ХХV Московский международный кинофестиваль завершился. Мировое кино, взяв курс на Россию, на десять не по-летнему холодных дней оккупировав Москву, возвратилось к родным берегам. Чем же, кроме обширной киногеографии, запомнится юбилейный ММКФ?
Что было точно, так это ощущение праздника. Хотя на любую бочку меда найдется горькая приправа. Несмотря на заданный посыл: мол, нынешняя конкурсная программа чуть ли не лучшая за всю историю московских кинофорумов, к концу просмотра картин стало ясно - особенных открытий ждать не приходится. И вот как жюри подвело итоги.
Приз серебряный «Святой Георгий» за лучшее исполнение женской роли достался Синобу Оотакэ (японский фильм «Сова»). Вообще-то претендентки на эту награду нашлись бы еще. Это и молодая актриса Ирина Пегова - Ольга, сыгравшая главную роль в российском фильме «Прогулка» (режиссер Алексей Учитель), и юная Лауриен Ван Ден Брук - девочка Клара из фильма «Лунный свет» - Нидерланды, режиссер Паула Ван дер Оест. Вполне можно было отметить женские образы в картине «Скагеррак» - Дания, режиссер Серен Крагх-Якобсен, «Разогреть вчерашний обед» - Болгария – Македония, режиссер Костадин Бонев, «Эйла» - Финляндия, режиссер Ярмо Лампела. Хотя, к сожалению, яркой звезды на экране фестиваля так и не вспыхнуло. Правда, в день закрытия фестиваля можно было увидеть, какими они бывают, - звезды кино. Фанни Ардан в фильме Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда» была по-прежнему блистательна, за что и получила специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского».
Присуждение приза за лучшее исполнение мужской роли – серебряного «Святого Георгия» Фарамазу Гарибяну («Танцуя в пыли», режиссер Асгар Фархади) показалось скорее долгом вежливости иранскому кино. Непонятно, чем жюри «не показался» английский актер Тим Рот с его великолепной игрой в «Убить короля» (режиссер Майк Баркер). В его исполнении Кромвель буквально заставляет задуматься о том, что история может повторяться, сменяются лишь декорации столетий...
Серебряным «Святым Георгием» за лучшую режиссерскую работу неожиданно наградили южнокорейского режиссера Чан Чжун Хвана за его фильм «Спасти зеленую планету». В принципе это прорыв российского консерватизма: учет востребованности на мировом кинорынке азиатских картин. Это смотрящийся на одном дыхании пестрый коллаж из страшилок, юмора и фантастики, приправленный притянутой за уши проблемой о спасении мира. Он, как и российская картина режиссера Ирины Евтеевой «Петербург», совершенно выбивался из философской концепции фестиваля. Но вот «Петербург» - причудливая смесь из компьютерных мультяшных картинок и классического кино, жюри почему-то не вдохновил.
Хотя российский «Коктебель» (режиссеры Борис Хлебников и Алексей Попогребский) удостоился специального приза золотой «Святой Георгий». Правда, о фильме больше как «традиционный» сказать особо-то и нечего. Крепко скроенная, правда, немного «не по фигуре», лента об извечной проблеме отцов и детей с их совместными поисками своего места в жизни, основанная на современных реалиях.
Главный приз – золотой «Святой Георгий» – уехал в Испанию. Он достался «Божественному огню» режиссера Мигеля Эрмосо. В принципе решение справедливое, так как картина в целом «написана» гармонично: от стильной режиссерской работы до участия в ней сильных актеров. К тому же зрители любят эдакие полувымышленные, полуправдивые истории. Еще один плюс: о великом поэте Гарсии Лорке, воскрешенном фантазией сценариста, теперь узнают даже те, кто от поэзии далек. И, вполне вероятно, захотят с его творчеством познакомиться. В оценке этой картины решение жюри чудесным образом совпало с мнением кинокритиков. А это бывает чрезвычайно редко.
Так, жюри обошло своим вниманием фильмы, которые по рейтингу зрителей, киноклубов и кинокритиков были его достойны. Это российская «Прогулка» и датский «Скагеррак». Правда, может, просто призов не хватило?
Таковы краткие итоги по конкурсным фильмам ХХV ММКФ.
Кроме этой обязательной программы, традиционно были и другие: «АиФория», «Россия, которую мы обрели», «Национальные хиты», «Ателье», «Эстафета десятилетий», программа «8 1/2» (восемь с половиной) Петра Шепотинника. В них показывались фильмы на любой вкус - от мировой киноклассики до новых работ российского кинематографа.
Кроме этого, в рамках фестиваля прошло немало интереснейших мероприятий. Выставка в Манеже работ Сергея Параджанова, открытие в столице до осени скульптурного вернисажа Джины Лоллобриджиды, появилась мемориальная доска на доме по 1-й Тверской-Ямской, где жил поэт и кинодраматург Геннадий Шпаликов.
Но главное, что отметил председатель жюри ХХV ММКФ режиссер Сергей Бодров: хоть праздники заканчиваются, но кино продолжается, в том числе и российское. Свидетельство тому - грядущая осенью в Нью-Йорке «Неделя русского кино». В программе запланировано не менее двенадцати фильмов, снятых за последний год. Только вот закупят ли американцы себе копии наших картин? Будем надеяться.
На снимках: блистательная Фанни АРДАН; режиссер Мигель ЭРМОСО («Божественный огонь») с золотым «Святым Георгием».