на главную страницу

18 Июля 2003 года

Армия сегодня

Пятница

Мечта со сломанными крыльями

Евгений УСТИНОВ, «Красная звезда».



     Военный аэродром Каспийска вертолетная авиагруппа ВВС Черноморского флота облюбовала немногим более года назад - срок, как оказалось, вполне достаточный для того, чтобы моряки-каспийцы смогли по достоинству оценить преимущества такого соседства. Не проходит дня, чтобы авиаторы не привлекались, например, к противодиверсионному обследованию береговой черты или не совершали полетов к радиотехническим постам и маякам. Но все-таки основной их задачей было и остается содействие воюющим в Чечне морским пехотинцам.
     - Чего не следует делать, так это расписывать, какие мы тут герои,- с ходу откорректировал обозначенную тему нашей беседы старший группы, невысокий, с выразительными серыми глазами офицер. - Горы, пускай опасные и стреляющие, для нас лишь место работы. А вот о том, что не позволяет сегодня в полной мере задействовать наши Ми-8, расскажу.
     Черноморцы к июлю прошлого года поэтапно отработали технику пилотирования и посадок в высокогорье, по своей сложности сравнимых разве что с посадками на палубу корабля. Был подготовлен и собственный летчик-инструктор. Все это позволило без проволочек наладить сообщение с батальонной тактической группой морской пехоты. Ведение воздушной разведки, рекогносцировка местности, высадка тактических разведгрупп - ни одна сколько-нибудь серьезная операция на административной границе Дагестана с Чечней теперь не обходилась без вездесущих «вертушек». Помнится, как с их помощью однажды удалось в считанные минуты перебросить подкрепление на угрожаемое направление, предотвратив тем самым прорыв крупного бандформирования.
     Проблемы возникли позже – с передислокацией «черных беретов» в Веденский район Чечни. Писанные кровью, а потому жесткие и непререкаемые правила предписывали доукомплектовать вертолеты спецсредствами. Но и после установки доставленного с Крыма оборудования преодолеть ограничения на полеты в Чечню авиаторы так и не сумели.
     - Вся загвоздка в воздушном прикрытии, - поясняет летный начальник. - Главное для нас – оказаться в нужном месте в нужное время. Но, позвольте, о какой оперативности может идти речь, если согласование вопросов взаимодействия с располагающим «двадцатьчетверками» Ханкалинским авиаотрядом, с командованием всех уровней непростительно затратно.
     Как тут не вспомнить февральскую спецоперацию у Тазен-Калы? Попавших в переплет морских пехотинцев выручили тогда вертолеты армейской авиации, хотя первыми протянуть руку помощи им должны были свои «вертушки». Случись так, возможно, удалось бы обойтись меньшей кровью.
     По словам офицера, здравый смысл диктует размещение в Каспийске нескольких вертолетов Ка-29, способных решать как самостоятельные задачи, так и осуществлять сопровождение транспортных «вертушек». Однако одного, пусть и аргументированного, востребованного жизнью предложения командира воюющей авиагруппы для этого недостаточно. Тут необходимы решения на высоком военном уровне. Иначе зарождающаяся морская авиация Каспийской флотилии обречена на прозябание.
     Утверждать так мне позволяет незавидное положение авиабазы объединения. В последние годы, дважды подвергаясь сокращению, эта часть лишилась доброй половины авиационных специалистов. В свою очередь, сохранившиеся должности техников и механиков были переведены на гражданский штат – как будто в помине не было той сверхнагрузки по обслуживанию авиаотряда СКВО, располагавшегося в Каспийске с началом контртеррористической операции. Не отпала нужда и круглосуточно, без выходных и праздников обеспечивать самолеты военно-транспортной авиации.
     - Мы не в состоянии закрыть потребности хотя бы одной бригады морской пехоты, - вторят своему командиру авиаторы-черноморцы. – Появись на Каспии более крупное авиаподразделение, то и для него нашлась бы работа.
     Сами того не ведая, пилоты попали в точку – вот уже несколько лет кряду командир авиабазы подполковник Шамсутдин Джахаев с завидным упорством доказывает на всех уровнях актуальность размещения в Каспийске смешанной эскадрильи. Осмелюсь предположить, что иной спектр возможностей и назначения такой структуры позволит иначе взглянуть, к примеру, на состояние взлетно-посадочной полосы и мест стоянки летательных аппаратов, подтолкнет к строительству современного комплексного здания для летного и инженерно-технического состава или не позволит больше мириться с нехваткой автотранспорта. Пока же прикомандированные специалисты довольствуются тем немногим, что Джахаев и его подчиненные сумели чудом сохранить от канувшей в Лету эры экранопланов, - допустим, общежитием казарменного типа. А это по 6-7 месяцев в году! И то, что для авиаторов здесь созданы неплохие бытовые условия, позволяющие им худо-бедно восстанавливаться после тяжелейших рейсов, прежде всего заслуга командования авиации ЧФ, авиабазы и 77-й бригады МП КФл. Так, перебои с горячей водой компенсирует 80-литровый бойлер, а кондиционер, перекочевавший сюда, кстати, из кабинета командира родного полка, спасает в жару.
     Впрочем, люди не сетуют на трудности, хорошо понимая, что только делом и можно убедить разного рода скептиков – морская авиация на Каспии должна развиваться, а главное - получить постоянную прописку. Со своей стороны мы будем отслеживать, материализуется ли эта их мечта или так и останется мечтой со сломанными крыльями.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100