на главную страницу

28 Июня 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота

Мертвые души

Полковник юстиции Александр МОРОЗЛИ, заместитель военного прокурора ПУрВО.Полковник Александр БУГАЙ,«Красная звезда». Самара.



Зачастую адреса для проведения работниками военных прокуратур комплексных проверок в воинских частях на предмет соблюдения законности подсказывают письменные обращения граждан. Одно из таких писем прислал в аппарат военной прокуратуры ПУрВО в Самаре заместитель начальника штаба базы хранения военной техники (БХВТ) майор Валерий Стяжкин. Он просил принять меры по пресечению противоправной деятельности полковника медицинской службы Зиннята Буданцева, командира воинской части, в которой он, Стяжкин, проходил службу. Далее на трех листах перечислялись прегрешения командира.

     Работников военной прокуратуры в наше время трудно удивить теми или иными злоупотреблениями, которые то и дело совершают должностные лица при исполнении служебных обязанностей. Но в то, о чем рассказал в своем обращении в прокуратуру майор Валерий Стяжкин, не верилось. Точнее, не хотелось верить. Уж слишком беспардонными, со слов Стяжкина, выглядели действия полковника медицинской службы Буданцева.
     Проверка соблюдения законодательства командиром БХВТ была проведена оперативно. И, как это ни прискорбно, практически все, о чем писал в своем письме заместитель начальника штаба, подтвердилось.
     Военные юристы, задействованные в комплексной проверке, были шокированы тем, как вольно полковник медицинской службы Буданцев трактовал статьи Трудового кодекса РФ, Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и Положение о базе хранения военной техники. Впрочем, правильнее было бы сказать не трактовал, а игнорировал. Причем на протяжении длительного времени.
     В период с декабря 2001 по март 2003 года он, не ставя в известность других должностных лиц воинской части, принимал на работу гражданский персонал, который не исполнял возложенные на него обязанности. Так, с 1 июля 2002 года Буданцев принял на должность коменданта гражданина Н. Городошникова. С 27 декабря 2002 года виртуальным заведующим складом ГСМ был утвержден гражданин М. Калимуллов. Ни в первом, ни во втором случае Буданцев не удосужился поставить в известность о принятых решениях своего заместителя по тылу и начальника хозяйственного отделения, которым Городошников и Калимуллов в соответствии с Положением о БХВТ подчинены по работе. События развивались таким образом, что эти должностные лица некоторое время не только не могли контролировать выход на работу новых назначенцев, но и не знали, что таковые существуют.
     Когда заместитель Буданцева по тылу узнал, что у него появился новый подчиненный, который на работу не выходит и выходить не собирается, он хотел было возмутиться. Но Зиннят Хусаинович популярно объяснил офицеру, что тот является всего лишь его замом, а начисляемая финансовым отделением части заработная плата коменданту Н. Городошникову будет расходоваться на поощрение других работников.
     Тем временем Городошников на работу не выходил, дела и должность коменданта не принимал. Однако не без покровительства командира БХВТ ему было начислено и выдано 11.256 рублей и еще, как установили дотошные проверяющие, 8 копеек, которые он и расходовал по своему усмотрению. Также с 27 декабря 2002 года беспричинно отсутствовал на рабочем месте Калимуллов, которому за время невыходов на работу было выплачено 4.318 рублей 66 копеек.
     При назначении на должность начальника склада ГСМ М. Калимуллова командиру БХВТ было известно, что тот не планирует исполнять возлагаемые на него обязанности. Поэтому выдачу ГСМ и ведение соответствующей отчетности Буданцев поручил своему родственнику - водителю служебного автомобиля рядовому срочной службы Р. Сайганову. Более того, своим приказом от 3 октября 2002 года командир воинской части предписал Сайганову производить заправку техники только с его личного распоряжения. Тем самым он искусственно создал условия, когда другие должностные лица части были лишены реальной возможности в соответствии со своими обязанностями контролировать экономное расходование горюче-смазочных материалов. Не удивительно, что в 2002 году перерасход бензина А-76 в части составил 900 кг.
     3 декабря 2001 года Буданцев принимает на должность слесаря по контрольно-измерительным приборам гражданина
     Д. Папчихина. Заместитель командира базы по технической части и начальник отделения хранения военно-технического имущества, которым Папчихин должен был подчиняться по работе, даже не ставятся об этом в известность. С указанного времени и вплоть до своего увольнения 19 февраля 2003 года Папчихин на работу так ни разу и не вышел. Естественно, свои функциональные обязанности он не исполнял, но за указанный период времени ему сердобольным командиром была выплачена заработная плата в размере 15.427 рублей 59 копеек.
     Выплата заработной платы «мертвым душам» в воинской части, о которой идет рассказ, в скором времени приобрела форму анекдота. Несмотря на отсутствие на рабочих местах Городошникова, Папчихина и Калимуллова в нарушение статей Трудового кодекса РФ и приказа министра обороны РФ «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей...», все они регулярно поощрялись командованием части якобы за добросовестное исполнение трудовых обязанностей. Вы думаете, только морально, получая почетные грамоты? Ничего подобного! Им выплачивались ежемесячные премии и премии из фонда материального стимулирования. А в результате названным лицам из кармана Министерства обороны незаконно было выдано в виде премий еще 18.875 рублей.
     Если радеешь об улучшении финансового положения чужих людей, как не помочь родным? Вот и решает командир устроить на должность фармацевта 7-го тарифного разряда свою дочь Н. Буданцеву. Она, являясь студенткой 2-го курса очного отделения Самарского государственного университета, занятия в котором проходят в дневное время, никак не могла посещать место своей работы. Тем более что место дислокации воинской части, о которой идет рассказ, находится на достаточном удалении от места ее обучения. Наверное, из этических соображений Н. Буданцева была устроена папой на работу на полставки.
     Следует отдать должное дочери командира, которая из-за учебы физически не имела возможности своевременно прибывать на работу и отрабатывать положенное время. В отличие от других фигурантов этой истории она периодически прибывала на рабочее место. Но функциональные обязанности фармацевта, связанные с получением медицинского имущества и его хранением, Буданцева выполнять не могла – не имела права. Дело в том, что дочка была принята на работу с нарушением требований приказа министра обороны РФ, регламентирующего порядок исчисления заработной платы медицинских и фармацевтических работников. В нем четко обозначено, что лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к исполнению обязанностей по должностям среднего фармацевтического персонала только после окончания четвертого курса соответствующей специальности.
     Но Буданцеву приказ министра обороны не указ. С 1 августа 2002 по 26 марта 2003 года дочери командира базы хранения с учетом премиальных было выплачено 22.650 рублей 24 копейки.
     С началом прокурорской проверки 26 марта нынешнего года все вышеперечисленные гражданские лица, которые были устроены Буданцевым на работу в обход закона, были уволены «по собственному желанию» в течение одного дня.
     Анализ штатно-должностного расписания воинской части позволил следователям выявить еще двух фигурантов этой истории. По личному распоряжению Буданцева были приняты на должность уборщиц гражданки Н. Соколова и З. Айсова. Командир в соответствии со сложившейся у него порочной практикой также не удосужился уведомить об этих назначениях должностных лиц части, призванных осуществлять контроль за выполнением ими функциональных обязанностей. Соколова и Айсова с начала трудовой деятельности обязанности, определенные трудовым договором, не выполняли.
     Как выяснилось, они занимались… уходом за крупным рогатым скотом, принадлежащим некому предприимчивому гражданину И. Шубину. Кстати, последний являлся начальником охраны этой части. Поскольку скот размещался для откорма на территории части в обход закона, стараниями Шубина был отработан механизм, который позволял сдавать поголовье скота на ночь под охрану личному составу караула, о чем периодически делалась соответствующая отметка в постовой ведомости.
     Желая придать видимость законности содержания коров на территории БХВТ, Буданцев без согласования с вышестоящим руководством и департаментом по управлению государственным имуществом администрации Самарской области 28 ноября 2002 года заключил с Шубиным договор аренды. В нем указывалось, что Шубину в срок до 1 апреля 2003 года было сдано в аренду 20 кв. м здания на территории части. Для этого потребовалось переоборудовать под коровник хранилище, в котором были сооружены стойла для содержания скота. И это в то время, когда из-за нехватки складских помещений другие хранилища перегружены имуществом на 30 процентов.
     Естественно, договор нигде не регистрировался, оговоренная в нем плата не вносилась. О существовании такой договоренности должностные лица части - заместитель командира части по тылу, бухгалтер тыла и начальник финансового отделения - главный бухгалтер
     М. Спирина узнали только во время проведения прокурорской проверки. А когда возникла угроза разоблачения махинаций командира, работники строевой части попытались «задним числом» зарегистрировать названный договор и заявление И. Шубина о предоставлении ему помещения для содержания скота. Делалось это в апреле 2003 года путем внесения фиктивных записей в «Журнал учета входящей корреспонденции», датированных 22 ноября 2002 года.
     Только по требованию прокурорских работников Шубин внес в кассу воинской части согласно условиям договора 1.613 рублей. Поголовье скота наконец было убрано с территории части.
     В этой истории удивляет тот факт, что за последние годы никто в части не возмутился авторитарному противоправному стилю работы командира БХВТ, его правовому произволу. Знали ли подчиненные Буданцева, что действия командира неправомерны? Трудно сомневаться в этом. Могли ли противостоять им? К сожалению, в воинской части, о которой идет рассказ, сложилась такая обстановка, когда противоречить единоначалию в лице Буданцева было себе дороже. Поэтому многие офицеры и прапорщики, будучи свидетелями злоупотреблений командира, предпочитали «умыть руки». Исключение составило лишь обращение в прокуратуру майора Валерия Стяжкина.
     Несмотря на очевидность нарушений, совершаемых Буданцевым на протяжении длительного времени, вышеуказанные недостатки не были вскрыты ни одной из ревизий, которые в последнее время регулярно проводились в воинской части. Более того, не были они выявлены и во время проведения итоговой проверки за 2002 год. А ведь в этот период в БХВТ работала представительная комиссия под председательством полковника медицинской службы Е. Боярских, которая в том числе исследовала состояние тыла, финансовой, хозяйственной и экономической деятельности воинской части. Но, как выяснилось, ее работа носила формальный характер, комиссия не смогла вникнуть в реальное положение дел.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100