на главную страницу

5 Июня 2003 года

Четверг

Российские корабли стартуют к МКС

Благодаря этому станция продолжит работу на орбите

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Россия продолжает выполнять свои обязательства по строительству Международной космической станции (МКС) и при этом расходует немалые средства. Американское космическое агентство НАСА до сих пор не внесло никаких предложений о долевом участии в строительстве дополнительных российских кораблей. Возможности агентства ограничивает закон, запрещающий закупку любой продукции российского ОПК. Он был принят еще при прежней администрации США из-за того, что Россия якобы поставляет ракетные технологии Ирану. Нет пока помощи и от других участников международного проекта. Между тем расходы России на МКС возрастают.
     Сегодня продолжается подготовка к намеченному на 8 июня запуску российского транспортного грузового корабля «Прогресс М1-10», произведенного Ракетно-космической корпорацией «Энергия». В частности, проведена заправка корабля компонентами топлива и сжатыми газами, в монтажно-испытательном комплексе космических аппаратов Байконура произведен авторский осмотр «грузовика». Выполнена накатка головного обтекателя ракеты-носителя на космический корабль.
     После старта этого «Прогресса» и его пристыковки к МКС в течение полугода в составе орбитального комплекса будут находиться сразу два российских грузовых корабля и корабль-спасатель «Союз».
     Обычно после смены «грузовиков» на орбите уже отработавший «Прогресс» отстыковывался и затапливался. Но теперь принято решение оставить его на станции, так как двигателями двух грузовых кораблей легче управлять МКС, также это позволит снизить расход топлива при маневрах по коррекции орбиты. Раньше подробные корректировки выполняли шаттлы.
     Напомним, что трагическая гибель на посадке американского корабля многоразового использования «Колумбия» внесла серьезные коррективы в освоение человечеством космического пространства. Фактически под угрозу поставлена не только национальная пилотируемая комическая программа США, но и будущее грандиозного проекта - Международной космической станции (МКС), создание которой планировалось завершить в 2006 году. Россия, принимающая активное участие в ее строительстве и эксплуатации, единственная, кроме США, страна, способная обеспечивать доставку на орбитальный комплекс оборудования и космонавтов. Поэтому сегодня на нее ложится основная нагрузка по обеспечению станции всем необходимым.
     НАСА запретило полеты шаттлов на время расследования причин катастрофы и устранения выявленных недостатков. Между тем американские космические корабли многоразового использования благодаря грузоподъемности в 30 тонн выполняли львиную долю грузоперевозок и доставки экипажей на МКС. В этом году они должны были побывать там не менее четырех раз и доставить на орбиту более 80 тонн различных грузов и 26 человек, в том числе трех россиян (80 процентов пассажиров, 90 процентов грузов).
     Пока, несмотря на недавние оптимистичные заявления президентов России и США о намерении двух стран продолжать активное сотрудничество в создании МКС и освоении космоса, все операции по поддержанию работоспособности станции лежат на России. Американская сторона не торопится оказать материальную помощь в строительстве незапланированных кораблей, а РКК «Энергия» уже приступила к изготовлению четвертого, внепланового «грузовика», для чего корпорации пришлось брать кредит.
     

На снимке: «Прогресс М1-10» в монтажно-испытательном комплексе.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker