостроительных заводах этой страны. Индия закупает комплекты оружия и другой техники для оснащения кораблей собственной постройки. Разумеется, наши специалисты оказывают помощь своим коллегам в освоении корабельного вооружения. И это не полный перечень российско-индийских связей, которые существуют в течение десятилетий. Теперь к нему добавилась и такая форма, как совместные учения.
     Их проведение не станет единичным фактом, что подтверждает ряд обстоятельств. Одно из определяющих – повышение роли ВМС Индии в системе обеспечения безопасности государства. Это обусловлено заинтересованностью страны в усилении морского вектора своего развития. И оправдано: только береговая линия Индии составляет свыше 7 тысяч 600 километров, а экономическая зона имеет площадь свыше 2 млн. квадратных километров. Учитывая также, что Андаманские острова удалены от материка на 1.300 километров, а береговой шельф богат полезными ископаемыми, в том числе нефтью и газом, понятно, почему флот занимает достаточно привилегированное положение. Индия также заинтересована в том, чтобы четко обозначать свое военное присутствие в Аравийском море, через которое проходят маршруты перевозок нефти из Персидского залива. Кроме того, 65 процентов всех мировых перевозок энергоносителей осуществляется по коммуникациям, пролегающим в Индийском океане. Наличие у Индии наиболее мощных в Южной Азии финансово-экономических и научно-технических возможностей способствует развитию национальных ВМС, которые сегодня по совокупной мощи и боевому потенциалу занимают восьмое место в мире.
     В свою очередь новое дыхание обретает и ВМФ России. Подтверждением тому дальний поход отряда кораблей в Индийский океан. Плавание, проходящее весьма динамично и насыщенно, можно охарактеризовать как комплексный поход, гармонично сочетающий в себе выполнение боевых упражнений по планам боевой подготовки, демонстрацию Андреевского флага в целях отстаивания интересов России в Мировом океане, осуществление политико-дипломатической миссии посредством захода в иностранные порты, взаимодействие с индийскими моряками в рамках решения совместных учебно-боевых задач. Причем, как представляется, и нам, российским морякам, есть чему поучиться у индийских коллег, которым в свою очередь важно как показать свой потенциал, так и посмотреть на действия российских моряков. Это стало ясно с момента появления в районе интенсивной боевой подготовки нашего отряда сначала противолодочного самолета Ту-142, корабельных вертолетов, а затем эскадренного миноносца УРО «Майсор» из состава западного флота ВМС Индии.
     Необходимо отметить, что индийские моряки развивают сотрудничество и наращивают взаимодействие с флотами разных стран. К примеру, два года назад в Мумбае состоялся международный морской парад (ММП-2001) по случаю 50-летия образования Республики Индия. Для участия в нем прибыли 24 иностранных корабля из 19 стран мира.
     Вместе с 63 надводными кораблями и подводными лодками ВМС, кораблями береговой охраны Индии они составили впечатляющий парадный строй. Этот парад уже седьмой в истории национальных ВМС. Стоит также сказать о том, что накануне проведения учений «Индра-2003» силы индийского флота участвовали в двух международных военно-морских учениях, проведенных в Аравийском море.
     После перехода отряда кораблей ВМФ России из Аравийского моря в Бенгальский залив Индийского океана был совершен деловой заход в главную базу восточного флота ВМС Индии - порт Вишакхапатнам. За три дня нахождения в Вишакхапатнаме командир отряда вице-адмирал Евгений Орлов и командиры кораблей нанесли протокольный визит командующему восточным флотом ВМС Индии. На борту российских кораблей побывали индийские моряки, а также российские представители в Индии. Насыщенной была культурная программа, все члены экипажей российских кораблей получили возможность побывать на берегу.
     Одновременно с этим офицеры походного штаба, возглавляемого капитаном 1 ранга Сергеем Тумаковым, вместе с представителями восточного флота согласовали вопросы проведения второго этапа учений, который прошел 1-2 июня. В нем приняли участие ГРКР «Москва», БПК «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев» и танкер «Владимир Колечицкий». С индийской стороны в учениях приняли участие эсминцы УРО «Раджпут», «Ранвиджай», «Ранджит», подводные лодки «Сидхувир» и «Вела», танкер «Джиоти», вертолеты КА-28 и «Четак». Спланированные учебно-боевые мероприятия во многом совпали с реализованным планом первого этапа, однако были и отличия, связанные как с конкретным наполнением мероприятий, так и с составом сил с индийской стороны. Свою специфику внес и район учения – навигационные и погодные условия Бенгальского залива существенно отличаются от условий плавания у западного побережья полуострова Индостан.
     После выхода из базы и сбора сил корабли провели совместное маневрирование в составе ордеров. Затем состоялись полеты вертолетов с последующей посадкой российских на индийские, а индийских – на российские корабли. После этого боевые корабли отработали прием и передачу грузов на ходу траверзным способом. Во второй половине первого дня учений корабли, разбившись на две смешанные тактические группы, встретились с подводными лодками. С этого момента началось противолодочное учение, с окончанием которого две корабельные ударные группы – «красные» («Ранвиджай», «Ранджит», «Адмирал Пантелеев») и «синие» (ГРКР «Москва», «Маршал Шапошников», «Раджпут») – провели многочасовой встречный бой. Во второй день учений корабли отработали пополнение запасов на ходу кильватерным способом. В этом эпизоде участвовали индийский и российский танкеры. С его окончанием состоялись артиллерийские стрельбы. После отработки действий по противовоздушной обороне произошло свертывание сил. В ходе учений общее руководство попеременно осуществлялось командиром отряда кораблей ВМФ России и командующим восточным флотом ВМС Индии. С окончанием учений индийские корабли вернулись в базу, российские стали на якорь.
     По словам главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Владимира Куроедова, активная фаза учений закончилась. До 5 июня российские и индийские корабли лишь завершат отработку оставшихся поставленных задач.
     Факторы точного попадания
     За время похода были проведены ракетно-артиллерийские стрельбы. Традиционно, если корабль успешно их выполнил, хорошим тоном считается напоминание о том, что, собственно, стрелял весь экипаж. Особенно, если корабль по своему предназначению прежде всего ракетный. Навигаторы, связисты, механики – все они обеспечивают боевую часть-два для успешного выполнения залпа. Ракетчики с этим справедливым утверждением согласны и даже великодушно добавляют в список соавторов успеха отечественную промышленность, вспоминают добрым словом других специалистов, главное – стрельбы удались, а от счастья ракетчиков все равно не убудет. Другое дело, когда пуск неудачный, тогда поиск виновных начинается прежде всего с главных творцов неудачи. И вот тогда становится понятно, кто и за что на самом деле отвечает – наступает своеобразный момент истины.
     Каждые стрельбы, как и всякое другое действие, выражающее саму суть работы, незабываемы. Те, что были проведены флагманом отряда кораблей ВМФ России 16 мая, останутся в памяти всех находившихся в тот день на его борту. Наверное, никому из них не покажется излишне высокопарной часто повторяемая фраза об историческом значении тех ракетных пусков. Конечно, со временем впечатления немного сотрутся. Отнюдь не такими уж серьезными покажутся сомнения в их успехе, не столь чрезмерным - испытанное напряжение.
     Никого не может оставить равнодушным мощный старт «изделия», рапорт пилота вертолета, воочию убедившегося в уничтожении мишени, вручение пирогов мастерам ракетного удара и коллективное фотографирование возле обгорелого контейнера. Однако картина будет не полной без удивительного сходства портретов ведущих ракетчиков, находившихся во время «Ч» на ходовом мостике: торжественная сосредоточенность, холодное спокойствие и... струйки пота на лицах при исправно работающих кондиционерах.
     Минуты триумфа обидно коротки. О них затем поскорее советуют забыть. Эти мгновения улетучиваются вместе с пороховым дымом, оставляя удовлетворение от хорошо выполненной работы и возвращая к осознанию перманентной незавершенности профессиональных проблем.
     Мы разговаривали о них с флагманским ракетчиком отряда капитаном 1 ранга Юрием Куликовым на следующий день после выполнения необходимых отчетов. Местом для беседы Юрий Викторович избрал площадку возле зенитно-ракетного комплекса, который по многолетней привычке тут же внимательно осмотрел. С ЗРК Юрия Куликова связывает многолетняя, не побоюсь этого слова, дружба и большая часть служебной деятельности. Хороший ракетчик, считает Юрий Викторович, должен относиться к своей технике, как к живому существу, отдавать ей частицу души. И она ответит тем же – никогда не подведет в самый ответственный момент.
     Первая должность лейтенанта Куликова, с отличием окончившего Черноморское ВВМУ им. П. С. Нахимова, - командир группы ЗРК БПК «Азов». Возможность проверить знания, приобретенные в училище, представилась ему через три часа после прибытия на корабль: стрельба велась по парашютной цели. Всего на «Азове» с его участием только этим комплексом было произведено 100 пусков.
     Окончание Военно-морской академии с отличием и успешная сдача кандидатского минимума позволяли Юрию Куликову посвятить себя научной работе, но практика в конце концов настырно вернула его на три года в часть противолодочных кораблей уже в качестве флагманского специалиста. В те смутные годы, вспоминает заместитель начальника отдела ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ, главной задачей специалистов было поддержание жизни в простаивающей технике. Для этого использовалась любая возможность. В подобном режиме техника способна находиться в исправном состоянии максимум пять лет. Залп главного ударного комплекса «Москва» доказал, что черноморцы смогли продержаться в три раза дольше.
     Теперь заместитель руководителя стрельб признается, что в тот день права на ошибку просто не было. Обязывала огромная ответственность перед всеми, кто вложил в это оружие все свои силы, мощь интеллекта. Невозможно было подвести тех людей, кто сумел сохранить корабль в девятилетнем ремонте, вывел его сначала с завода, а затем в Черное море, Средиземное, в океан. Никак нельзя было обмануть ожидания ракетчиков с других флотов России, которые сейчас готовятся к проведению подобных пусков.
     Отчеты по итогам стрельб, подготовленные черноморцами, будут скрупулезно изучены, после чего, будем надеяться, станут достоянием всех флотских специалистов. Они-то смогут по достоинству оценить всю их уникальность и смелость. Ведущий ракетчик ЧФ утверждает, что уточнение возможностей комплекса позволило внести заметную корректуру в документы по его тактическому применению, определило дальнейшие перспективы использования оружия. Выявленные «московскими» ракетчиками некоторые особенности эксплуатации матчасти в тропических широтах помогут избежать технических сбоев в дальнейшем. Безусловно, весьма ценен и опыт выбора района стрельб, а также практика обеспечения их безопасности.
     Говоря о ракетном вооружении крейсера, Юрий Викторович все же подчеркнул приоритет человеческого фактора. Теперь этот некогда популярный термин не в моде. Но любое самое «умное» оружие по-прежнему мертво без людей, обслуживающих и наводящих его на цель. Флагманский ракетчик озабочен тем, что наступает объективный процесс смены поколений специалистов: уходят или скоро уйдут в запас ракетчики, овладевшие своим редким ремеслом четверть века назад. Достойной замены им пока нет. Но вовсе не перевелись на флоте моряки, болеющие за свое дело. Такие люди у нас есть, но им нужна постоянная практика. Будут походы, стрельбы, будут у нас и подготовленные кадры, знакомые со своим делом не только по отработке всевозможных документов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker