на главную страницу

5 Июля 2003 года

Публикуется впервые

Суббота

К 60-летию Курской битвы: первой сражалась разведка

Владимир ЛОТА, кандидат исторических наук.



     
(Окончание. Начало см. в номерах за 1, 2, 3 и 4июля)

В результате активных действий всех видов войсковой разведки Центрального и Воронежского и других фронтов 1 июля 1943 года было установлено:
     1. В полосе Центрального фронта - противник сосредоточил до шести - семи пехотных дивизий и до шести танковых дивизий, которые были усилены отдельными танковыми батальонами, отдельными батальонами штурмовых орудий и другими частями.
     Общее количество танков и штурмовых орудий, по данным военных разведчиков, в районе обороны Центрального фронта составляло 1.000 – 1.200 боевых машин.
     2. В полосе обороны Воронежского фронта противник сосредоточил войска 2-го танкового корпуса СС, 3-го и 48-го танковых корпусов, 11-го и 52-го армейских корпусов, в состав которых входило до шести-семи пехотных дивизий и до девяти - десяти танковых дивизий. Среди этих групп были выявлены танковые дивизии СС «Адольф Гитлер», «Мертвая голова», «Великая Германия» и другие самые боеготовые элитные части вермахта.
     Военные разведчики смогли установить, что в полосе обороны фронта немцы сосредоточили 1.400 – 1.600 танков.
     Благодаря настойчивым усилиям военных разведчиков были добыты и другие важные сведения.
     Силами разведотделов штабов Центрального и Воронежского фронтов было установлено, что в течение мая-июня германское командование перебросило в район Харькова около 5.000 вагонов с личным составом, 1.300 платформ с танками и штурмовыми орудиями, 1.200 платформ с полевыми орудиями, минометами и другой боевой техникой. Разведчики добыли сведения о том, что в район предстоящего сражения фашисты доставили 7.800 цистерн с горюче-смазочными материалами, 10.300 вагонов с боеприпасами, 630 вагонов с новыми моторами для боевых самолетов, танков и автомашин, 8.750 вагонов с неопознанными грузами, как предполагали партизаны, это были продовольственные запасы для действующей армии.
     Разведчики, действовавшие в тылу противника, выявили районы расположения венгерского корпуса, 201-й и 411-й полицейских дивизий, 708-й охранной дивизии, районы сосредоточения танковых войск на участке Тростянец, Харьков. Специальные группы военной разведки определили расположение крупных баз снабжения ГСМ в районах населенных пунктов Ахтырка и Маяковский, а также зафиксировали прибытие новых артиллерийских частей в район Злочева. По данным партизан, в поселке Казачья Лопань находились склады боеприпасов и другие военные объекты противника.
     Захваченные в тылу противника пленные немецкие солдаты и офицеры показывали во время допросов, что в районах расположения их частей и соединений находятся отдельные танковые батальоны и отдельные батальоны новых штурмовых орудий «Фердинанд». Важно было то, что практически все пленные в ходе допросов сообщали, что в войсках начата подготовка к большому наступлению – со второй половины июня офицеры ежедневно проводили беседы с солдатами, убеждая их в том, что «победа близка».
     Эти и другие важные сведения о немецких войсках добывали военные разведчики майор П.П. Шматько, который командовал разведывательной группой «Тихий», полковник И.К. Смирнов, который командовал оперативно-разведывательным центром «Норд». В подчинении Смирнова было около 160 человек. Ему удалось внедрить своих агентов на некоторые важные немецкие военные объекты.
     Важные сведения о противнике своевременно добывали разведывательные группы, которыми командовали А.И. Афанасьев, К.А. Островский, Г.А. Свичкарь и другие. Многие военные разведчики погибли, выполняя задания командования.
     В апреле – июле 1943 года войсковой разведкой были своевременно вскрыты районы сосредоточения ударных группировок войск противника, их боевой и численный состав, вооружение, наличие новых типов танков и штурмовых орудий, самолетов и другой боевой техники. Военные разведчики Центрального и Воронежского фронтов в целом правильно определили участки, на которых противник планировал начать наступательные действия. По их данным, немцы должны были начать наступление в период с 3 по 7 июля.
     В ночь на 5 июля 1943 года разведчики Центрального фронта захватили в плен солдата 6-й пехотной дивизии, который сообщил, что наступление начнется на рассвете. Эти сведения подтвердил перебежчик из 167-й пехотной дивизии, который перешел линию фронта на участке 7-й гвардейской армии Воронежского фронта.
     Сведения, которые добывали офицеры войсковой разведки, дополняли данные, поступавшие из зарубежных резидентур военной разведки. Весь этот поток информации о районах сосредоточения основных сил противника, о сроках перехода немцев в наступление и другие данные, которые удалось добыть военным разведчикам, способствовали организации целенаправленной подготовки наших войск к упорной обороне, которая создала предпосылки для разгрома основных сил противника и перехода советских войск в решительное контрнаступление.
     Благодаря усилиям советских разведчиков планы немецкого командования о внезапном ударе на Курском направлении были сорваны. Захваченный в плен командир роты 74-го мотопехотного полка 19-й танковой дивизии немцев обер-лейтенант Г.Эдгар на допросе сказал, что «русские войска, по-видимому, были хорошо осведомлены о немецких планах. За два часа до немецкого наступления 5 июля русская артиллерия открыла ураганный огонь по расположению нашей дивизии, находившейся на исходном рубеже. Благодаря хорошо подготовленной агентурной разведке русские имели возможность своевременно узнать о намерениях немцев…»
     В соответствии с данными, своевременно добытыми советской военной разведкой, оборонительные рубежи войск Центрального и Воронежского фронтов были усилены противотанковыми средствами. Учитывая данные военной разведки о том, что наступление противника начнется утром 5 июля, командующие Центральным и Воронежским фронтами приказали нанести по позициям противника упреждающий артиллерийский удар. За 30 минут до начала наступления гитлеровских войск на позиции германских дивизий, не ожидавших подобных действий со стороны советских войск, был обрушен сокрушительный артиллерийский удар, который спутал все замыслы германского командования.
     Так началось сражение на Курской дуге, которое стало самой крупной битвой Второй мировой войны – великое противостояние стали, огня и боевого духа войск...
     Организованное наступление немецких войск было сорвано. Могучие «Тигры» и «Пантеры» не смогли оказать психологического воздействия на советских бойцов. Немецкое наступление развивалось медленно. За семь суток боев на участке Центрального фронта гитлеровцы смогли продвинуться в глубь советской обороны всего на 10 - 12 километров. После ожесточенного танкового сражения в районе деревни Прохоровка войска противника вынуждены были перейти к обороне.
     В битве под Курском советское командование сосредоточило на главных направлениях крупные силы и средства, обеспечило решительный перевес своих войск над противником, который не ожидал такого умелого построения обороны и расчетливого создания условий для перехода в решительное контрнаступление. Советская стратегия, основанная на опыте, накопленном в Сталинградской битве, оказалась на высоком уровне.
     12 июля на орловском направлении началось контрнаступление советских войск. 3 августа в контрнаступление перешли советские войска на белгородско-харьковском направлении. Войска пяти фронтов - Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного начали теснить отборные немецкие дивизии, которые, как рассчитывал фюрер, должны были обеспечить победу германских войск в операции «Цитадель».
     Манштейн не сразу понял, что под Курском он потерял инициативу. 13 июля, не разобравшись полностью в обстановке, Манштейн докладывал Гитлеру о том, что им разгромлены войска Красной Армии, прикрывавшие Курск с юга, что они уже не способны не только наступать, но и обороняться. Уверовав в это, Манштейн приказал перебросить часть своих танковых дивизий в Донбасс, где с 17 июля перешли в наступление войска Юго-Западного и Южного фронтов.
     Но Красная Армия, неожиданно для Манштейна и немецкой военной разведки, нанесла сокрушительный удар по обороне противника в районе Белгорода. Манштейн приказал возвратить танковые дивизии из-под Донбасса. На помощь ему из Берлина прилетел начальник штаба сухопутных войск Германии генерал Цайцлер - разработчик и куратор операции «Цитадель».
     Прибыв на фронт, Цайцлер Цайцлер провел 8 августа экстренное совещание с высшим командным составом войск, занятых в Курском сражении. Манштейн попросил перебросить в полосу обороны его 4-й танковой армии и на рубеж Днепра 20 дивизий, но в резерве у Гитлера такого количества боеготовых соединений не оказалось.
     20 июля ситуацию вокруг Орла изучали Г.К. Жуков и А.М. Василевский. На севере Курского выступа началась реализация операции советских войск под кодовым названием «Кутузов», в ходе которой был нанесен сокрушительный удар по группировке германских войск в районе Орла…
     Значительный вклад в разгром немецко-фашистских войск под Курском внесла советская военная разведка, которая в ходе оборонительного и наступательного этапов Курского сражения смогла добыть важные для советского командования сведения о противнике. Большой вклад в победу под Курском внесли также советские партизаны, которые действовали на Украине и в Белоруссии. Нанося удары по вражеским коммуникациям, сковывая переброску фашистских войск на Восточный фронт, они оказывали огромную помощь бойцам и командирам действующей армии. Многие командиры партизанских отрядов были кадровыми офицерами военной разведки - среди них были Герои Советского Союза Ф.И. Кравченко, Г.М. Линьков, Г.И. Братчиков, Н.П. Федоров, И.Н. Банов, А.П. Бринский и другие.
     В боях под Курском, Белгородом и Орлом советские воины стояли насмерть. Более 100 тысяч советских солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. 180 человек получили звание Героя Советского Союза. Среди них — военные разведчики капитан Николай Самохин, старший лейтенант Владимир Свирчевский, гвардии лейтенант Николай Муравьев, гвардии сержант Владимир Тимощук, командир взвода пешей разведки старший сержант Николай Белозерцев, командир танка отдельной гвардейской разведроты 9-й танковой армии Воронежского фронта гвардии младший сержант Сергей Васюта.
     Курская битва продолжалась всего пятьдесят дней. Она завершилась 23 августа 1943 года. Контрнаступление советских войск после Курской битвы переросло в стратегическое наступление советских войск от Великих Лук до Черного моря.
     

На снимке: участники Курской битвы Герои Советского Союза военные разведчики А.Г. ПОПОВ (слева) и А.И. ОТСТАВНОВ. Снимок сделан 18 мая 1971 года.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100