на главную страницу

11 Июля 2003 года

Армия и общество

Пятница

«Отцы, подъем!»

Игорь ХАТНЮК, «Красная звезда».



Многое изменилось в нашем обществе за минувшие 15-20 лет. У немалого количества людей стали расплывчатыми перспективы дня завтрашнего. У иных пропала вера в идеалы. Неудивительно, что многие наши соотечественники стали искать душевную точку опоры, и для некоторых таким местом стала Русская Православная Церковь. В свою очередь и священнослужители обратили более пристальный взор, в частности, на служивый люд. Впрочем, армию и церковь во все времена связывали тесные узы дружбы. Что в этом удивительного? Армия всегда была главной опорой государства. И духовные пастыри это всегда понимали и понимают.

     «Отцы, подъем!» Так началось утро 25 июня в одной из казарм Рязанского института ВДВ. Более ста священников, окормляющих военнослужащих, приехали сюда из различных уголков России, чтобы поделиться опытом работы в воинских коллективах и скоординировать свою деятельность.
     Для Русской Православной Церкви это уникальное событие. Подобные сборы военных священников проводились в России всего дважды около ста лет назад. При этом в дореволюционной России священник имел в армии четко определенные статус, права и обязанности, закрепленные в официальных документах, а сегодня духовенство с юридической точки зрения в армейскую среду никак не интегрировано. Вся работа священников в воинских коллективах, а ведь это именно работа, требующая времени, душевных и физических сил, материальных затрат, порой сопряженная с риском для жизни, – строится на энтузиазме батюшек и командования воинских частей.
     Но вернемся в Рязанский институт ВДВ. Заместитель командира 76-й вдд Герой России полковник Михаил Теплинский, выступая перед собравшимися, подчеркнул, что на духовную жизнь солдата необходимо обращать самое серьезное внимание. Духовное воспитание — это именно то, что может дать священник. Полковник Теплинский отметил, что в части, которой он командовал на территории Чеченской Республики, ежедневно более 15 процентов военнослужащих в утренние часы посещали православный храм. По его мнению, такие часы необходимо ввести в распорядок дня. Солдату порой требуется просто уединиться, чтобы подумать о чем-то личном в спокойной умиротворяющей обстановке.
     Два дня батюшки жили практически по курсантскому распорядку. Подъем в 6 утра, в 7 - завтрак, потом занятия до вечера с перерывом на обед. Святые отцы делили трапезы в курсантской столовой. Меню, пожалуй, даже более скромное, чем у курсантов, что, видимо, было связанно с начавшимся православным постом.
     Первый день начался с молебна за успешное проведение сборов, потом были занятия в училищном клубе, на которых батюшки делились опытом работы в воинских коллективах. После обеда состоялась встреча с личным составом института, курсанты прошли торжественным маршем и исполнили песню. А по окончании учебного дня священники разошлись по подразделениям для того, чтобы в спокойной обстановке обстоятельно побеседовать с ребятами и ответить на интересующие их вопросы.
     Второй день сборов прошел в учебном центре института в с. Сельцы. Руководитель сектора ВДВ при Синодальном отделе отец Михаил Васильев поделился опытом устройства в полевых условиях православных часовен и храмов на базе обычных армейских палаток типа УСТ-56. Там же была действующая модель православной звонницы - в качестве колокола используется гильза от САУ.
     Священники, побывавшие на Северном Кавказе, делились опытом проведения православных обрядов в полевых условиях - согласитесь, покрестить две сотни военнослужащих где-нибудь на опорном пункте высоко в горах непросто. Священнику необходимо иметь при себе все необходимое для того, чтобы обряд крещения запомнился и был воспринят именно как таинство. Чтобы после крещения люди чувствовали душевный подъем и обретали дополнительную уверенность и спокойствие. Иеромонах Савва, имя которого наверняка известно многим, прошедшим Чечню, показал специальный «разгрузочный» жилет...священника. Благодаря ему батюшка всегда имеет при себе несколько сотен крестиков, иконы, другие необходимые для совершения служб аксессуары.
     Конечно, в будущем священнослужители хотели бы видеть на подобных сборах больше представителей Вооруженных Сил. Это необходимо для полноценного диалога Церкви и Армии, для более целенаправленной помощи командирам в нравственном воспитании военнослужащих.
     Сегодня вопрос о том, нужны ли священники в расположении воинских частей, дискуссионный. Есть люди, считающие, что некоторые священнослужители далеки от армейских забот, не понимают специфики воинской службы.
     Но в то же время уже сейчас среди военнослужащих есть по-настоящему верующие люди, которым необходимо для душевного спокойствия регулярно посещать церковь и общаться со священником. И такую возможность им, конечно, лучше предоставить официально.
     Хочется надеяться, что с воинскими формированиями будут взаимодействовать по-настоящему святые отцы, ведь люди, которым приходится смотреть смерти в лицо, более остро чувствуют и воспринимают окружающий мир. Кстати, многие из сегодняшних священников, окормляющих военнослужащих, в недавнем прошлом служили в Вооруженных Силах и носили погоны капитанов, майоров и даже полковников.
     Вопросы веры - это тонкая материя, и каждый решает для себя, насколько и в кого он верит, как проявлять свои религиозные чувства. Но для того чтобы наши военнослужащие имели реальную свободу вероисповедания, им все же нужно предоставить возможность этого выбора, а для этого нужно как минимум иметь в непосредственной близости от места дислокации части храм и священника.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100