на главную страницу

11 Июня 2003 года

Встреча в редакции

Среда

ПОЛЮС ПОКОРЯЕТСЯ СТОЙКИМ

Достичь его нашим соотечественникам помог
Русский страховой центр

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Ежегодно в начале марта от берегов архипелага Северная Земля стартуют группы лыжников-экстремалов, чтобы в условиях сорокаградусного мороза, через лабиринты торосов, преодолевая бесчисленные препятствия, достичь вожделенной высшей точки планеты. Накал этих соревнований растет с каждым годом. Особую остроту им придает автономность. Команда не может рассчитывать ни на какую внешнюю помощь, только на свои силы, на свою поклажу, которую надо тащить на себе. И хотя в отечественных СМИ были публикации о недавнем походе на полюс английского путешественника, о наших соотечественниках, осуществивших сложнейшую автономную экспедицию с мыса Арктический (Северная Земля) на Северный полюс, никто так и не рассказал. Хотя это была первая за последние 10 лет российская экспедиция без поддержки извне. В редакции «Красной звезды» побывал руководитель экспедиции «Северный полюс-2003», известный полярный путешественник Георгий КАРПЕНКО и рассказал о наиболее интересных моментах этого незабываемого путешествия, вписавшего, несомненно, новую страницу в летопись освоения Северного полюса.

     - Георгий Николаевич, с чего началось ваше увлечение экстремальным туризмом и почему вы так стремились покорить Северный полюс?
     
— Все началось в школе, а потом и в институте, где была секция туризма и альпинизма. Тогда я начал ходить на Север, и именно тогда он покорил меня красотой суровой природы, огромными сверкающими снежными просторами. Летом — сплав на плотах по горным рекам, зимой — походы на лыжах в Заполярье, на Кольский полуостров, Полярный Урал. Уже тогда я знал, что вершина моего пути – Северный полюс. Он занял ключевое место в моем сознании и не отпускал меня все эти годы, до нынешней весны. Этому предшествовали напряженнейшие тренировки и, конечно же, целый ряд путешествий. Так, на сделанной мной и товарищами своими руками яхте «Урания» удалось обойти побережье практически всех стран Северной Европы, впервые на яхте такого класса достичь берегов Антарктиды.
     Но Северный полюс по-прежнему манил к себе, словно Полярная звезда. И я знал, что буду там. Но на этом пути был ряд трудностей, связанных не только с физическим преодолением пространства. Любая подобная экспедиция, например, должна быть застрахована. И страховщик должен быть надежный, проверенный. Мне повезло: придя в Русский страховой центр (РСЦ), можно сказать, с улицы, я встретил понимание и поддержку у его руководства. Я почувствовал, что там работают люди, болеющие за престиж нашей страны, которая была, есть и будет родиной первооткрывателей и покорителей земных просторов. РСЦ застраховал нашу экспедицию на крупную сумму в размере 30.000 долларов. Благодаря этому она смогла осуществиться.
     
- Расскажите более подробно об экспедиции, кто стартовал вместе с вами?
     
- Мы шли автономно от мыса Арктический (архипелаг Северная Земля) по дрейфующим льдам до Северного полюса. Это расстояние примерно в тысячу километров. По статистике, таким маршрутом проходит лишь один из десяти. Повторюсь, это – статистика, дающая надежду немногим. Тем не менее мы рискнули.
     Нас было двое, я и Вячеслав Быстров из Санкт-Петербурга. Мы стартовали 4 марта. Нам не повезло, в то время были самые неблагоприятные погодные условия, средняя температура составляла минус 40 градусов. С нами вышли еще две экспедиции: национальная сборная Южной Кореи, состоящая из альпинистов экстра-класса, и финская спортсменка из Финляндии Доминик, которая шла не автономно, а с так называемыми подбросами продуктов и горючего вертолетами. Благодаря этому ее нарты были легкими – не более 50 кг. Нам же пришлось тащить по 130 кг. При преодолении больших торосов передвигались челночным методом, перенося за раз третью часть груза и возвращаясь за оставшейся.
     Ни одна из экспедиций, стартовавших вместе с нами, не достигла полюса. Корейцы оказались не готовыми к действиям в арктических условиях. Они не имели за спиной той школы испытаний, которая есть в России, подразумевающей терпеливость, выносливость, богатейшие практические знания по выживанию в экстремальных условиях. Видимо, поэтому уже в марте мы оторвались от них более чем на 200 километров, а в апреле их сняли на полпути к Северному полюсу.
     Финка, которая, к слову, оказалась фанатичной спортсменкой, тоже не дошла до финиша, так как провалилась под лед и отморозила ногу, что в итоге привело к ампутации пальцев.
     
- Какие самые тяжелые испытания пришлось вынести?
     
- С самого начала нас ожидало испытание холодом. При сорокаградусном морозе еще как-то удавалось поспать, пока были сухие спальные мешки. Но конденсат и арктический воздух быстро делали их влажными. Поэтому вечером, ложась спать, приходилось залезать в ледяные норы, а утром просыпаться в пропитанном холодной влагой спальнике. Холод давил постоянно, а особенность автономных походов в том, что нигде нельзя обогреться. Нет хоть какой-то крыши над головой, мы не разводили огонь для обогрева, бензин использовался только для приготовления пищи.
     Поэтому все 24 часа в сутки мы боролись с морозом постоянно, тепло давали лишь калории, полученные организмом из пищи. Психологически это очень тяжело, когда нет места, где можно согреться, когда нет ни одной сухой вещи, которую можно надеть.
     Существует такое понятие – холодовая усталость, у новичков она наступает приблизительно через пять дней постоянного испытания морозом. Появляется апатия, которая принимает такие угрожающие формы, что человеку становится все безразлично, он теряет всякую мотивацию, не хочет ничего делать даже ради спасения собственной жизни.
     Поэтому мы постоянно контролировали себя, ожидая прихода холодовой усталости. В условиях автономного похода даже небольшой ее приступ способен привести к фатальному исходу. Ведь никто не поможет, даже вертолет прилетит лишь через три дня после вызова, когда все уже будет закончено. Нам, видимо, помогла высокая мотивация, усталость так и не пришла, хотя было несколько острых приступов апатии.
     
- Но арктическая весна все же наступила?
     
- Да, в апреле температура повысилась, но пришла другая беда. За март мы потеряли очень много сил, были истощены холодом и физическими нагрузками. Даже наша специальная высокопитательная еда не могла дать необходимые калории.
     Во второй половине апреля скорость продвижения заметно снизилась, и мы выработали такой способ продвижения - три часа на сон и еду, пять часов хода. Несмотря на то, что нарты уже наполовину опустели, мы не то что не могли идти споро на лыжах, а, можно сказать, ползли, набирая километры лишь за счет длительности переходов.
     Интересен такой факт. Обычно в лыжном походе, когда сбрасываешь рюкзак, приходит ощущение, что выросли крылья. А в этот раз, наткнувшись на разводье и сбросив все, чтобы налегке провести разведку, где можно перебраться через воду, мы просто не могли заставить себя сделать первый шаг. Мозг автоматически давал команду – раз все сбросил, отдохни.
     30 апреля, на 58-й день испытаний, мы вышли к заветной цели - Северному полюсу. Позвонили при помощи спутниковой связи «Иридиум» на сезонный ледовый аэродром Барнео, который находится приблизительно в ста километрах от полюса, и за нами прислали вертолет.
     Забрали нас очень быстро. Дело в том, что этот аэродром уже был практически закрыт, почти всех людей вывезли, осталась одна палатка для вертолетчиков.
     
- То есть вас ждали?
     
- Ждали - не то слово. Дело в том, что мы специально не давали свои координаты. Сезон заканчивался, и нас могли снять с маршрута принудительным порядком. Нам же оставалось пройти совсем немного - около семидесяти километров, и мы никак не могли позволить, чтобы нас сняли с маршрута. В конечном итоге с трудом удалось договориться с Барнео, и нам дали еще немного времени. Когда летчики нас забирали, мы были настолько уставшими, что даже не вышли из палатки. Нас и все снаряжение просто забросили в люк вертолета. Спустя два часа после того как мы оказались на ледовом аэродроме, прилетел последний самолет, который и доставил нас на Шпицберген. Так что мы, можно сказать, сели в последний вагон уходящего поезда.
     
- Были ли ЧП во время похода, и что все-таки помогло достичь цели?
     
- Автономное путешествие на Северный полюс - очень сложная задача даже для профессионала. По погоде и физическим нагрузкам это сложнейшая трасса, поэтому, повторюсь, доходят единицы, иногда после нескольких попыток. Многие, к сожалению, погибают. Не обошлось без происшествий и у нас. Я намочил ногу, провалившись на разводье, и отморозил несколько пальцев. Заживали они все время похода, что доставляло много неприятностей.
     Что нам помогло? Мы с Вячеславом договорились сразу: возвращаемся назад только через полюс. Через три недели похода, когда мы уже были основательно измучены, лозунг изменился. Теперь мы говорили: или останемся здесь, или Северный полюс, назад дороги нет. Настрой был такой, что не существовало никаких причин отказываться от цели. В марте было несколько случаев, когда я говорил себе: «Все, больше нельзя!» Тогда были и непреодолимые торосы, и лютый мороз, и усталость. Но я смог преодолеть себя, и сегодня, когда полюс взят, безмерно рад этому.
     
- Кто помог осуществить экспедицию, ведь это, видимо, потребовало больших затрат?
     
- Хочу сказать спасибо администрации подмосковного города Пушкино и выразить особую благодарность Русскому страховому центру и лично председателю его правления Дмитрию Извекову. Традиционно в подготовке командных походов на Северный полюс участвуют крупные страховые компании. Как я уже говорил, нам, путешественникам, повезло: в РСЦ мы встретили патриотов своей страны, порядочных людей, готовых помочь подтвердить российские приоритеты в освоении Арктики. Позже я узнал, что компания работает на российском рынке уже 10 лет и основное направление ее деятельности - страхование стратегически важных для России предприятий оборонно-промышленного комплекса. Стабильное финансовое положение, лицензия ФСБ, лицензия Министерства финансов РФ позволяют осуществлять более 70 видов страхования, покрывать крупные риски по различным видам страхования, в том числе по личному страхованию.
     Покорение Северного полюса мы посвятили в том числе и Русскому страховому центру, водрузив в конечной точке маршрута знамя компании.
     
На снимке:знамя РСЦ на Северном полюсе.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker