на главную страницу

22 Июля 2003 года

Пульс планеты

Вторник

Корейский полуостров: назад, в 1953 год?

Владимир КУЗАРЬ.



В эти дни пятьдесят лет назад на Корейском полуострове шла к завершению война, продолжавшаяся три года и унесшая жизни 500 тысяч человек. 27 июля в Пханмунджоме между Северной Кореей и Китаем, с одной стороны, и силами ООН во главе с США, с другой, было подписано соглашение о прекращении огня. К сожалению, оно не принесло корейскому народу прочного мира и спокойствия. Разделив полуостров на Северную и Южную Корею, это соглашение сохранило здесь на долгие годы «горячую точку», политические и военные страсти которой нет-нет да и выплескиваются наружу, заставляя мировое сообщество лихорадочно и напряженно искать средства по их умиротворению. В последнее время эти страсти забурлили настолько, что возникла опасность возвращения ситуации к 1953 году.

     
Пхеньян идет ва-банк

     Когда говорят о причинах нынешнего обострения напряженности на полуострове, то большинство наблюдателей и политиков, в первую очередь западных, главную из них видят в ядерной программе КНДР. Определенная доля правды в этом есть. Как известно, в январе текущего года северокорейское руководство заявило о выходе страны из Договора о нераспространения ядерного оружия, что не могло не вызвать у мирового сообщества негативной реакции. Однако Пхеньян на этом не остановился. Его официальные представители и средства массовой информации стали выдвигать аргументы в пользу обладания ядерным оружием. Например, в июне информационное агентство ЦТАК сообщило, что ядерное оружие нужно КНДР для решения насущных задач народного хозяйства. Оказывается, оно позволит «многократно повысить сдерживающий потенциал Корейской народной армии», а это «даст возможность сократить обычные вооружения и направить людские и финансовые ресурсы на развитие производственного сектора экономики страны в целях повышения благосостояния народа».
     Нет недостатка и в утверждениях, что КНДР уже обладает ядерным оружием. В частности, на прошлой неделе Пхеньян объявил о завершении переработки восьми тысяч графитовых стержней, ранее использовавшихся на атомной станции в Йонбене. Считается, что полученного при этом оружейного плутония достаточно для создания пяти-шести ядерных боеприпасов. В свою очередь в Сеуле убеждены, что Северная Корея уже провела, по крайней мере, 70 испытаний детонаторов для подрыва ядерных боезарядов.
     Вместе с тем надежных данных о наличии у КНДР ядерного оружия ни у кого нет. Независимые аналитики и специалисты вообще выражают сомнения насчет северокорейских производственных мощностей для получения плутония. Они также отмечают, что процесс получения плутония из стержней сопровождается выделением большого количества тепла, которое не могло быть незамеченным космическими средствами разведки. Отдельные сообщения на этот счет пока не нашли подтверждения. Кроме того, сделать бомбу из этого плутония значительно сложнее, чем из урана, тем более что у КНДР нет для этого ни необходимой технологии, ни специалистов. Наконец, для проверки работоспособности боезарядов и определения их боевых характеристик необходимо проводить испытания, что при существующей системе контроля скрыть невозможно. Даже если это будут подземные испытания и малой мощности.
     Все это, однако, не мешает Пхеньяну заявлять, что он уже обладает ядерным оружием, а складывающаяся ситуация вокруг Кореи еще больше заставляет его совершенствовать «оборонительные ядерные силы сдерживания». В этой связи возникает закономерный вопрос: что движет северокорейскими властями, какие цели они ставят перед собой, привлекая всеобщее внимание к ядерной программе страны и осознавая, что отношение к ней у мирового сообщества крайне негативное? В поисках ответа на него утверждается, что таким образом Пхеньян в первую очередь стремится приобрести статус ядерной державы. Для КНДР, которая практически находится в политической и экономической изоляции, такой статус давал бы не только возможность прорвать ее, но и надежду повысить свою роль на международной арене. Высказывается и мнение, что ядерное оружие необходимо Пхеньяну для решения своих проблем при объединении страны. Понимая, что богатый Юг может поглотить страдающий тяжелым экономическим недугом Север, и имея перед глазами горький опыт воссоединения Германии и особенно судьбу политических лидеров ГДР, Пхеньян постарается выторговать себе более благоприятные условия. Кое-кто не исключает, что, наладив производство оружейного плутония, северокорейские власти рассчитывают продавать его тоталитарным режимам, готовым заплатить высокую цену, а вырученные средства пустить на подъем экономики.
     Но все же большинство сходится на том, что Пхеньян пошел ва-банк и намерен как можно дороже разменять свою ядерную программу на гарантии сохранения нынешнего положения и широкую экономическую помощь стране. В подтверждение этой позиции приводятся те условия, на которых КНДР готова ликвидировать ядерную программу. Как известно, главным условием является отказ США от «враждебной политики». Под ней Пхеньян понимает полную нормализацию отношений с Соединенными Штатами, американское признание существующей в КНДР системы, гарантии отказа от превентивного нападения на Северную Корею, а также обещание «не мешать ее экономическому развитию».
     
Где собака зарыта

     Вашингтон категорически отвергает такую постановку вопроса. И здесь скрывается вторая, более значительная доля правды относительно причин нынешней эскалации напряженности на Корейском полуострове. Дело в том, что администрация Джорджа Буша по сути спровоцировала Пхеньян, когда причислила КНДР к «оси зла», «странам-изгоям», с которыми можно разговаривать только с позиции силы. А расправившись с Ираком, США еще и наглядно продемонстрировали, как они будут поступать со всеми, кто не укладывается в прокрустово ложе американской политики. Вашингтон подтолкнул Пхеньян к возобновлению ядерной программы и экономически, прекратив поставлять в КНДР мазут для ее энергетических целей взамен остановки ядерного реактора в Йонбене. Северокорейские власти, которые всегда заявляли о стремлении «американского империализма уничтожить Корею», посчитали, что получили дополнительные козыри в своей игре, и стали, по оценке аналитиков, шантажировать всех и вся ядерным оружием.
     Но, похоже, на это и рассчитывали в Соединенных Штатах, ибо собака, как говорится, зарыта в другом месте - не в КНДР, а в Китае. Объявив словами помощника президента по национальной безопасности Кондолизы Райс Китай «стратегическим конкурентом» и готовясь к возможному противостоянию с ним, США стремятся прочнее охватить Поднебесную своими объятиями. Поэтому Вашингтон заинтересован в поддержании напряженности на Корейском полуострове, так как благодаря этому он не только сохраняет здесь американские позиции, но и укрепляет их во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ведь очевидно, что именно кампания вокруг ядерной программы КНДР способствовала значительному продвижению в регион американских планов по созданию ПРО, которая, как считают аналитики, нужна не столько против Пхеньяна, сколько для сдерживания Пекина. К ним уже удалось пристегнуть Японию, сейчас на очереди Австралия и еще несколько стран АТР.
     Или взять военное присутствие США на Корейском полуострове. Против него выступают как на Севере, так и на Юге. Процесс объединения Кореи еще более ставит в практическую плоскость вопрос о дальнейшем пребывании американцев на полуострове. А это никак не может устроить Вашингтон в свете возможных столкновений с Китаем. В этой связи интересен такой факт. Несколько недель назад Пентагон объявил о планах отвода американских войск от границы с КНДР в глубь полуострова. Комментируя их, командующий вооруженными силами США в зоне Тихого океана адмирал Томас Фарго отметил, что, «когда у вас есть ракеты, способные преодолевать сотни или фактически тысячи миль, войска, размещенные на расстоянии десятков миль, не создают первой линии обороны. Этот термин, я думаю, пережил свою полезность». Так вот, против отвода от демилитаризованной зоны 14-тысячной американской группировки выступили и Сеул, и Пхеньян. В Южной Корее заявили, что в условиях эскалации напряженности не хотят лишаться «первой линии обороны», и начали сбор 10 млн. подписей под петицией с просьбой к США оставить свои войска вблизи демилитаризованной зоны. Естественно, Вашингтон тут же успокоил южнокорейцев и пообещал организовать подготовку военнослужащих Южной Кореи в районах близ этой зоны. «На практике это означает, что американские войска и впредь будут выполнять роль первой линии обороны ради предотвращения войны», - пояснил заместитель министра обороны по политической части генерал-лейтенант Ча Ен Гу.
     Северокорейские власти увидели в планах Пентагона подтверждение тому, что Америка готовится нанести упреждающий удар. По словам официальных представителей КНДР, отвод американских военнослужащих за пределы досягаемости размещенной на границе северокорейской артиллерии и тактических ракет свидетельствует о желании Пентагона безнаказанно наносить удары по ядерным объектам страны. Наблюдатели отмечают и политическую подоплеку этой позиции Пхеньяна. Ведь если не будет американских военных баз вблизи границы, то северокорейское руководство лишится главного аргумента всей своей политики противостояния. Не станет же оно призывать своих граждан «стереть с лица земли», как это делается в отношении «представителей американского империализма», южнокорейцев, с которыми намерено объединиться.
     
Балансирование на грани войны

     «Черные тучи ядерной войны с каждой минутой сгущаются над полуостровом», - заявили на днях в Сеуле члены северокорейской делегации. К сожалению, говорить о наличии реальной угрозы вооруженного конфликта на Корейском полуострове стало обыденным делом. И тон в этом задают представители обеих сторон. «Если США продолжат нарушать и превратно толковать Договор о перемирии, у КНДР не будет необходимости соблюдать его», утверждают в Пхеньяне. Или «КНДР будет рассматривать любую американскую попытку морской блокады ее побережья как сигнал к началу войны». Естественно, с самыми страшными для американцев последствиями, так как Корейская народная армия, «призванная стать непобедимым революционным отрядом, воины которого, не раздумывая, готовы пожертвовать жизнью для защиты партии, мозга революции (так в КНДР называют ее лидера Ким Чен Ира) и корейского социалистического дела», достанет «врага даже в его логове».
     «Мы не позволим запугать себя и не потерпим угроз шантажа» - это уже Соединенные Штаты словами официального представителя госдепа Ричарда Баучера отвечают на воинственную риторику Пхеньяна. И не только отвечают. Как утверждает еженедельник «Ю-Эс ньюс энд уорлд рипорт», в стенах Пентагона разрабатывается тайный военный план, имеющий целью свержение существующего режима Северной Кореи. Этот план получил название «Операция 5030», и с его деталями уже ознакомлены некоторые представители Белого дома и госдепартамента, пишет журнал. Косвенно наличие такого плана подтверждает и бывший министр обороны США Уильям Перри, который заявил, что война с КНДР возможна до конца года. На ней настаивают и американские «ястребы». Упоенные легкой победой над Ираком, они призывают нанести мгновенные удары по ядерным объектам Северной Кореи и вместе с ними уничтожить и пхеньянский режим.
     Вместе с тем в Вашингтоне осознают, что легкой прогулки, как это было в Ираке, в Северной Корее не получится. Мгновенная операция имеет практически стопроцентные шансы стать настоящей широкомасштабной войной с применением всех видов оружия, вплоть до ядерного, химического и бактериологического. Да и одно дело, когда американцы, как сейчас все более проясняется, знали, что у Саддама Хусейна нет никакого оружия массового поражения, а другое – ввязаться в войну со страной, руководители которой не только не скрывают наличия у него таких средств, но и постоянно предупреждают о их применении, если только Америка попытается силой изменить ситуацию в КНДР. Тем более что у Пхеньяна есть и средства доставки этого оружия. Пусть не совсем совершенные и точные, но имеющие дальность действия, достаточную для поражения американских целей на значительном расстоянии от полуострова. Кстати, на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил сената конгресса США в феврале нынешнего года директор ЦРУ Джордж Тенет и начальник разведуправления Пентагона вице-адмирал Лоуэлл Джекоби заявили, что Пхеньян создает новую ракету, которая является трехступенчатой версией «Тэпходон-2» и может поразить цели на Аляске и Западном побережье США.
     Наконец, Северная Корея все прошедшие пятьдесят лет готовилась к такой войне и многие военно-стратегические и военные объекты с автономными энергетическими установками запрятаны в горах или глубоко под землей. Если новейшие специализированные американские ракеты способны проникать под землю на глубину не более 16 метров, то по северокорейским нормативам, как сообщают иностранные информационные агентства, любой подземный объект должен располагаться на глубине не менее 80 метров. Так что уничтожить инфраструктуру Северной Кореи с помощью массированных воздушных ударов, что на сегодня составляет основу американской военной стратегии, будет не так легко.
     
Надо находить компромисс

     Не будет у Соединенных Штатов и международной поддержки, даже такой минимальной, какую они имели во время войны против Ирака. Потому что Пхеньян не развязывал войны против соседей, не использовал против кого-либо оружие массового уничтожения. Да, он реализует ядерную программу, но это не является основанием для применения против него силы, хотя мировое сообщество всерьез обеспокоено возможным наличием у КНДР ядерного оружия и угрозой в связи с этим режиму нераспространения ядерного оружия. Но все же развивать ядерную программу - суверенное право каждого государства, от которого он может отказаться, получив что-то взамен.
     Против военного разрешения ситуации, связанной с ядерной программой КНДР, высказались уже такие важные союзники США в регионе, как Япония и Южная Корея. Ведь в противном случае они первыми испытают на себе ответный удар Пхеньяна, а, кроме того, к ним ринутся тысячи и тысячи беженцев, спасающихся от разрушительной войны. Естественно, не поддерживает силового давления на Пхеньян и Китай, для которого идеальным был бы исход, чтобы Корейский полуостров стал свободным от ядерного оружия и желательно от американских войск. Последовательную позицию занимает и наша страна, для которой одинаково неприемлемо как обретение Северной Кореей военного ядерного потенциала, так и решение ядерного вопроса силовым путем.
     Тем не менее балансирование на грани ядерной войны продолжается. И достаточно одного неосторожного шага, скажем, Пхеньян захочет продемонстрировать, что он все же обладает ядерным оружием, и устроит где-то в горах плутониевый взрыв, или Вашингтон попытается организовать санкции против КНДР, как ситуация может выйти из-под контроля. Кстати, на прошлой неделе произошла перестрелка между пограничниками Южной Кореи и КНДР, которая, к счастью, не привела к серьезным последствиям.
     Нельзя не сказать, что не предпринимаются меры по предотвращению развития событий по такому сценарию, не идут переговоры. Однако при всем большом количестве мероприятий, посвященных разрешению ситуации на Корейском полуострове, все они напоминают топтание на месте. Нужны реальные подвижки с выходом на пакетный компромисс, который устраивал бы все стороны. Свою позитивную роль здесь могла бы сыграть Россия, но ее пока оттесняют от стола переговоров. Хотя в силу ряда обстоятельств, и прежде всего благодаря широкому доверию у северокорейцев, в том числе и на высшем уровне, Россия обладает даже преимуществами перед другими участниками переговорного процесса по урегулированию корейской проблемы.
     Тем временем российское руководство дало указание проверить возможности гражданской обороны на Дальнем Востоке страны в связи с «постепенно ухудшающейся ситуацией» на Корейском полуострове. Об этом заявил, как сообщает ИТАР-ТАСС, заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков, который в настоящее время находится с визитом в Сеуле.
     На снимке: готовы к немедленному ответу. Лидер КНДР КИМ ЧЕН ИР лично руководит боевой подготовкой вооруженных сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker