на главную страницу

21 Июня 2003 года

Вестник РОСТО

Суббота

В ногу со временем

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель председателя - начальник организационного управления Центрального совета РОСТО генерал-майор Владимир ДРАНИШНИКОВ

Беседовал Андрей КУРНЯЕВ, «Красная звезда».



     - Владимир Павлович, как известно, с осени 2002 по весну 2003 года в организациях РОСТО прошли отчеты и выборы. Каковы их особенности по сравнению с аналогичными кампаниями прежних лет?
     - Завершившаяся отчетно-выборная кампания прошла во всех региональных, в 1.456 местных и более чем в 24 тысячах первичных организаций РОСТО. Главная ее особенность в том, что она осуществлялась на основе решений III съезда РОСТО, определившего перспективы развития оборонной организации страны на ближайшие годы. Программные направления разработаны в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ и задачами очередного этапа военной реформы. Предусмотрено также участие РОСТО в реализации федерального закона об альтернативной гражданской службе, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы».
     Все отчетно-выборные собрания и конференции проводились при активном участии руководства местных органов власти, что подчеркивает общественно-государственную значимость и востребованность работы оборонной организации.
     - Какие задачи наряду с оценкой проделанной работы и формированием руководящих органов решались в ходе этой отчетно-выборной кампании?
     - Участники отчетно-выборных конференций определили конкретные задачи для своих организаций. Особо подчеркивалась необходимость действовать в русле новых реалий, важнейшие из которых состоят в том, что забота о подготовке и воспитании защитников Отечества вновь занимает подобающее место в деятельности властных структур, как и в целом в обществе. Речь, в частности, шла об оптимизации структуры учебных организаций, дальнейшем расширении профиля подготовки специалистов, усилении военно-патриотической работы и военно-прикладного характера спортивной деятельности.
     Необходимо было также уточнить, какова сегодня численность наших рядов, проанализировать сложившуюся организационную структуру. Поголовное и оттого в известной степени формальное членство россиян в Оборонном обществе осталось в прошлом, и сейчас члены РОСТО - это только те, кого объединяют уставные цели и задачи. Так что итоги кампании дали вполне реальные цифры. Например, практически завершен процесс создания сети первичных организаций, число которых более 25 тысяч. Наметилась тенденция поступательного пополнения рядов РОСТО. Их количество на сегодня составило более 3 млн. человек. Наиболее эффективно работают над укреплением рядов РОСТО в республиках Адыгея, Коми, а также в Вологодской, Московской, Мурманской областях, городе Москве.
     Представители Центрального совета в процессе отчетов и выборов знакомились с мнением людей по целям и задачам, которые мы на данном этапе отрабатываем. Такого рода обратная связь помогла нам понять, как на местах представляют себе работу Оборонного общества.
     - Как откликнулись организации РОСТО на развертывание в стране работы по реализации государственной Программы патриотического воспитания граждан?
     - С появлением государственной Программы работа, осуществляемая в данном направлении Министерством обороны, Министерством образования, Росвоенцентром, а также рядом ветеранских и общественных организаций, обрела целостный и более осмысленный характер. Более организованно и содержательно стали проводиться Всероссийские месячники оборонно-массовой работы. ЦС РОСТО заключил с Министерством образования соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым совместными усилиями были организованы Всероссийские слеты юных патриотов в Волгограде и Санкт-Петербурге, Всероссийские Вахты Памяти и финал военно-спортивной игры «Победа».
     Минобразования увидело в РОСТО помощника и в организации обучения школьников основам военной службы. Ведь необходимая для этого база на сегодня сохранилась только в школах и спортивно-технических клубах Оборонного общества. Поэтому повсеместно в структурах РОСТО создаются классы начальной военной подготовки. Как, например, в Московской объединенной морской школе и автомобильной школе города Прокопьевска Кемеровской области, где проходят обучение старшеклассники средних школ всего района.
     Соглашение, заключенное ЦС РОСТО с Министерством труда и социального развития, предусматривает шефство наших организаций над детскими учреждениями, вовлечение детей из неблагополучных семей в спортивные и военно-патриотические клубы. Оборонные организации на местах участвуют в реализации региональных программ патриотического воспитания.
     В то же время возросшие требования к подготовке молодежи к военной службе, связанные с осуществлением военной реформы, требуют дальнейшего усиления военно-патриотической работы. В выступлениях на отчетно-выборных конференциях неоднократно звучала мысль о том, что региональные и районные организации РОСТО должны становиться лидерами в такой работе, проявлять больше инициативы и творчества. Необходимо также изжить формальный подход к делу, недооценку важности военно-патриотической пропаганды. Так, в Башкортостане на 45 советов и 729 первичных организаций РОСТО приходится всего один Музей боевой славы, а комнат военно-патриотического воспитания и вовсе нет. Слабо используются в пропагандистской работе материально-техническая и компьютерная базы. Проблематику военно-патриотической работы Центральный совет рекомендует подробно обсудить на очередных пленумах региональным советам РОСТО. А в сентябре с. г. в Москве пройдет учебно-методический сбор председателей советов и их заместителей по организационно-массовой работе.
     - А какие шаги по оптимизации сложившей
     ся организационной структуры РОСТО подсказали дискуссии на конференциях?
     - Структурное совершенствование, что называется, назрело. Отчасти решением здесь может стать воссоздание в каждом районе совета РОСТО, объединение местных советов со спортивными или учебными организациями. Где-то реальная численность населения не соответствует наличию наших организаций, и они подлежат сокращению или объединению. В то же время, например, более чем в половине общего числа административно-территориальных образований Костромской, Курской, Нижегородской, Пермской и некоторых других областей, где деятельность Оборонной организации приносила бы немалую пользу, местные советы РОСТО не функционируют. В Бурятии местные Советы РОСТО созданы только в 7 из 22 районов, в Карелии - в 11 из 18, в Республике Саха (Якутия) - в 15 из 35, в Татарстане - в 24 из 56, а в Хабаровском крае - в 8 из 20. Причин тому несколько, но главная из них - отсутствие материальной базы, высокая ставка аренды, большая разбросанность населенных пунктов, отсутствие свободных денежных средств в региональных советах, а в отдельных случаях и отсутствие должной поддержки со стороны местных органов власти в вопросах восстановления деятельности Оборонного общества.
     В ходе отчетно-выборных конференций отмечалось, что руководство региональных советов РОСТО при формировании местных структур Оборонной организации должно активнее опираться на поддержку органов власти, образовывать централизованные фонды для создания материальной базы формируемых районных и городских советов РОСТО.
     - Очевидно, обозначились и новые подходы к проведению отчетов и выборов?
     - Новизна состоит в том, что III съезд РОСТО не подытоживал отчетно-выборную кампанию, а задал ее лейтмотив, определил ориентиры. На съезде были внесены изменения в устав РОСТО. Ключевым моментом стало появление нормы, согласно которой кандидат на должность председателя местного или регионального совета РОСТО предварительно утверждается на правлении вышестоящей организации с учетом мнений администрации, общественности. Понятно ведь, что реальную пользу принесут не популисты-самовыдвиженцы, а люди, которые смогут организовать работу по выполнению задач, стоящих перед организацией. Поэтому вновь избранные на собраниях и конференциях руководители прошли довольно жесткое «сито» отбора.
     В состав руководящих органов вошли 4.687 представителей органов законодательной и исполнительной власти, а также общественные деятели, работники средств массовой информации. Таким образом, в руководящие органы на местах привлечен широкий спектр сил и ресурсов, нацеленных на достижение уставных целей и задач РОСТО. О том, насколько плодотворным оказался такой подход, говорит пример Курганской областной организации РОСТО. В последние годы ее активисты испытали немало трудностей в организации оборонно-массовой работы, а уже вскоре после отчетно-выборной конференции, по сути сплотившей самых разных людей, по долгу и должности призванных крепить обороноспособность Отечества, дело пошло на лад. Подписано соглашение о совместной деятельности между администрацией Курганской области и областным советом РОСТО. Принято решение о том, чтобы аналогичные соглашения заключались на районном уровне.
     Расширение составов советов РОСТО всех уровней за счет представительства органов власти и управления, общественных, ветеранских, спортивных организаций оказывает в целом положительное влияние на деятельность РОСТО, что весьма характерно для Башкортостана, Кабардино-Балкарии, Мордовии, Удмуртии, Краснодарского края, Белгородской, Липецкой, Смоленской и других областей.
     Наконец, мы постарались сделать так, чтобы конференции проводились неформально, чтобы проделанная работа получала наглядное отражение и собравшиеся смогли увидеть возможности организации РОСТО. С этой целью предложено в период отчетов и выборов проводить Всероссийские смотры первичных организаций оборонного общества. В Мурманске, например, уже организовали смотр районных организаций, автошкол и клубов, в ходе которого были представлены достижения авиамоделистов, разнообразная учебная и спортивная техника.
     Итоги отчетно-выборной кампании подвел V пленум ЦС РОСТО с главным вопросом повестки дня: «Стратегия действий Российской оборонной спортивно-технической организации по подготовке граждан России к защите Отечества».
     - С какой целью V пленум проводился поэтапно, в разных городах России?
     - Решение провести пленум в виде выездных заседаний было принято во многом на основе информации и опыта работы, полученных представителями Центрального совета на местах в ходе отчетно-выборных конференций. В основу повестки дня пленума положены прозвучавшие на конференциях идеи, которые актуальны для всей страны. Но, если сравнить возможности подготовки граждан к военной службе, которыми располагают Центральный федеральный округ и, например, Дальневосточный, то становится ясно, что в каждом случае ситуация требует отдельного разговора, при широком участии представителей региональных органов власти, активистов, спортсменов, ветеранов Оборонного общества, молодежи. Вот, собственно, почему заседания и проводились по федеральным округам.
     Одновременно это был и шаг к тому, чтобы в какой-то мере перенести центр тяжести нашей работы в регионы. Так, впервые не в Москве, а в другом городе, Липецке, во время выездного заседания пленума был торжественно открыт Всероссийский месячник оборонно-массовой работы. В Екатеринбурге в канун Дня защитника Отечества одновременно с заседанием пленума подведены итоги Спартакиады Российской Федерации по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта. А заседание в Новосибирске было приурочено к празднованию 90-летия со дня рождения трижды Героя Советского Союза, бывшего председателя ЦК ДОСААФ маршала авиации А.И. Покрышкина. Все это придало пленуму праздничную атмосферу. В то же время участники V пленума ЦС РОСТО всесторонне проанализировали многоплановую работу советов, учебных и спортивных организаций.
     - Каков же главный вывод по итогам отчетно-выборной кампании и V пленума ЦС РОСТО?
     - Анализ проделанной за отчетный период работы, мнения, прозвучавшие в ходе дискуссий на собраниях и конференциях, решения V пленума отразили поистине грандиозные масштабы и важный государственный характер деятельности Оборонного общества. Обладая сетью организаций по всей России, РОСТО ежегодно в рамках Государственного оборонного заказа осуществляет подготовку около 100 тысяч призывников по 39 военно-учетным специальностям, культивирует 26 авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, активно участвует в реализации государственной Программы патриотического воспитания граждан. И характер, и объемы решаемых задач уже не укладываются в рамки нашего статуса общественной организации. Давно назрела необходимость придать Российской оборонной спортивно-технической организации общественно-государственный статус, и мы к этому готовы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker