на главную страницу

3 Июля 2003 года

Планета людей

Четверг

МИРОТВОРЧЕСТВО: ДОСТИЖЕНИЯ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Генерал Джеймс Л. Джоунз, верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе



Продолжаем публикацию материалов под совместной с информационным бюро НАТО в Москве рубрикой. Сегодня вниманию читателей предлагается статья, посвященная взаимодействию Вооруженных Сил России и Североатлантического альянса при проведении миротворческих операций на Балканах.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Генерал Джеймс Джоунз провел ранние годы во Франции. Вернувшись в США, в 1966 году окончил Школу дипломатической службы при Джорджтаунском университете. В январе 1967 года вступил в морскую пехоту в звании лейтенанта. После окончания курсов базовой подготовки был направлен во Вьетнам, где занимал должности командира взвода и роты. В декабре 1968 года вернулся в США, занимал командные должности. С июля 1973 года по июнь 1974 года обучался в десантной школе. По ее окончании проходил службу на Окинаве. С 1976 по 1979 год служил в главном штабе морской пехоты. Впоследствии до 1984 года – офицер связи морской пехоты при сенате США. После окончания военного колледжа в 1985 году назначен командиром батальона. В июле 1987 года переведен в главный штаб морской пехоты. Во время войны с Ираком в 1991 году командовал 24-м экспедиционным отрядом морской пехоты в Северном Ираке и Турции. В 1992 году произведен в бригадные генералы и назначен заместителем начальника оперативного управления в Европейском командовании ВС США. Исполнял обязанности начальника штаба Объединенной группировки в Боснии и Герцеговине. В 1994 году получил звание генерал-майор и назначение на должность командира 2-й дивизии морской пехоты. Затем снова занимал должности в главном штабе морской пехоты. В 1996 году произведен в генерал-лейтенанты. Работал военным помощником министра обороны. В 1999 году получил звание генерал и стал командующим корпусом морской пехоты США. С 17 января 2003 года занимает нынешнюю должность.
     Имеет медали «За отличие в службе» с двумя дубовыми листьями, «Серебряная звезда», «Легион достоинства» с двумя золотыми звездами, «Бронзовая звезда» за боевые заслуги, нашивки участника боевых действий.

     

Гражданская война и этнический конфликт на Балканах в начале и середине 90-х годов стали первым вызовом, брошенным Европе после окончания «холодной войны» и поставившим под сомнение мечту о торжестве мира и демократии в единой и свободной Европе. Нельзя было допустить, чтобы на Европейском континенте, поделенном в период «холодной войны» между разными идеологиями, различными экономическими и политическими системами, возник новый раскол между регионами мира и стабильности и зонами войны и неустойчивости. Европа и международное сообщество стояли перед очевидным выбором.
     К 1995 году стало ясно, что для разрешения кризисной ситуации на Балканах нужны новые формы политического и военного сотрудничества. На передний план такого сотрудничества, так же как и в вопросах регулирования и разрешения кризисных ситуаций, выдвинулись военные миротворческие операции НАТО и России. Беспрецедентная военная операция ИФОР объединила войска НАТО и России под особой единой системой командования для выполнения боевых задач разного уровня по единому оперативному плану согласно общим целям и общим правилам применения силы. Это было радикально новое явление для того времени, когда еще не был задуман Основополагающий акт Россия – НАТО, когда еще не было ни Совместного постоянного совета, ни нынешнего Совета Россия – НАТО с их политическими консультациями, а военные отношения между НАТО и Россией находились на начальной стадии своего развития с редкими контактами на самом высоком уровне и минимальным (или вообще отсутствующим) практическим сотрудничеством между нашими вооруженными силами. Однако теперь, семь с половиной лет спустя, у НАТО и России имеется опыт использования тысяч своих военнослужащих на Балканах, где они плечом к плечу в опасной обстановке решали множество сложных военных задач в рамках операций СФОР и КФОР.
     Наши военные операции – сначала СФОР, а потом и КФОР – в соединении с широкомасштабными политическими и экономическими усилиями международного сообщества обеспечивают этому региону стабильность, безопасность и мир, необходимые для формирования нового будущего. Благодаря этой стабильности, безопасности и миру на Балканах вся остальная Европа тоже становится надежнее, безопаснее и устойчивее. Кроме того, военные связи между НАТО и Россией, сложившиеся в результате совместных усилий по прекращению войны и обузданию разрушительных сил междоусобных и этнических конфликтов на Балканах, стали одним из элементов фундамента будущей Европы и залогом более глубокого и постоянного военного взаимодействия, которое сможет и в будущем быть использовано политическим руководством для разрешения проблем безопасности. Теперь, когда Россия выводит свои миротворческие силы с Балкан, завершая этим существенную главу в истории военного сотрудничества, представляется важным обсудить наши общие достижения и внимательно проанализировать перспективы военного взаимодействия НАТО и России в свете проблем безопасности XXI века.
     Войска России и НАТО поддерживают мир на Балканах с 1996 года. Фактически, однако, военное партнерство НАТО и России на Балканах началось 15 октября 1995 года с приездом генерал-полковника Л.П. Шевцова в штаб верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (штаб ВГК ОВС НАТО в Европе). За три недели российская военная делегация, имевшая поручение выработать подход к интеграции российских войск и сил НАТО в Боснии и Герцеговине, подготовила совместно с сотрудниками штаба ВГК ОВС соглашение об особой системе командования и управления для российского воинского контингента (предусматривавшее создание новой должности заместителя ВГК ОВС НАТО в Европе по российскому воинскому контингенту). Они также согласовали набор основных принципов для проведения миротворческих операций с участием НАТО и России, установили зону ответственности России и в общих чертах наметили основные военные задачи российских миротворческих сил. После десятилетий разобщенности, имея лишь опыт незначительного взаимодействия в начале 90-х годов, и с минимальным пониманием военных систем друг друга офицеры России и НАТО смогли найти общий язык, определить общий набор принципов и прийти к согласию, которое и обеспечило успех в выполнении нелегкой задачи установления мира. Это достижение является не только свидетельством профессионализма военных России и НАТО. Были также созданы условия для функционирования совместной оперативно-стратегической структуры для проведения миротворческих операций, которая впоследствии помогла России и НАТО в разработке оперативных планов СФОР. Более того, выработанные тогда ключевые соглашения и методы послужили основой при подготовке Хельсинкских договоренностей для КФОР.
     Оперативно-стратегическое взаимодействие в штабе ВГК ОВС НАТО осуществлялось через старшего офицера Генерального штаба ВС РФ, занимающего должность заместителя ВГК ОВС НАТО в Европе по российскому воинскому контингенту (главный военный представитель) и непосредственно работающего с ВГК от имени начальника Генерального штаба ВС РФ. Представляя российские Вооруженные Силы в многонациональном штабе, укомплектованном военнослужащими из 48 государств, генерал-полковник Л.П. Шевцов, а позднее генерал-лейтенант А.Г. Криволапов и генерал-лейтенант В.А. Логинов, а также их сотрудники сыграли существенную роль в успехе совместных начинаний НАТО и России и в решающей мере содействовали общему успеху операций СФОР и КФОР. Благодаря прямому повседневному взаимодействию в штабе ВГК ОВС военные представители НАТО и России поддерживали постоянную связь между Генеральным штабом ВС РФ и штабом ВГК ОВС НАТО в Европе, обменивались оперативно-стратегическими оценками по текущим операциям и угрозам стабильности региона, находили решения для сложных задач обеспечения безопасности и оказания поддержки мерам, которые предпринимало международное сообщество. Наличие единого подхода позволило командным структурам НАТО и России координировать передислокацию войск, согласованно сокращать их численность, устанавливать приоритетность тактических задач и постоянно совершенствовать свою работу по проведению текущих операций. Но самым важным итогом этой совместной работы было формирование единой оперативно-стратегической перспективы и практики конкретных консультаций между высшими военными руководителями НАТО и России. Эти консультации продолжаются по сей день и охватывают теперь тематику, связанную с проблемами безопасности XXI века, которые вызывают озабоченность у обеих сторон.
     Значительные достижения на оперативно-стратегическом уровне сыграли важную роль в создании предпосылок для успеха первой военной операции НАТО и России, однако реальный успех этого опыта обусловлен усилиями военнослужащих, действовавших на тактическом уровне. Именно на этом уровне российские воздушно-десантные силы, а потом сменившие их сухопутные подразделения взаимодействовали с войсками НАТО на протяжении нескольких лет. Эти операции, ставшие вполне обычными и включающие теперь многообразные тактические мероприятия с участием Вооруженных Сил России и ряда стран НАТО, первоначально представлялись чем-то из ряда вон выходящим. В 1996 году одновременное развертывание сил потребовало всесторонней координации использования воздушного, наземного и морского пространств между частями и подразделениями России и стран НАТО. В ходе первоначальной переброски сил в Боснию и Герцеговину были моменты, когда на авиабазу в Тузле каждые 25 минут прибывали воздушные транспортные средства России и НАТО, а выгрузившиеся подразделения немедленно выдвигались со своей техникой на отведенные им тактические позиции. Оказавшись лицом к лицу с хорошо вооруженными силами враждующих сторон, воевавшими уже в течение ряда лет, в стране, экономическая инфраструктура которой была разрушена гражданской войной и этническими раздорами, на чрезвычайно труднопроходимой местности, ставшей еще более опасной из-за обширных минных полей, войска России и НАТО действовали согласованно, дисциплинированно, с мастерством, достоинством и твердостью духа, проявляя беспристрастность и гуманность при выполнении первоначальных целей оперативного плана ИФОР на «день D+90».
     Взаимодействие и взаимопомощь войск НАТО и России помогли им достойно справиться с этой задачей. Самый первый случай применения оружия военнослужащим ИФОР имел место, когда один из солдат НАТО стрелял, выручая своего российского товарища. Эти первые 90 дней доказали, что НАТО и Россия могут взаимодействовать на тактическом уровне, а сложности и трудности совместной работы во имя общей цели перед лицом общей угрозы только скрепили отношения между командирами и солдатами, ясно продемонстрировав всем участникам обеих операций с 1996 года, что взаимная поддержка и доверие – это реальность, которая служит залогом успеха на всех уровнях.
     За прошедшие годы тактическое взаимодействие между воинскими контингентами НАТО и России в составе СФОР и КФОР расширилось и углубилось. Были проведены совместные учения по всем областям военного взаимодействия: связь, боевой маневр, командование и управление, огневая поддержка, тыловое обеспечение войск, медицинское обеспечение, информирование общественности, связь с гражданской администрацией и населением. Для обеспечения готовности наших сил выполнить поставленные перед ними задачи проводились боевые стрельбы, учебно-образовательные обмены, командировки штабных работников, подготовка и ориентирование перед развертыванием. Можно сказать, что наши военнослужащие, действующие на тактическом уровне, были на переднем крае взаимоотношений между Россией и НАТО, закладывая фундамент подлинного и надежного военного взаимодействия. Дух товарищества, общность целей и приверженность общему делу наглядно проявились в ходе проведенных СФОР боевых стрельб с участием российских, американских и британских военнослужащих. План учений разрабатывался сообща и предусматривал участие российских воздушно-десантных подразделений, мотопехоты и боевых вертолетов «Апачи» США, а также британской артиллерии. Для обеспечения успеха требовалась особая схема совместного маневра, усиленного согласованными действиями российской и британской артиллерий и американских ударных вертолетов. Наши командиры на тактическом уровне понимали и понимают, что для успешного совместного выполнения серьезных военных задач необходимы коллективные усилия и взаимное доверие. Последние семь лет тысячи солдат российских Воздушно-десантных и Сухопутных войск совместно с тысячами своих коллег из стран НАТО трудились, занимались боевой подготовкой и проводили полевые учения, невзирая на усталость, холод и грязь. Эти военнослужащие – солдаты, сержанты и офицеры – знают, чего можно добиться сообща и что требуется, чтобы работа была сделана как следует. Мы сознаем, что будущие поколения военных руководителей стран НАТО и России будут обращаться к этому опыту как к точке отсчета при совместном решении новых задач, и это самый лучший вклад в будущее Европы.
     Вывод российских войск с Балкан знаменует собой конец всего лишь первой главы в этих новых военных отношениях между НАТО и Россией. Многое еще предстоит сделать сообща, и мы должны готовиться к будущему. В этих целях НАТО и Россия открывают новый этап военного взаимодействия с намерением улучшить оперативную совместимость и обратить ее в постоянный потенциал, который может быть при необходимости задействован нашими странами. Военные руководства НАТО и России недавно утвердили новую четырехэтапную программу совершенствования оперативной совместимости, а также механизм оценки осуществления этой программы. Я всячески приветствую решение России строить совместную с НАТО боевую подготовку и проводить учения войск на основе ключевых целей по оперативной совместимости. Настало время позаботиться о том, чтобы в тот момент, когда наши самые ценные национальные ресурсы – мужчины и женщины в военной форме – будут снова посланы в опасные условия, мы были с самого начала готовы к совместной работе на всех уровнях для успешного выполнения боевого задания. События последних лет во всем мире показывают, что в XXI веке нам потребуется решать все более сложные и разнообразные военные задачи. Чтобы добиться успеха в борьбе с глобальной угрозой терроризма, распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки, экстремизмом и этническими конфликтами, нам понадобится постоянно растущий уровень взаимодействия и знаний. Например, мы видим, что уже сегодня требования гораздо выше, чем они были в 1995 году. НАТО и Россия должны объединить свои усилия для повышения оперативной совместимости и рассматривать ее нынешний уровень не как потолок своих возможностей, а как исходную величину. Новая программа по обеспечению оперативной совместимости обоснованно направляет наши усилия на исследование новых областей взаимодействия, обеспечивая выявление и усвоение успешных подходов, тактики, методов и решений, которые хорошо послужили нашим странам в СФОР и КФОР. Это важный первый шаг, за которым последуют дальнейшие шаги, ведущие к новому типу отношений между НАТО и Россией и такому уровню оперативной совместимости, который послужит гарантией успешного проведения будущих совместных операций.
     Как главнокомандующий СФОР и КФОР, я с глубоким уважением выражаю благодарность Российской Федерации и ее Вооруженным Силам за большие усилия по поддержанию мира и стабильности на Балканах. Хочу высказать мою искреннюю высокую оценку действий российских военнослужащих, мужчин и женщин, во время их службы на Балканах, которая открыла новые исторические возможности. Заверяю вас, что ваша самоотверженность, ваша служба и дух боевого товарищества между военнослужащими НАТО и России на всех уровнях, а также успех нашего партнерства на Балканах в течение последних семи с половиной лет не будут забыты. Государства – члены НАТО, а также мужчины, женщины и дети из разоренных войной районов испытывают глубокую признательность за помощь, оказанную им представителями Вооруженных Сил Российской Федерации. Я хочу также выразить благодарность семьям российских военнослужащих, терпеливо сносившим долгое отсутствие своих близких и пережившим много трудных моментов, пока члены их семей несли службу на Балканах. Ваша самоотверженность и поддержка были неотъемлемой частью нашего общего успеха.
     Нам предстоит вместе решать проблемы безопасности XXI века и вместе отвечать перед будущими поколениями за то, как мы выполним свой долг по созданию новых взаимоотношений и новой Европы. История подтвердит, что военное сотрудничество НАТО и России прекратило гражданскую войну на Балканах и положило начало новому, более широкому особому партнерству в Европе. Наше продвижение по этому пути послужит гарантией того, что все жертвы и усилия не были напрасными. Они не будут забыты и станут залогом грядущего прогресса.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100