на главную страницу

11 Июля 2003 года

Армия и общество

Пятница

НАУЧИТЬСЯ ХРАНИТЬ СЕКРЕТЫ

Беседу вел Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Вопреки расхожему мнению о том, что предстоящие парламентские выборы снижают законотворческую активность Государственной Думы, многие депутаты и в эти летние дни напряженно трудятся, стремясь завершить начатую работу. Ряд готовящихся законопроектов напрямую касается Министерства обороны РФ и других силовых структур. Об этом нашему корреспонденту рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин.

     - Григорий Алексеевич, над чем вы сейчас работаете?
     
- Вместе с коллегами вплотную занимаюсь двумя законопроектами: «О реквизиции в особый период» и «О государственной тайне». Оба они рассматриваются в контексте проводимой военной реформы, весьма актуальны для людей в погонах, поэтому стараемся в своей работе максимально учесть их мнение. Многое дают встречи с экспертами, которые служили или служат в армии и на флоте.
     К разработке первого из упомянутых законопроектов подтолкнуло участие в комиссии по установлению причин гибели атомной подводной лодки «Курск». Еще тогда обратил внимание, как принималось решение о привлечении к спасательным работам водолазов Норвегии. Военно-морским силам этой страны потребовался всего один час, чтобы подписать контракт с водолазной фирмой! Откуда такая оперативность? Оказывается, у этой фирмы был заранее разработан отдельный контракт с военным ведомством: в случае того или иного особого периода, объявленного заранее оговоренным способом, действующий на данный момент контракт прерывается и водолазы начинают работать в интересах военно-морских сил. Такой контракт обеими сторонами был подписан, поэтому он без всякой раскачки автоматически вступал в действие в конкретной обстановке. Насколько мы помним, водолазы справились с поставленной задачей успешно.
     
- Все это, конечно, хорошо, но как же текущая работа упомянутой компании? Ведь тогда придется платить неустойку текущему гражданскому заказчику…
     
- Дело в том, что во всех контрактах, которые фирма подписывала, есть ссылка на форс-мажорные обстоятельства и оговорены соответствующие компенсации. Причем все делается на основе действующего в Норвегии законодательства, предусматривающего приоритет государственных интересов в тех или иных чрезвычайных ситуациях. Объявлено время «Ч»: текущий контракт прерывается, компенсация выплачивается, фирма начинает работать на военное ведомство.
     Как ни покажется удивительным российским бизнесменам, но норвежские коммерсанты не только не скрывают наличия контрактов с силовыми структурами в период чрезвычайных ситуаций, но и всячески подчеркивают данное обстоятельство – значит, компания заслужила доверие у государства, это своеобразное свидетельство безупречности и надежности такого делового партнера. Поэтому фирмы идут на заключение контрактов с министерством обороны добровольно и весьма охотно.
     
- То есть мы уже имеем некий пример для подражания?
     
- Дело не только в том, что можно многое позаимствовать в самом механизме работы в особый период. Если мы аналогичный подход пропишем в законе, то мобилизационные мощности, которые необходимо содержать, уменьшатся чуть не на два порядка – их не надо будет специально содержать и обслуживать. Таково мнение авторитетных экспертов. То есть будут всесторонне продуманные контракты, где та или иная компания по обоюдному с военным ведомством соглашению берет на себя обязательство иметь и в случае необходимости предоставить какие-то вполне конкретные ресурсы. Причем речь в этом документе не о каких-то единицах техники или количестве специалистов – в первую очередь компания должна быть в состоянии выполнить те или иные работы в особый период. А уж руководители сами решают, что для этого нужно, а затем согласовывают принятые меры с военными. Если фирма меняет технику или штатное расписание, то опять же совместно вносятся коррективы.
     Это общемировая практика. По этому пути идут даже куда более богатые страны, чем Россия. Законопроект «О реквизиции в особый период» уже написан. Правда, возможно, он будет внесен не руководимым мною комитетом Госдумы, а Правительством РФ – ведь этот документ затрагивает интересы не только силовых, но и других ведомств. То есть он, как ожидается, будет принят в ближайшее время.
     
- Григорий Алексеевич, что можно сказать о Законе «О государственной тайне», одним из разработчиков которого вы также являетесь. На каких моментах предполагается сосредоточить внимание в этом законопроекте?
     
- Считаю, что закон «О государственной тайне» сейчас весьма актуален, необходимость в его принятии назрела давно. Говорю это на основании собственного опыта: 20 лет в ЦКБ МТ «Рубин» имел дело с разработкой и внедрением секретных систем на атомных подводных лодках.
     Но тут могут быть два подхода. Первый: мы сохраняем государственную тайну, но тогда ее должно быть мало – это позволит надежно предотвратить какую-либо утечку. Второй подход чисто политический: когда под государственной тайной подразумевается весьма широкий спектр вопросов и в данном случае к ней допущены многие.
     Мы должны понять, время изменилось, и говорить о том, что место производства, допустим, танков тайна, – бессмысленно. Равно как и то, какая продукция выпускается на оборонных заводах другого профиля: техническими средствами обнаружения это можно выяснить. Вообще смешно полагать, что сегодня можно скрыть баланс предприятия, производящего военную технику (по этой информации можно было узнать количество выпущенной продукции). Сейчас никого не интересует, много или мало продукции ты произвел – важно, какого качества выпущенный танк или самолет. Да и в этом случае гораздо более важно знать не достоинства, а прежде всего недостатки. Скрывать не новое, а то, что новое в той или иной продукции отсутствует. Но, чтобы скрыть это, нужно идти по первому названному мною выше пути: максимально сжать секретную информацию, допустить к ней строго ограниченное количество людей. Такой подход по-настоящему обеспечит сохранность государственной тайны.
     
- В этой связи будет ли учтена в новом законе деятельность СМИ? Ведь нередко и по этому каналу происходит утечка важных сведений.
     
- Безусловно, тем более что роль прессы в этом плане постоянно возрастает. Тут должна быть заложена четкая и ясная установка, если ты хочешь освещать события и писать о проблемах, где имеются те или иные элементы секретности, – аккредитуйся. И тогда тебя допустят до максимально возможной информации. Но одновременно самим фактом аккредитации журналист берет на себя обязательство действовать в определенных рамках в период чрезвычайных ситуаций. Тут нет никаких нападок на свободу слова, чему яркий пример - практика работы западных СМИ: до какого-то момента можно все, но потом нужно взвешивать каждое слово, а то и не разглашать какую-то информацию – это может повредить спецслужбам.
     
- Этот закон также на подходе?
     
- С ним сложнее, так как нужно воспринять всю военную реформу и с учетом ее влияния на деятельность Министерства обороны и других силовых структур закладывать какие-то конкретные вещи. Но концептуально законопроект разработан.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100