на главную страницу

17 Июля 2003 года

Планета людей

Четверг

Страна восходящего милитаризма?

Япония отходит от антивоенных положений основного закона

Андрей ЗАХАРЕНКОВ, Виталий ТАРАСОВ.



11 июля два транспортных самолета С-130 сил самообороны Японии вылетели в район Ирака для перевозки гуманитарных грузов, направляемых туда по линии ООН. А уже в октябре Токио планирует направить в Ирак более тысячи своих военнослужащих для проведения вспомогательных и гуманитарных операций. Для этого нижняя палата японского парламента 4 июля утвердила специальный закон, который в текущем месяце должен получить одобрение в верхней палате советников.

     Тем не менее уже совершенно ясно, что Япония пошла на беспрецедентный шаг в своей политике. Дело в том, что, являясь страной-агрессором Второй мировой войны, Япония в 1945 году отказалась от обладания вооруженными силами, что фиксируется в ее конституции 1947 года. 9-я статья ее декларировала, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права наций, а также угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. В ней также заявлялось, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, явно как и другие средства войны». Именно отсюда идет название японских сил самообороны. В конституции закреплены и три неядерных принципа – не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие, а также запрет на посылку вооруженных сил на иностранные территории для участия во всех видах военных операций, на участие Японии в коллективной обороне, на введение системы воинской повинности.
     Строгое соблюдение антивоенных положений международных документов и основного закона страны должно было стать надежной гарантией развития Японии на мирной демократической основе. Однако в начале 50-х годов США в связи с началом «холодной войны» стали подталкивать страну восходящего солнца к возрождению в виде «сил самообороны» ее вооруженных сил и военной промышленности. Этот процесс сопровождался повышением боевого потенциала сил самообороны, последовательной реализации курса на укрепление японо-американского союза и расширение сферы его ответственности практически на весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Основными юридическими документами, регламентирующими создание сил самообороны Японии, стали законы «О силах самообороны» и «Об учреждении управления обороны», вступившие в силу в июне 1954 г. После этого они неоднократно дополнялись различными поправками, направленными на развитие и применение сил самообороны.
     Значительная военная мощь Японии надежно обеспечивала безопасность страны, однако это не совсем устраивало США. Вашингтон постоянно стремился использовать Японию и ее вооруженные силы за пределами национальной территории. Именно под американским давлением были приняты законы «О мерах по обеспечению мира и национальной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки вокруг Японии» (вступил в силу 25 сентября 1999 г. и юридически обеспечивает практическую реализацию «Основных принципов японо-американского сотрудничества в области обороны») и «Об осуществлении досмотра судов в условиях чрезвычайной обстановки в прилегающих к Японии районах» (1 марта 2001 г.).
     На большее Япония пойти не могла, так как тому препятствовала конституция страны. Тогда и начались попытки пересмотреть ее основные положения. Особенно они активизировались после войны в Персидском заливе, когда США и другие западные страны стали упрекать Японию в том, что она откупается деньгами, в то время как они проливают кровь своих солдат за демократические идеалы.
     Впервые в послевоенной истории негласное табу на рассмотрение в национальном парламенте вопроса о внесении изменений в действующую конституцию было нарушено 16 февраля 2000 г. Тогда депутаты верхней и нижней палат высшего законодательного органа страны официально приступили к обсуждению целесообразности ее пересмотра. Это стало возможным после принятия беспрецедентного решения о создании в обеих палатах специальных комитетов по проблемам пересмотра конституции. На настоящем этапе они пока лишены права законодательной инициативы, то есть в отличие от других аналогичных структур в верхней и нижней палатах не могут вынести на голосование парламента подготовленные законопроекты по изменению основного закона страны. Функции этих комитетов ограничены лишь подготовкой итоговых докладов о проведенных дискуссиях.
     В значительно большей степени направленность на пересмотр конституции проявляется в деятельности сформированного 24 апреля 2001 г. кабинета министров во главе с премьер-министром Д. Коидзуми. Сам премьер-министр назвал «смешным» то обстоятельство, что силы самообороны находятся вне закона, а Япония не может использовать присущего всем суверенным государствам права на коллективную оборону. Еще более категоричен государственный министр – бывший начальник управления национальной обороны (УНО) Г. Накатани, который подчеркивал, что предлагаемый рядом политиков в качестве промежуточного варианта «пересмотр действующей правительственной трактовки, отрицающей право Японии на коллективную оборону, не приведет к признанию возможности использовать это право. Если говорить о реальном его применении, то нужно изменить конституцию, сделать ее более понятной, не требующей дополнительных разъяснений. То, что необходимо для обеспечения безопасности страны и то, что запрещено, должно быть четко сформулировано». В качестве аргументов в пользу пересмотра конституции бывший руководитель национального военного ведомства ссылался на важность последовательного укрепления японо-американского союза и необходимость устранения в связи с этим существующих ограничений на ведение совместных действий, а также оказание поддержки американским войскам при возникновении в регионе вооруженных конфликтов.
     С учетом отсутствия согласия в правящей коалиции по проблеме пересмотра конституции, негативных подходов оппозиции и неподготовленности общественного мнения внутри страны, а также опасений соседних государств по поводу возможности превращения Японии в военную державу ее руководство на данном этапе сосредоточивает усилия на постепенном решении этой задачи. В частности, комитет правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) по вопросам обороны в марте 2001 г. представил на рассмотрение парламентских комиссий по проблемам пересмотра конституции и в правительство подготовленное им предложение о разработке так называемого «Основного закона по обеспечению национальной безопасности Японии». В нем, по мнению разработчиков, должны быть четко обозначены условия и сферы применения права на коллективную оборону. Фактически предложение ЛДП является временной альтернативой пересмотру 9-й статьи конституции, так как предусматривает изменение только ее официальной правительственной трактовки, отрицающей указанное выше право. Необходимость смягчения действующих ограничений ЛДП обосновывает существенными изменениями в международной обстановке, якобы требующими увеличения вклада страны в совместные с США действия по обеспечению стабильности в АТР и мире в целом, а также дальнейшего повышения эффективности двустороннего сотрудничества в области обороны на случай возникновения чрезвычайной обстановки в прилегающих к Японии районах.
     Анализ тенденций в подходах правящих кругов и основных партий Японии к проблеме пересмотра конституции дает многим наблюдателям основания полагать о высокой вероятности дальнейшей активизации дебатов в этой сфере по следующим основным направлениям: внесение изменений в статью 9-ю основного закона; роль и место сил самообороны в системе государственных институтов; применение права на коллективную оборону; участие в многонациональных акциях по поддержанию мира и безопасности под флагом ООН и борьбе с международным терроризмом.
     Процесс совершенствования национального законодательства в сфере обороны получил значительное ускорение после террористических акций в США в сентябре 2001 г. При этом характерной особенностью позиции Токио является стремление целенаправленно и максимально использовать создавшуюся ситуацию для дальнейшего смягчения имеющихся в японском законодательстве ограничений на использование сил самообороны за пределами национальной территории и расширение их функций. Правительство Д. Коидзуми под предлогом поддержки США в борьбе с терроризмом смогло в беспрецедентно короткие сроки (около одного месяца) разработать и провести через парламент (29 октября 2001 г.) новый закон «О специальных мерах по борьбе с терроризмом», а также поправки к действующим законам «О силах самообороны» и «Об управлении безопасности на море».
     Законом «О специальных мерах по борьбе с терроризмом» премьер-министру Японии предоставлено право отдавать приказ о направлении войск за рубеж для участия в операциях ВС США и их союзников против международного терроризма без получения предварительного одобрения парламента страны. В зону деятельности сил самообороны могут быть включены территории других государств с согласия их правительств, что фактически снимает какие-либо географические ограничения сферы их применения. Основной целью действия японских войск является тыловое обеспечение американских ВС в районах, где не ведутся боевые операции. Оно предусматривает транспортные перевозки и снабжение МТС (за исключением боеприпасов и оружия), поиск и спасение терпящих бедствие, медицинское обслуживание, а также оказание помощи пострадавшему гражданскому населению по запросу соответствующих международных организаций.
     Внесение поправок в закон «О силах самообороны» расширило перечень охраняемых объектов и прав военнослужащих на применение оружия. Руководство УНО получило полномочия принимать согласованные с главным полицейским управлением решения о выделении сил для проведения превентивных мероприятий, связанных со сбором разведывательной информации о масштабах и характере деятельности диверсионно-разведывательных и террористических групп в районах их нахождения. В связи с этим японские военнослужащие могут применять стрелковое или иное оружие в ходе своих зарубежных экспедиций по аналогии с принятыми для миротворцев ООН процедурами только в целях самозащиты, а также защиты беженцев и раненых солдат, находящихся под их охраной.
     В другое время эти решения наверняка вызвали бы массовые протесты японской миролюбивой общественности. Однако в атмосфере вполне объяснимой поддержки большинством японцев идеи бескомпромиссной войны против международного терроризма, провозглашенной президентом США Дж. Бушем, сторонники наращивания военной мощи Японии смогли развернуть с небывалой прежде силой пропагандистскую кампанию в пользу бессрочного сохранения на ее территории военных баз США, а заодно и признание права на ведение войны и посылку японских вооруженных сил не только в соседние, но и весьма отдаленные районы мира. Под влиянием этой кампании США обрели в лице Японии надежного союзника, готового идти еще дальше, чем прежде, по пути военного сотрудничества с Пентагоном. Токио по собственной инициативе вдруг проявил желание переложить на Японию обязанности по охране американских военных баз и объектов, находящихся на ее территории.
     В ноябре 2001 г. впервые за всю послевоенную историю было принято решение об использовании с согласия Пентагона японских сил самообороны для участия наряду с американцами в охране таких военных баз США, как Йокоте (вблизи Токио), Йокосука (вблизи Йокогамы), и других. И уже через две недели после вступления в силу новых законодательных актов два эсминца сил самообороны «Курама» и «Кирисамэ», а также военный транспорт «Хамана» вышли из порта Сасэбо (остров Кюсю) и без промедления отправились в Индийский океан. Перед передовым отрядом японских кораблей была поставлена задача сбора информации и оказания тыловой поддержки военных операций США в Афганистане. Срок пребывания отряда кораблей сил самообороны постоянно продлевается на полгода.
     В начале января 2003г. в Аравийское море для оказания поддержки кораблям ВМС США и Великобритании, участвующим в антитеррористической операции, прибыл эскадренный миноносец УРО «Кирисима», оснащенный многофункциональной боевой системой «Иджис». В составе отряда японских кораблей, куда входят также ЭМ УРО «Харусамэ» и универсальный транспорт снабжения «Токива», он заменил эскортный эсминец «Хиэй». Кроме выполнения задач охранения кораблей при пополнении запасов в море, эсминец способен вести разведку воздушных целей в Персидском заливе, так как система «Иджис» позволяет фиксировать ракеты в радиусе 500 километров, отслеживать до 200 летящих объектов и одновременно поражать более 10 целей. Токио, правда, неуклонно заявляет, что функция этого эсминца водоизмещением 7.250 тонн – охрана японских кораблей, которые сейчас бесплатно снабжают горючим ВМС США и Англии в Аравийском море. Подобные функции будут выполнять и два транспортных самолета С-130, вылетевшие с базы ВВС Японии Комаки. Однако после предстоящего утверждения в верхней палате парламента Японии закона о посылке войск в Ирак самолеты будут переведены в Багдад. Там они могут быть задействованы и для военных перевозок. Все эти меры, по мнению правительства Японии, укрепляют двустороннее сотрудничество США и Японии в области безопасности.
     
На снимке: вслед за самолетами в районы боевых действий отправятся и японские танки.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100