на главную страницу

27 Июня 2003 года

Армия и общество

Пятница

Главное - есть политическая воля



     
Визитная карточка

     Никонов Вячеслав Алексеевич родился 5 июня 1956 года в Москве. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор исторических наук. В настоящее время – президент фонда «Политика» и Клуба-93;  вице-президент Ассоциации центров политического консультирования, член президиума Совета по внешней и оборонной политике, правления фонда «Российский общественно-политический центр», заведующий кафедрой истории и политологии Международного университета (в Москве), заместитель председателя редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике».
     В последние месяцы шли серьезные споры о том, какими темпами должна осуществляться военная реформа. Президент России изложил свое мнение в Послании, в котором дал несколько важных направляющих в отношении развития военной реформы.
     Президент не предлагает немедленный переход на профессиональную армию. Но он и не медлителен, как те, кто желал бы растянуть военную реформу во времени. Владимир Путин считает необходимым полностью перевести на профессиональные принципы Внутренние и Пограничные войска, продолжить формирование на профессиональной основе Сухопутных и Воздушно-десантных войск, а также морскую пехоту с тем, чтобы в конфликтных и «горячих точках» принимали участие только подготовленные, профессиональные части, сформированные по контрактному принципу. В развитии российских Вооруженных Сил, это, безусловно, было бы большим шагом вперед.
     Достаточно важным является то, что в опережающем порядке Путин поставил задачу перевода на профессиональную основу сержантского состава. Это основа любой армии, формированию которой, к сожалению, у нас ранее придавалось недостаточно большое значение. Сержантский состав до сих пор не выполнял своей главной организующей роли, которую он выполняет в армиях других стран.
     Много споров по поводу сроков призыва. Мнение главы государства здесь достаточно понятно. Он заявил о том, что к 2008 году продолжительность службы по призыву должна достигнуть одного года. При этом призывники должны будут полгода учиться в «учебке», потом выбирать – или на профессиональную службу, или еще на полгода в регулярные войска. То есть это не полная отмена призыва, но заметное его сокращение, что делает службу в армии более демократичной.
     Кроме того, для отслуживших по контракту в течение трех лет, Президент РФ предлагает предусмотреть льготы прежде всего при поступлении в высшие учебные заведения. То есть вернуться в какой-то степени к той системе, которая существовала еще в советские времена, когда очевидные преимущества при поступлении имели отслужившие в армии. Также планируется, и об этом Президент РФ тоже много говорил, более широкое привлечение на службу в российские Вооруженные Силы представителей других стран СНГ с возможностью в дальнейшем получить российское гражданство по упрощенной процедуре. Реализация этой идеи позволит решить проблему, которая уже существует в Российской армии, с которой сталкивается ряд военнослужащих, которые служат в том числе и в «горячих точках». Возникает вопрос: насколько армия, состоящая из иностранцев, будет патриотична? Я считаю, это будет нормальная армия. Во всяком случае те представители стран СНГ, которые служат в пограничных частях, например в Таджикистане, проявляют себя с хорошей стороны.
     
Вячеслав Никонов, президент фонда «Политика», вице-президент Ассоциации центров политического консультирования, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике подчеркивает, что как показывает практика, без политической воли Президента никакая реформа у нас невозможна, поэтому вопрос военной реформы будет под его контролем больше, чем прежде.
     
Главнейшая задача Вооруженных Сил – оснащение современной техникой. На протяжении последнего десятилетия, к сожалению, российские Вооруженные Силы не пополнялись новейшими вооружениями, а военная промышленность выживала за счет экспортных контрактов, а не закупок из федерального бюджета. Я думаю, должна быть поставлена задача финансирования оборонных расходов на уровне 3 процентов валового продукта, что, в общем-то, по плечу уже сегодня. При условии увеличения финансирования и закрытия каналов для воровства федеральных средств, с чем, к сожалению, приходится еще сталкиваться, возможно выйти в течение ближайших 5 - 10 лет на уровень оснащения армии новейшими вооружениями порядка 40 - 50 процентов. Кроме того, при финансировании на уровне 3 процентов ВВП Россия сможет позволить себе компактную профессиональную армию численностью около 600 - 800 тысяч человек, что более чем достаточно для обеспечения обороноспособности страны.
     Безусловно, военная реформа - это и социальные вопросы военнослужащих. Но эта проблема не только военнослужащих, но и государственных служащих, и представителей правоохранительных органов и т.д.
     Психологически надо быть готовыми к тому, что армия будет профессионализироваться, и достаточно быстро. Никого, я думаю, это пугать не должно, во всяком случае офицеров, которые уже давно являются профессиональными военными, это коснётся в наименьшей степени. Сокращение численности будет происходить за счет того, что станет меньше призывников и больше людей, которые профессионально относятся к своему делу и с которыми тем же офицерам не страшно будет идти в бой.
     Как показывает практика, без политической воли Президента никакая реформа у нас невозможна, в том числе и военная. Поэтому глава государства будет проявлять большее внимание к вопросу военной реформы, и этот вопрос будет под его контролем больше, чем прежде. В то же время Президент не может заниматься только одной военной реформой. Тем не менее, уверен, она будет реализована. До 2008 года время еще есть, и я не вижу причин, по которым это было бы невозможно сделать в ближайшие 4 года.
     Все реформы упираются в конечном счете в тех людей, которые их делают. И сопротивление любым переменам, которое исходит из административных, бюрократических структур, неизбежно, всегда будет тормозить любые реформы. Но для этого и есть высшее политическое руководство и их политическая воля, которая должна стать двигателем реформы, и, несмотря на сопротивление, проводить их в жизнь.
     То, что президент затронул в своем Послании тему реформы армии, приписывают СПС. Но я не думаю, что это заслуга «правых». О военной реформе говорят все на протяжении нескольких последних лет. Да, СПС наиболее активно этот вопрос озвучивает, но президент сказал об этом не в первый раз, он много говорил о военной реформе и до этого, и в Послании прошлого года, и во многих других своих выступлениях.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100