на главную страницу

17 Июля 2003 года

День морской авиации ВМФ

Четверг

Крылья над морем

17 июля – День морской авиации Военно-морского флота

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».Фото Юрия ШИПИЛОВА.



     Кто хотя бы раз ночью пилотировал самолет над Атлантикой, тот не забудет фантастического ощущения космического полета. Яркие звезды светят высоко в черном небе и внизу отражаются в глади океана. Пространство и время становятся ирреальными. И только Млечный путь ведет туда, где на далекой земле светит в ночи единственное окно, за которым верят, любят и ждут…
     Морские летчики объединили две земные стихии. Не найдется второй профессии, которая была бы так глубоко пронизана духом романтики неба и моря. Мужества и риска. Подвига и славы.
     Но даже в этой немногочисленной и довольно замкнутой касте военных специалистов есть люди особого профессионального склада. Это летчики единственного в России отдельного корабельного истребительного авиационного полка (ОКИАП). Сюда приходят только те, кто бесконечно влюблен в эту опасную профессию. Кого не страшит 100-метровый разбег и прыжок самолета с трамплина авианосца, кто может найти среди океанских волн крошечную точку, какой выглядит сверху полетная палуба корабля, и направить крылатую машину с огромной скоростью, кажется, в самый срез кормы крейсера. Задача пилота – посадить самый тяжелый в авиации истребитель Су-33 на взлетно-посадочную полосу размерами 205 на 26 метров – площадью меньше футбольного поля. Массивный гак захватывает приемный трос, и машина, спружинив, как вкопанная, замирает на палубе.
     Первыми освоили полеты и боевое применение корабельных истребителей с палубы авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Тимур Апакидзе, Ярослав Чибир, Иван Бохонко, Игорь Кожин, Виктор Дубовой, Константин Кочкарев, Геннадий Рыжов, Павел Подгузов, Андрей Абрамов и Евгений Кузнецов. За мужество, проявленное при освоении полетов с палубы крейсера, генерал-майор Апакидзе, полковники Бохонко, Кожин и Кретов и подполковник Дубовой (на снимке) были удостоены звания Героя Российской Федерации.
     Когда морская авиация только еще зарождалась, никто, наверное, предположить не мог, каким совершенным оружием станет обладать Военно-морской флот России. Первую победу морские летчики добыли 17 июля 1916 года. В тот день четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами.
     Он закончился победой российских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два - обратились в бегство. Первая победа морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем стала точкой отсчета в истории морской авиации Российского Военно-морского флота. Теперь 17 июля в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ от 15 июля 1996 года отмечается как День морской авиации ВМФ.
     Конечно, это сугубо профессиональный, можно сказать, «домашний» праздник морских летчиков. Но отмечается он всеми, кто не равнодушен к этой профессии, и в этом смысле праздник шагнул за пределы своих узкопрофессиональных границ. Есть для этого особые причины.
     Морские летчики первыми проложили полярные трассы, внеся тем самым большой вклад в освоение Северного морского пути. Первыми пришли на спасение челюскинцев. Их мастерство, мужество и готовность к риску во имя спасения людей явились основанием для учреждения высшей степени государственного отличия - звания Героя Советского Союза. Золотая Звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Ляпидевскому.
     Морские летчики Балтийского флота в ночь с 7 на 8 августа 1941 года первыми бомбили Берлин. А всего за годы Великой Отечественной войны они совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. От их ударов гитлеровская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами - две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно-морского флота.
     Морской летчик из авиагарнизона Луостари Северного флота Юрий Гагарин первым проложил дорогу в космос.
     И сегодня Военно-морской флот располагает боеспособными летчиками истребительной, противолодочной и стратегической морской авиации, а также экипажами корабельных вертолетов, готовыми выйти на боевую службу и выполнить задачи по боевому предназначению. Несмотря на трудности экономического характера, удалось сохранить все рода авиации и обеспечить поддержание боеспособности и боеготовности ее ядра. Это подтвердили, в частности, военно-морские учения, которые прошли этим летом в различных регионах Мирового океана. Как сообщил вчера в беседе с корреспондентом «Красной звезды» первый заместитель начальника ВВС и ПВО Военно-морского флота - начальник штаба ВВС и ПВО ВМФ генерал-лейтенант Николай Новиков, в совместных учениях Северного и Балтийского флотов участвовала авиагруппировка двух флотов в составе противолодочных и поисково-спасательных вертолетов корабельной авиации, а также самолеты Су-24 и Су-27 истребительной и штурмовой авиации Балтийского флота.
     На переходе отряда кораблей Северного флота с Балтики в Баренцево море дальнее противолодочное охранение их осуществляли базовый противолодочный самолет Ил-38 и дальний противолодочный самолет Ту-142МК, выполнившие полет на полный радиус.
     В небе над Аравийским морем продемонстрировали свое мастерство корабельные вертолетчики Черноморского и Тихоокеанского флотов, которые участвовали в российско-индийских военно-морских учениях «Индра-2003».
     Летчикам ВВС и ПВО Тихоокеанского флота еще предстоит продемонстрировать свой высокий профессионализм в ходе крупнейшего в Вооруженных Силах учения, которое пройдет с 18 по 27 августа на Тихом океане. В нем примут участие все родовые составляющие ВВС и ПВО Тихоокеанского флота.
     Наконец, достижения в области морской авиации были показаны на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.
     Эти и другие примеры еще раз подтверждают, что у морской авиации есть будущее, ибо без нее современный флот не мыслим. Имеются планы по совершенствованию противолодочной, морской ракетоносной, штурмовой и разведывательной авиации. Есть и надежда на их реализацию в обозримой перспективе.
     Собравшись сегодня за праздничным столом, рыцари воздушного флота произнесут свой традиционный тост: «За морскую авиацию!»


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100