на главную страницу

17 Июня 2003 года

Планета людей

Вторник

БРЮССЕЛЬСКИЕ ДИАЛОГИ

Алексей ЛЯЩЕНКО.



     Внимание наблюдателей было приковано к заседанию Совета Россия - НАТО в формате «двадцатки» на уровне министров обороны и состоявшейся перед этим двусторонней встрече главы российского военного ведомства с руководителем Пентагона Дональдом Рамсфелдом.
     На переговорах с американским коллегой российский министр обороны обсудил вопросы глобальной стратегической стабильности, двустороннего сотрудничества и ситуацию в «горячих точках» - в Афганистане, на Корейском полуострове, на Ближнем Востоке. Накануне встречи с Сергеем Ивановым Дональд Рамсфелд снова выступил по иранскому вопросу, призвав Россию свернуть сотрудничество в сфере мирного атома с этой страной. Сергей Иванов по этому поводу заметил, что иранский вопрос обсуждался на недавней встрече в Вашингтоне, позиции России и США ясны, они были подтверждены в Санкт-Петербурге. Здесь существует полная ясность, мы выступаем за то, чтобы Иран соблюдал все договоренности с МАГАТЭ. Вместе с тем, по мнению Сергея Иванова, Иран должен быть сам заинтересован в том, чтобы все его программы были прозрачны, контролируемы и чтобы не могло возникнуть никаких двусмысленностей, различных толкований по этому вопросу.
     Россия, как сообщает ИТАР-ТАСС, готова к самому активному взаимодействию с США в некоторых процессах. Например, в сфере налаживания сотрудничества по противоракетной обороне. Сергей Иванов сообщил, что ознакомил шефа Пентагона с российскими предложениями. Они касаются «осуществления двусторонних контактов по проблемам ПРО, созданию в Москве Центра обмена данными, получаемыми от систем предупреждения о ракетном нападении, а также организации и проведения двусторонних командно-штабных учений по противоракетной обороне на театре военных действий с привлечением в качестве наблюдателей представителей ряда государств НАТО».
     Глава российского военного ведомства отметил, что на переговорах состоялся также обмен мнениями «о путях и перспективах дальнейшего развития сотрудничества между Россией и НАТО в формате «двадцатки». «Безусловно, не все наши оценки развития современной военно-политической ситуации в мире полностью совпадают, - сказал министр обороны РФ. - Вместе с тем накопленный опыт сотрудничества свидетельствует о том, что надежным залогом успеха являются прежде всего взаимное доверие сторон и готовность идти на компромиссы».
     Сергей Иванов сообщил, что по итогам переговоров «обе стороны подтвердили намерение и впредь продолжать поиск путей сближения позиций и способом повышения эффективности российско-американского сотрудничества, исходя при этом из наиболее полного учета национальных интересов обоих государств, а где это необходимо, и третьих стран». Кроме того, глава российского военного ведомства пригласил американцев принять участие в предстоящих в конце августа на Тихоокеанском флоте России крупномасштабных учениях.
     Особую значимость принимает возможная передислокация части военных баз американской армии в Восточную Европу и в страны Балтии. В этой связи министр обороны РФ считает, что каждая из сторон при рассмотрении вопроса своего военного присутствия в Европе должна исходить из Основополагающего акта Россия - НАТО и подписанного, но не ратифицированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). На пресс-конференции после переговоров министров обороны России и США Дональд Рамсфелд, отвечая на вопрос журналистов, заявил, что США пока не приняли такого решения. По его словам, командующим американскими войсками в зонах ответственности было предложено представить свои предложения по возможной передислокации баз. Такие предложения поступили в Пентагон, но военное ведомство отправило их обратно командующим на доработку.
     «Результативным» было названо и состоявшееся заседание Совета Россия - НАТО в формате «двадцатки». Сергей Борисович Иванов дал высокую оценку результатам первого года работы Совета Россия - НАТО. «Начинается второй год сотрудничества в рамках «двадцатки», - сказал он. - Достигнуты определенные практические результаты за первый год, а самое главное, есть то чуткое взаимопонимание сторон по ключевым областям сотрудничества, по которым предстоит активно работать в 2003 -2004 годах». Среди них глава российского военного ведомства назвал борьбу с терроризмом, кризисное урегулирование, нераспространение оружия массового поражения и средств его доставки, противоракетную оборону, спасение на море, противодействие новым угрозам и вызовам, координацию при осуществлении военных реформ.БРЮССЕЛЬСКИЕ ДИАЛОГИ
     Одним из основных направлений партнерства между Россией и НАТО остается взаимодействие в борьбе с международным терроризмом. Министр обороны РФ отметил, что практическая деятельность в этой области основана на обоюдном понимании приоритетности предупреждения терактов. В части урегулирования кризисов Сергей Иванов подчеркнул, что у нас есть серьезные планы по повышению оперативной совместимости войск НАТО и Российской Федерации. «Мы планируем в течение ближайшего года заключить меморандум об использовании военно-транспортной авиации большой грузоподъемности и с точки зрения ее использования в урегулировании этих кризисных ситуаций», - заметил глава российского военного ведомства.
     По оценке российского министра обороны, углубляются контакты с НАТО и в сфере нестратегической противоракетной обороны. Создана специальная рабочая группа по противоракетной обороне театра военных действий, утверждены мандаты и программа ее работы на период до 2005 года, определены основные направления совместной деятельности, отметил он.
     На заседании Совета Россия - НАТО глава российского военного ведомства поднял и проблему военно-технического сотрудничества. Здесь много деклараций, но ничего не делается, отметил министр еще накануне заседания. Речь идет в том числе о создании в будущем совместных образцов вооружений, сказал Сергей Иванов. «Конечно, с большинством стран НАТО это вряд ли реально. Но в Европе есть государства, в которых достаточно развитая промышленность, в том числе и военная, с кем бы мы могли вести такое сотрудничество и промышленную кооперацию».
     Сергей Иванов заметил, что в 2003-2004 годах Россия и НАТО осуществят свыше 20 совместных военных мероприятий. Степень единства подходов и взглядов в рамках «двадцатки» очень высокая, отметил глава российского военного ведомства. Планируется много конкретных мероприятий. В частности, восемь чисто военных мероприятий с участием стран НАТО пройдут на российской территории, 13 - в странах НАТО. В это число не входят двусторонние мероприятия и внутрироссийские, на которые будут приглашаться наблюдатели со стороны партнеров России по НАТО.
     Вместе с тем, по словам Сергея Иванова, у российской стороны по-прежнему вызывает серьезную озабоченность потенциальная угроза балансу сил в Европе, усиливающаяся по мере принятия в НАТО государств, не входящих в ДОВСЕ. Поэтому, как заявил министр обороны РФ, российская сторона внесла предложение о том, чтобы государства - участники Договора, а также страны, желающие к нему присоединиться, взяли на себя конкретные политические обязательства по проявлению сдержанности в отношении нынешнего построения и потенциала своих обычных вооруженных сил на всем пространстве от Атлантики до Урала.
     Еще одним важным моментом прошедшего заседания стало то, что Россия сделала ряд предложений по возможной помощи НАТО в Афганистане в связи с предстоящим переходом под командование альянса Международных сил по стабилизации в Афганистане. «Россия не собирается оставаться безучастной. Мы сделали НАТО ряд предложений по возможной помощи со стороны России этим силам. Это прежде всего касается вопроса обмена информацией, в том числе разведывательной, это тыловое, техническое и транспортное обеспечение. Россия готова рассмотреть вопросы транзита Международных сил - а вся эта операция осуществляется под эгидой ООН - через нашу национальную территорию, вопросы медицинской помощи и вопросы спасения с учетом того, что на территории Таджикистана расквартировано около 15 тысяч российских военнослужащих», - сказал Сергей Иванов. Однако Россия никогда не будет направлять своих солдат в Афганистан, это исключено, заявил глава российского военного ведомства. Он также напомнил, что Россия и Германия уже работают над беспрецедентным соглашением о транзите военных грузов для войск антитеррористической коалиции в Афганистане через территорию Российской Федерации.
     В Брюсселе министр обороны РФ также сообщил журналистам, что через несколько дней из Боснии и Герцеговины уйдет последний эшелон с российскими миротворцами. Тем самым де-факто вывод российского миротворческого контингента из Боснии и Герцеговины будет завершен. Есть плотный и жесткий график по выводу из Косово. Мы рассчитываем уложиться в этот график, то есть полностью завершить вывод к 1 августа этого года, сказал Сергей Иванов.
     Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон выразил удовлетворение итогами заседания Совета Россия - НАТО и выразил уверенность в том, что «солидное партнерство обеих сторон будет укрепляться и в будущем». Вместе с тем перед заседанием «двадцатки» в Брюсселе состоялась встреча министров обороны стран - членов НАТО. На ней была утверждена программа масштабных реформ военной организации альянса. Об их радикальном характере свидетельствует тот факт, что общее число штабов в объединенных силах НАТО сократится в ближайшие годы с двадцати до одиннадцати (как известно, в разгар «холодной войны» число штабов и командных центров НАТО доходило до 78). Принято решение о передаче всех оперативных вопросов в ведение одного стратегического командования в бельгийском Монсе. На второе стратегическое командование в Норфолке (северо-восток США) будут возложены задачи дальнейшей реализации военной реформы, обучение командного состава, повышение оперативной совместимости сил и средств альянса.
     На оперативном уровне будут действовать два штаба объединенных оперативно-тактических групп наземного базирования (в Италии и Нидерландах). Сохраняется также менее крупный постоянный штаб (в Португалии), который будет специализироваться на подготовке военно-морских операций. На тактическом уровне из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление крупными смешанными соединениями. В коммюнике по итогам встречи указывается, что освобождаемые за счет сокращения числа штабов и командных центров средства будут направлены на устранение нынешних пробелов в военно-техническом оснащении сил НАТО.
     Министры обороны стран - членов НАТО также обсудили задачи, связанные с передачей в августе альянсу командования международными силами в Афганистане, помощь Польше в организации выделенного ей сектора оккупации в Ираке, формирование первых контингентов сил быстрого реагирования НАТО в составе 5-6 тыс. человек, которые должны быть в состоянии боеготовности уже в октябре этого года.
     Наблюдатели особо отметили состоявшуюся в рамках визита в Германию на торжества по поводу десятилетия расположенного в Гармиш-Партенкирхене Европейского центра исследований по вопросам политики безопасности имени Джорджа Маршалла встречу главы Пентагона Дональда Рамсфелда с министром обороны Германии Петером Штруком. Известно, что на предыдущем заседании министров обороны стран - членов НАТО Рамсфелд даже не поздоровался с германским министром, так как позиция официального Берлина по Ираку резко отличалась от вашингтонской. Теперь же, как отметили главы военных ведомств двух стран, отношения между ФРГ и США, омраченные разногласиями по вопросу войны в Ираке, находятся на пути к нормализации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker