на главную страницу

22 Июля 2003 года

Армия: мировой опыт

Вторник

Петер Шафранек: Бундесвер - за сохранение воинской обязанности



Петер Шафранек, атташе по вопросам обороны при посольстве ФРГ в России, бригадный генерал, фиксирует внимание на том, что в Германии началась общественная дискуссия о целесообразности внесения изменений в конституцию страны, допускающих более широкое использование немецких вооруженных сил - бундесвера - внутри страны.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Петер Шафранек родился 24 декабря 1944 года в городе Катовице, Силезия. В 1964 году сдал экзамен на аттестат зрелости в
     г. Ганновере. В 1976 – 1978 гг. обучался на Высших офицерских курсах в Командно-штабной академии бундесвера (г. Гамбург). 1983 – 1988 гг. – командир батальона, 1987 – 1989 гг. – начальник штаба 2-й мотострелковой дивизии г. Кассель. Начиная с 2002 года является атташе по вопросам обороны при посольстве ФРГ в Москве.

     Бурные общественные дебаты о реформировании армии идут не только в России, но и во многих европейских странах, стремящихся переналадить системы собственной
     безопасности на самый современный лад. В Германии, например, этот процесс длится уже третий год. Какой характер носят нынешние преобразования в армии ФРГ? В основном они преследуют три главные цели: сокращение численности вооруженных сил, улучшение их оснащенности в соответствии с новым, расширенным кругом задач и, наконец, реализация ряда мер для того, чтобы деятельность армии стала более экономной, чтобы те задачи, которые напрямую не связаны с военной необходимостью, выполняли гражданские фирмы. Вооруженные силы и общество в Германии тесно переплетены друг с другом. Это находит свое отражение прежде всего в имидже солдата как «гражданина в военной форме». Ключевым моментом этого имиджа является то, что каждый военнослужащий имеет все гражданские права и обязанности, которые ограничиваются лишь на время несения службы и ношения военной формы. Так, например, военнослужащий может быть членом политической партии и активно работать в ее интересах в свое свободное время.
     Круг задач бундесвера определен в конституции. Там записано: «Федерация формирует вооруженные силы для обороны». Кроме того, в основном законе предусматривается поддержка вооруженными силами других органов государственной власти в случае стихийных бедствий или катастроф. В последнее время - после 11 сентября 2001 года - понятие состояния обороны у нас в стране трактуется несколько расширительно. Это нашло отражение и в новых директивах по оборонной политике. Мы исходим из того, что в свете угрозы терроризма защита безопасности ФРГ осуществляется и в Афганистане. Наш вклад в восстановление Афганистана служит безопасности Германии.
     Проведение каждой зарубежной операции требует одобрения в парламенте, в результате чего такая операция может в любой момент подвергнуться парламентскому контролю. При последнем голосовании в бундестаге по вопросу продления мандата на миротворческую миссию в Косово он получил поддержку 99 процентов голосов. В целом 77 процентов населения страны положительно относятся к бундесверу, а каждый пятый – отрицательно. Поскольку бундесвер является «парламентской армией», для которой каждая операция за границей нуждается в одобрении бундестагом, не существует опасности непомерного расширения понятия состояния обороны.
     В Германии сейчас началась общественная дискуссия о целесообразности внесения изменений в конституцию страны, допускающих более широкое использование немецких вооруженных сил - бундесвера - внутри страны. Как заявил в интервью журналу «Шпигель» министр обороны ФРГ Петер Штрук, он поручил специалистам прояснить юридическую правомочность соответствующих изменений в основном законе. Поводом к этому стали недавние события, когда правонарушитель на угнанном спортивном самолете несколько часов кружил над франкфуртскими небоскребами. Два истребителя бундесвера находились в непосредственной близости, однако в случае возможного приказа сбить самолет у них не было для этого соответствующей юридической базы.
     Сегодня, повторюсь, конституция ФРГ допускает использование бундесвера внутри страны только в случае нападения на Германию или для борьбы со стихийными бедствиями. В нашем парламенте есть уполномоченный по личному составу бундесвера, выполняющий задачу контроля над вооруженными силами и информирующий парламент о своей работе в форме ежегодного отчета. Он имеет право без предварительного оповещения посещать любые армейские подразделения, чтобы на месте получить представление об их состоянии. Этот уполномоченный может в любое время переговорить с любым военнослужащим, и, наоборот, любой военнослужащий может обратиться непосредственно к нему. При подаче прошений обращения по инстанциям не требуется. Результатом прошений являются задания уполномоченного о проведении срочных проверок, которые спускаются «сверху» через министерство в соответствующую часть и исполняются с особенной тщательностью. Военнослужащий получает по результатам проверки письменный ответ. У солдат есть и свой профессиональный союз, представляющий их интересы. Но это объединение не является профсоюзом в обычном понимании этого слова. В частности, солдаты не имеют права на забастовку.
     В Германии существует всеобщая воинская обязанность, которая закреплена в основном законе. Сейчас в составе бундесвера насчитывается 75.300 срочников, продолжительность их службы составляет девять месяцев. Все они имеют возможность остаться на сверхсрочную службу сроком до 23 месяцев, и в этом случае они считаются призывниками-добровольцами. Таких в бундесвере в настоящее время насчитывается примерно 26.000 человек. Кроме того, в бундесвере служат контрактники (срок их службы от 2 до 12 лет) и кадровые военные, таковых вместе насчитывается в общей сложности 190.000 человек. Кроме того, с бундесвером имеют трудовые отношения гражданские чиновники, рабочие и служащие (около 130.000 человек). Сейчас партии, входящие в правительственную коалицию, обсуждают вопрос о сохранении воинской обязанности. Рассмотрение вопроса происходит в соответствии с военными, экономическими, общественно-политическими и многими другими критериями.
     Политическое и военное руководство бундесвера высказалось за сохранение воинской обязанности. Однако партийные лидеры и общественность продолжают дебаты на эту тему. В Германии теперь на военную службу будут призывать гораздо меньшее число молодых людей. Уже с 1 июля текущего года на военную или гражданскую службу будут призывать мужчин в возрасте до 23 лет. До этого возрастной предел был 25 лет. Кроме того, теперь от военной обязанности будут освобождены женатые молодые люди, а также находящиеся в зарегистрированном гомосексуальном сожительстве. То же самое относится к молодым людям, проходящим обучение на производстве, которые впредь освобождаются от военной и альтернативной службы. А это 15 процентов призывников.
     Насколько охотно молодые люди идут на службу в бундесвер? Молодым людям, которые по соображениям совести не хотели бы нести службу с оружием, основной закон предоставляет возможность подать заявление об отказе от военной службы. Если заявление будет удовлетворено, они проходят 10-месячную альтернативную гражданскую службу, то есть в качестве обслуживающего персонала в домах престарелых и в учреждениях по уходу за больными. Наказаний за отказ от военной службы у нас не предусмотрено. Откупиться от военной службы у нас невозможно. Привилегий в форме освобождения студентов от военной службы также не существует. Однако при призыве военнообязанных следят за тем, чтобы их гражданское образование не пострадало.
     Судите сами. Денежное довольствие солдат-призывников до 3-го месяца службы, например у рядового пехоты, составляет 222,30 евро в месяц. На 4 – 6-м месяцах ефрейтор получает 245,40 евро и на 7 – 9-м месяцах ставка обер-ефрейтора составляет 268,50 евро в месяц.
     Среда, в которой действует бундесвер и в которой военнослужащие - как мужчины, так и женщины - выполняют свои задания, в последние годы коренным образом изменилась. В настоящее время почти 9.000 солдат и офицеров нашей армии участвуют в шести зарубежных операциях в трех частях света. Тем самым изменилась и позиция наших сегодняшних контрактников и кадровых военнослужащих. Все они осознают, что в течение службы они с большой степенью вероятности будут принимать участие в зарубежных операциях, которые ныне в значительной мере определяют будни бундесвера. Военнослужащий остается защитником свободы, права и мира. Однако круг его целей и задач расширился. Солдат, участвующий в операции, в том числе в отдаленном регионе, особенно нуждается в общественной поддержке. На этом в значительной мере основаны его мотивация и его убежденность в том, что он поступает правильно. В контрактники у нас идут, как правило, молодые люди из всех слоев населения, с различным уровнем школьного и профессионального образования. Чем выше его уровень, тем лучше и перспективы карьеры вплоть до окончания училища командного состава. Разработаны и новые, весьма привлекательные программы, позволяющие солдатам сдать квалификационный экзамен на звание мастера по своей специальности, что нашло отрадно широкий отклик в целевой группе молодежи. Число желающих сделать карьеру как унтер-офицера, так и офицера растет в масштабах, которые не могут не радовать. Мы ставим задачу, чтобы каждый военнослужащий при увольнении с военной службы имел более высокую квалификацию в гражданской профессии, чем при поступлении в ряды вооруженных сил.
     Философия командования бундесвера носит название «внутреннее руководство». Ее важным элементом является следующее: военнослужащие особенно эффективно взаимодействуют в тех случаях, когда царят взаимное уважение и доверие. И прежде всего это касается взаимоотношений между военнослужащими различных составов. Кроме того, командиры в соответствии с принципами внутреннего руководства должны предоставлять своим подчиненным как можно большую свободу при выполнении поставленной им задачи. Это происходит лишь в том случае, если солдаты хорошо обучены, имеют сильную мотивацию и понимают, чего от них ждут.
     И о расходах. В соответствии с заявлением министра обороны ФРГ Петера Штрука германский бундесвер должен сократить текущие расходы к 2012 году на 3,2 миллиарда евро. В частности, к 2012 году с вооружения будут сняты от 80 до 90 боевых самолетов «Торнадо», 30 вертолетов типа «Тигр» и 10 торпедных катеров. Подобные меры позволят высвободить средства для новых инвестиций. Бундесвер планирует закупить новые бронетранспортеры, беспилотные самолеты-разведчики, а также улучшить оснащение и вооружение спецподразделений быстрого реагирования в германской армии. При этом общая численность вооруженных сил ФРГ останется на прежнем уровне в 285 тысяч военнослужащих.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker