на главную страницу

3 Июля 2003 года

История Отечества

Четверг

ГЕНЕРАЛ С ПАРТИЗАНСКОЙ ЗАКАЛКОЙ

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     С Иваном Даниловичем Исаенко мы хорошо знали друг друга по службе около двенадцати лет. Это были 80 – 90-е годы, когда армия наша «на земле, в небесах и на море» достигала пика своей боеготовности, а численность ее превышала три миллиона человек. И генерал-полковнику Исаенко, главному начпроду Вооруженных Сил, надо было кормить всю эту армаду.
     Продовольственных норм было предостаточно (в основном они сохранились и по сей день), в том числе для летчиков, подводников, космонавтов… Но главной всегда оставалась солдатская. Чтобы ее 4.200 калорий были полноценными, надо было ее совершенствовать. И это как раз приходилось на период, когда руководил ЦПУ Исаенко. Сейчас уже многие и не помнят, что в эти годы значительно был улучшен солдатский паек: вместо 150 граммов мяса в сутки стало 200, больше стало рыбы, появились яйца, молоко, сливочное масло. На армию работали более сотни военных совхозов, в каждой воинской части – подсобное хозяйство.
     Ко всему этому был непосредственно причастен Иван Данилович, человек моторный и волевой, диапазон продовольственной деятельности которого простирался от воинской части и корабля до многих министерств и ведомств.
     В силу всей этой «напряженки» даже при частом общении с Исаенко как-то не удавалось поговорить с ним о прошлом, о его пути к этой очень ответственной должности.
     И вот сейчас, когда Ивану Даниловичу исполняется 85 лет, мы с ним снова повстречались и завели-таки речь о прожитой жизни. Я узнал немало интересного.
     Паренек из Сумской области, окончив среднюю школу, в 1934 году поступил в Воронежский химико-технологический институт и был уже на пятом курсе, когда ему предложили стать слушателем 4-го курса инженерного факультета Харьковской военно-хозяйственной академии. Время было тревожное: на Западе и Востоке формировались дивизии, которым требовались специалисты-хозяйственники. Вот и Исаенко, воентехник 3-го ранга (три «кубаря» на петлицах), профессионал пищевой промышленности, почти сразу после академии был назначен начпродом только что созданной 89-й стрелковой дивизии, расквартированной в Курске. Не успел разобраться в делах – последовал новый приказ о назначении военным инженером продслужбы Орловского военного округа. Шел уже 1941 год, события развивались скоротечно. 22 июня, будучи в командировке, услышал по радио: война… И тут же телеграмма – немедленно вернуться в Орел. Оказывается, для получения нового назначения – инженером продслужбы формировавшейся 20-й армии.
     Немцы шли напролом по Белоруссии – 20-я армия в числе других была брошена под Смоленск. А там вскоре образовалось настоящее пекло: армия попала в окружение. Член военного совета, собрав командование, сказал: будете выходить группами, кто как может…
     Как мог, во главе небольшой группы, скрытно перебираясь от одного селения к другому, выходил к своим и старший лейтенант Исаенко. В боковом кармане – документы, наготове пистолеты: в случае чего стрелять до последнего патрона, но последний – для себя…
     Дождливая осень быстро переходила в зиму. В середине октября выпал снег. В районе Вязьмы, в селе Левино, местные жители, узнав, кто они, по секрету навели на симпатичную, с виду веселую девушку Настю, секретаря комсомольской организации. А Настя держала связь с партизанами. Встретились с ней, доверились друг другу. Вскоре в деревню на лыжах прибыли «послы» от командира отряда. Познакомились ближе. Они привезли лыжи для Исаенко и его товарищей. Вся группа, и Настя в том числе, двинулась в лес…
     Вот так все обернулось. Благодаря Насте… И по сей день известная песня про «смуглянку», которая «по тропинке в лес пошла», рождает в сердце Ивана Даниловича чувствительные воспоминания.
     - Только та была не смуглянка, а блондинка, голубоглазая…
     Так Исаенко стал партизаном отряда Гаева, действовавшего в Смоленской и Московской областях. Военный инженер-продовольственник в считанные дни превратился в бойца-истребителя. Стрелять-то еще в академии был обучен. Отряд осуществлял вылазки по заснеженным лесным тропам к проходившему неподалеку большаку, нападал на фашистские колонны с боеприпасами и продовольствием, благо что машины нередко застревали в российских сугробах. И так до тех дней, когда гул орудий от битвы под Москвой становился все слышнее. Это воодушевляло партизан, и они в свою очередь усиливали удары. И вот настал долгожданный день – воссоединение с войсками Западного фронта.
     После бурной радости, правда, пришлось выдержать проверку чекистов. Однако все было в порядке. Теперь уже прошедший боевое крещение Исаенко был направлен на Центральный фронт – в подчинение к генералу Николаю Антипенко, тому самому, который потом стал начальником тыла у Рокоссовского, а потом и у Жукова на 1-м Белорусском фронте (и был его другом до конца дней).
     В это время, уж так получилось, открылся у молодого офицера и «личный фронт». Как-то в сорок втором, решая вопрос о перевозке продовольствия по железной дороге в управлении ВОСО, Иван увидел там симпатичную синеглазую, затянутую ремнем «в рюмочку» вольнонаемную девушку Валю. Они приглянулись друг другу. В свободные минуты встречи продолжались, возникла «эта самая любовь». Свадьба была фронтовая: землянка, самые близкие друзья–офицеры и две ее подружки. Но все было: и звон бокалов, и прекрасные тосты, и громогласно-протяжное «горько»…
     Но шла война. Фронт был нацелен на Орловско-Курское направление, и когда молодые люди находились даже недалеко друг от друга, было не до встреч. Правда, к тому времени Валя уже семь месяцев носила под сердцем ребенка... Перед самым началом битвы на Курской дуге Исаенко отпросился на несколько дней у старшего начальника и повез Валю на станцию Скуратово (это было недалеко) к родителям, где через полтора месяца родилась дочь.
     Ее назвали Леной и, забегая вперед, скажем, что Валентина через два месяца, оставив дочь родителям, снова рванула на фронт. И они опять были рядом – на 1-м Белорусском. Шли под командованием маршала Жукова (видели его не раз) по Белоруссии и Германии. Закончили войну в Берлине, во всем известном Карлхорсте, где Жуков принимал капитуляцию.
     Забегая еще дальше вперед, скажем, что любовь фронтовая оказалась такая, какую можно всем пожелать. Валентина Ивановна шла (и идет сегодня) рука об руку с мужем 61 год. Справили и золотую, и бриллиантовую свадьбы… И в том, что Иван Данилович нес нелегкую армейскую службу, поднимаясь на новые и новые ступени, безусловно, была немалая заслуга его (в полном смысле этого слова) боевой подруги. Заслуга их обоих и в том, что выросла, окончила иняз дочь Елена (кстати, несколько лет она работала в редакции газеты «Красная звезда»), что и муж ее был достойный советский офицер, что и внук Иван сегодня продолжает традиции старших на государственной службе. А недавно появился и правнук Юра.
     Жизнь продолжается.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100