на главную страницу

25 Июня 2003 года

Офицеры России

Среда

Феномен суворовца Дудкина

Капитан 1 ранга Сергей ГОРБАЧЕВ, борт ГРКР «Москва».



     Если бы четверть века назад выпускнику суворовского военного училища Михаилу Дудкину сказали, что он станет заместителем командира гвардейского ракетного крейсера «Москва» по воспитательной работе, он сильно удивился бы такой перспективе.
     В Казанское суворовское военное училище Михаил поступил после окончания восьмого класса. Как и большинство одноклассников, мечтал служить в сухопутной элите - в легендарной «крылатой гвардии», Воздушно-десантных войсках.
     Михаил Дудкин поступил в Рязанское высшее военное командное воздушно-десантное училище. Бывшего «кадета» назначили сразу старшиной роты. Но случилось так, что вскоре строптивый старшина М. Дудкин оказался рядовым в одной из частей воздушно-десантной дивизии, дислоцированной в Фергане.
     Однокурсники вскоре по достоинству оценили деловые и личностные качества Михаила Дудкина и избрали его секретарем комсомольской организации роты. Михаил, что называется, с головой погрузился в учебу и общественную работу. Секретарем комитета ВЛКСМ был сокурсник мичман Иван Нидзиев - человек неординарный. Михаил у него многому научился.
     После окончания КВВМПУ лейтенант Дудкин рассчитывал, что в кадровых органах учтут его возраст, опыт службы, результаты учебы, а также отличную выпускную аттестацию и назначат заместителем командира корабельного подразделения по политчасти. Однако его вновь направили на комсомольскую работу. Лейтенанта Дудкина избрали секретарем комитета ВЛКСМ крейсера управления «Жданов».
     Что такое классическая «крейсерская организация», сегодня знают немногие офицеры. Михаил Дудкин о ней может рассказать многое, причем в ярких красках.
     В то, почти легендарное время, лейтенанта от другого офицера на крейсере можно было отличить издалека по синему полушерстяному кителю, который носился и зимой, и летом. По громкоговорящей связи иногда звучало: «Офицерам и лейтенантам собраться...» Получалось, что лейтенанта на крейсере вроде бы не считали офицером. Авторитет надо было зарабатывать.
     Дудкин первым из восемнадцати лейтенантов сдал зачеты и получил допуск к самостоятельному несению дежурства и вахты. Практически без схода на берег в течение года крепил он комсомольские ряды и мало-помалу набирался опыта. Три года - срок даже по тем временам немалый - руководил комсомолом «Жданова» Михаил Иванович, но и после с кораблем не расстался. В течение двух лет был замполитом в боевой части связи, ведущей на крейсере управления, где личного состава было аж 170 человек! За пять лет - семь боевых служб в Средиземном море, каждая из которых - особая страница офицерской биографии.
     Потом были еще две боевые службы на большом ракетном корабле «Неуловимый» в должности заместителя командира корабля по политчасти. А в 1989-м судьба связала Михаила Дудкина с ракетным крейсером «Слава», где он был секретарем парткома.
     В начале 1992-го экс-секретарь парткома «Славы» Михаил Дудкин стал исполнять обязанности офицера по правовой работе в отдельной бригаде ракетных кораблей. Но через два месяца приказом командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Касатонова был назначен помощником командира РКР «Слава» по работе с личным составом. Как произошло это назначение, Михаил Иванович узнал только через несколько лет. На вакантную должность его назначили по ходатайству... экипажа корабля. Моряки крейсера, поставленного в Николаеве на ремонт, не забыли уважаемого ими человека и направили коллективное письмо командующему. На обращении появилась положительная резолюция.
     За всю историю ГРКР «Москва» (прежнее название «Слава») на корабле сменилось девять командиров. А вот заместителей по воспитательной работе - только четыре. Причем М. Дудкин в этой должности находился более одиннадцати лет. У меня возникло ощущение, что он сросся с корабельным железом. Менялись офицеры и мичманы, а Дудкин оставался. Что это - настоятельная служебная необходимость, особая примета времени или обыкновенный «недогляд» кадровых органов?
     Во всяком случае бывший суворовец Михаил Дудкин годами «морячил» на корабле, ставил крейсер в завод, переживал с остатками экипажа суровые зимы на промерзшем мертвом «железе», реанимировал «Славу», ставшую гвардейской «Москвой», заново сколачивал экипаж... Что еще не успел сделать?
     Не знаю, можно ли говорить о «феномене Дудкина». Но мне представляется, что секрет его востребованности в том, что Михаил Иванович стал просто незаменимым корабельным офицером. Многое привык брать на себя, прекрасно понимая, что постоянно обновляемая значительная часть офицеров крейсера не обладала таким, как он, опытом и практическими навыками. Особенно много работы у Михаила Дудкина было в период подготовки корабля к индийскому походу. Он, как всегда, решил свои задачи во всей их полноте, на совесть. Правда, на этот раз корабль ушел в дальнее плавание без капитана 1 ранга Дудкина, назначенного на более высокую должность, но с офицерами-воспитателями, которых он, можно сказать, взрастил и подготовил всей своей предыдущей службой.
     Недавно ГРКР «Москва» успешно решил сложные и ответственные задачи в дальнем походе. И в каждом достижении экипажа, несомненно, есть немалый вклад Михаила Дудкина, определенного в моряки непредвиденными поворотами судьбы, воспитателя по призванию.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100