на главную страницу

19 Июля 2003 года

Страницы истории

Суббота

Вспомним о «лекарях военных»

Сейчас буквально все ищут свои исторические корни. В том числе и в армии. А вы задумывались о том, когда появились военные медики?

Полковник медицинской службы Анатолий БУДКО, начальник Военно-медицинского музея, профессор, доктор медицинских наук.



     Если обратиться к документам середины ХVI века, в частности к «Уложению о службе», то можно убедиться, что имевшие поместья служивые люди должны были выступать в поход «конны, людны и оружны». Кроме того, они должны были в основном рассчитывать на себя и в таких вопросах, как продовольственное снабжение и лечение. Вот почему за войском всегда тянулись длинные обозы, где находились и нанимаемые за деньги так называемые «раневые лекари». Как правило, это были лица, владевшие простейшими навыками в лечении болезней и ран: костоправы, лечцы, цирюльники. К государственной службе они никакого отношения не имели, в списочный состав постоянного стрелецкого войска не входили, подчинялись только своим нанимателям и оказывали им посильную помощь.

     Начало медицинской науке и практике врачебной помощи войскам было положено с Аптекарского приказа и возникновения придворной медицины. Дата учреждения Аптекарского приказа до сих пор уточняется. Наиболее реальной представляется версия М.Б. Мирского, который считает: «...он (Аптекарский приказ. - Прим. авт.) был учрежден именно в 1581 г., когда в Москву прибыли на русскую службу английские медики и была основана царская аптека». Придворная аптека и приглашенные врачи находились под строгим контролем «государевых» чиновников.

     В царствование Бориса Годунова (1598-1605) происходит радикальная реорганизация деятельности придворных врачей, являющаяся закономерным проявлением последовательного усиления государственного влияния на медицинскую деятельность в России. С.П. Миронов и соавторы в книге «Кремлевская медицина (от истоков до наших дней)» пишут: «Одновременное приглашение к царскому двору сразу шести иноземных докторов, чьей основной и единственной задачей являлось «обережение здоровья государя», определение строгой регламентации их деятельности и оплаты труда непосредственно из дворцовой казны и, наконец, назначение специального руководителя над придворными врачами позволяют говорить, что именно в 1600 г. было положено начало самостоятельной придворной медицинской службе в России». Так придворная медицина, обеспечив охрану здоровья государя и его ближайшего окружения, предопределила дальнейшее распространение организованной медицинской помощи на войско, поскольку от здоровья и боеспособности воинов зависело существование и самого государства, и лиц, стоявших во главе его.

     Некоторые известные историки медицины (С.А. Семека, А.С. Георгиевский и др.) связывают это событие с проведенной в 1632 г. военной реформой, однако, как свидетельствуют исторические материалы, штатный лекарь появился в российском войске значительно раньше. Подтверждение тому мы находим в ценном источнике - «Книге воинской о всякой стрельбе и огненных хитростях...», составленной мастером Пушкарского приказа подьячим Онисимом Михайловым в 1607 и 1621 гг. Позже «Книга воинская...» по приказанию князя Г.А. Потемкина была опубликована в двух частях (в 1777 и 1781 гг.) под названием «Уставъ ратныхъ, пушечныхъ и другихъ делъ, касающихся до воинской науки...».

     Внимательное изучение подлинной рукописи О. Михайлова, сохранившейся в рукописном отделе Российской национальной библиотеки, позволяет убедиться в том, что в 1621 г. лекарь в российском войске был уже не случайной фигурой, обслуживавшей своего нанимателя, а занимал вполне определенную штатную оплачиваемую должность, имел при себе помощника, располагал специальным транспортом, необходимым набором лекарственных средств, подчинялся по службе полковому начальству и обязан был оказывать лекарскую помощь всем нуждавшимся в ней лицам своего полка безотказно и безвозмездно.

     В подтверждение сказанному приведем несколько кратких выдержек из текста рукописи с сохранением языка оригинала. Так, в статье, где указывается размер оплаты штатных полковых лиц, упоминается и лекарь, причем излагаются и некоторые его обязанности: «...да на пушкарскова писаря шеснатцать золотых, да на подъячева двенатцать золотых, да лекарю ж имати телегу с четырмя лошадьми, на чем ему свои лекарства и всякую потребу возити, и тому лекарю у наряду всяких раненых людей лечити... без уговору и без могорца как убогово так и богатово...».

     Важное замечание приводится ниже: «...А доведется... лекарю без отступно у наряду быти, а делать все по приказу пушкарскаго головы».

     Все это убедительно свидетельствует о наличии четких дисциплинарных и должностных требований, предъявляемых к лекарю как к штатному полковому служителю, а имеющееся также в тексте упоминание о «государевом крестном целованьи», выполняемом им, говорит о том, что полковой лекарь давал присягу - крест целовал - служить верой и правдой по мере своих сил и способностей.

     Существенные исторические сведения содержатся и в двух других статьях, где раскрывается в определенной мере и врачебная тактика полкового лекаря по отношению к нуждающимся в серьезной лечебной помощи: «...Да к снаряду же доведется имати... носила конские для больных людей или раненых...», а дальше добавляется: «...надобно возити носила конския, на чем возити раненых и больных людей к таким местам, где им мочно бережение учинити, покамест выздоровеют...».

     «Книга воинская...» (1621), а также изданный позже в 1647 г. «Устав воинский, или учение и хитрость ратного строения пехотных людей» использовались в качестве официальных руководств по боевой подготовке русских войск на протяжении всего ХVII века. Труд О. Михайлова служил также основным пособием по артиллерии, давал практические сведения по инженерному делу, геометрии, механике, физике, химии и др. и вошел в историческую литературу под названием «Пушкарского устава». «Книга воинская...» послужила одним из основных регламентирующих документов при формировании в 1630-1632 гг. полков иноземного, или «нового», строя - дальнейшего развития регулярного русского войска. Заложенные в ней основы государственной военно-медицинской службы в той или иной степени отразились впоследствии в воинских уставах ХVII-ХVIII веков.

     Дальнейшее свое развитие регламентация прав и обязанностей полковых лекарей получила уже в ХVII веке, в период реформ Петра I, и нашла отражение в «Уставе воинском...»

     1716 г., где в главе 33 указан штат войсковых медиков: «Надлежит быть при всякой дивизии одному доктору и одному штап-лекарю, а во всяком полку - полевому лекарю, також в каждой роте по цырюльнику».

     В последующем развитие военной медицины в России сопровождалось в первую очередь становлением военно-госпитального дела. Первые временные военные госпитали стали появляться по личной инициативе боярина Ф.М. Ртищева во время войны с Польшей в 1654-1656 гг. «Сопровождая царя в Польском походе (1654 г.), - пишет В.О. Ключевский, - Ртищев по дороге подбирал в свой экипаж больных и увечных... в попутных городах и селах устраивал для этих людей временные госпитали, где содержал и лечил их на свой счет...» Несколько подобных госпиталей было учреждено в Рязанском, Новгородском, Суздальском, Смоленском и Казанском подворьях во время русско-турецкой войны 1676-1681 гг., когда в Москву из-под Чигирина прибыли обозы с ранеными и больными.

     Особое развитие госпитальное дело получило при Петре I в связи с учреждением в 1706 г. в Москве по проекту Н.Л. Бидлоо первого постоянного госпиталя (ныне - Главный клинический военный госпиталь им. акад. Н.Н. Бурденко).

     Наряду с организацией госпиталей возникла и стала развиваться система подготовки лекарей. При Аптекарском приказе в 1654 г. учреждается первая в России медицинская школа, содержавшаяся за государственный счет. Хотя школа работала нерегулярно, с ее открытием было положено начало медицинскому образованию военных врачей, которое приобрело планомерный характер после создания в начале ХVIII века госпитальных школ. Первая такая школа была открыта в 1707 г. при Московском генеральном госпитале.

     Преобразование госпитальных школ в медико-хирургические училища привело в дальнейшем к учреждению высших учебных заведений - Медико-хирургических академий в Петербурге и Москве, готовивших основное пополнение лекарей для российского войска.

     Таким образом, процесс совершенствования военно-медицинской службы вплоть до создания в 1805 году Медицинской экспедиции Военного министерства (впоследствии, с 1867 года, Главного военно-медицинского управления) явился следствием развития начал, заложенных в «Книге воинской...» еще в первой четверти ХVII века.

     Вопрос о дате создания военно-медицинской службы в России был вынесен для обсуждения на совместное заседание членов ученого совета Военно-медицинского музея Минобороны РФ, Санкт-Петербургской секции военной истории Академии военных наук и Санкт-Петербургского научного общества историков медицины. В результате обсуждения было принято постановление: «Датой зарождения военно-медицинской службы в Российском государстве считать 1621 год, когда в «Книге воинской о всякой стрельбе и огненных хитростях...», составленной мастером Пушкарского приказа Онисимом Михайловым, впервые перечислены основы лекарской службы в российском войске. Данный труд фактически является первым воинским уставом, в котором изложены организационные основы медицинской помощи раненым и больным воинам».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100