на главную страницу

23 Июля 2003 года

80 лет генералу армии М.А. Гарееву

Среда

Через пять войн

23 июля – 80 лет генералу армии М.А. Гарееву

Александр КОЧУКОВ, «Красная звезда».



Незадолго до начала Великой Отечественной войны Махмут Гареев стал курсантом Ташкенского пехотного училища. А через пять месяцев он уже командует стрелковым взводом и в составе 120-й отдельной стрелковой бригады отправляется на Западный фронт. Здесь восемнадцатилетний паренек попадает в самое пекло боев.

     …Заняв оборону, бригада стойко отражала ожесточенные атаки гитлеровцев. Только что прибывшего лейтенанта Гареева направляют в 3-й батальон, оказавшийся в трудном положении. Добираться до него предстояло почти по открытой местности, под непрерывной бомбежкой и артиллерийским обстрелом противника, на что потребовалось целых полтора часа. На НП батальона выяснилось, что из строя здесь вышли все офицеры и подразделением командовал старший сержант. Пришлось лейтенанту Гарееву принимать командование батальоном на себя. По его приказу бойцы заняли более удобное положение на местности, из оставшихся трех пулеметов был создан резерв, который перебрасывали туда, где возникала опасность прорыва пехоты противника. На танкоопасных направлениях дополнительно поставили противотанковые мины. Бойцы, вооруженные противотанковыми ружьями, тоже были наготове.
     Дважды вражеские танки пытались прорваться в глубь обороны, но их удалось уничтожить или повредить. Хотя потери с нашей стороны росли, фашисты, потеряв немало техники и живой силы, вынуждены были отойти на исходные позиции.
     Беспощадный, кровавый бой продолжался два дня. Все это время Махмут Гареев твердо управлял подразделением, пока не прибыл назначенный комбатом капитан Губкин. А лейтенант Гареев принял первую роту, вернее, горстку бойцов, что от нее осталась.
     Фронтовое счастье в обороне было на стороне Гареева – он оставался цел и невредим. Однако в первом же наступательном бою за населенный пункт Варганово Махмута ранило в руку. Это случилось в августе 1942-го, когда, исполняя обязанности командира батальона, офицер поднимал в атаку залегшие под вражеским минометным огнем роты...
     Наскоро перебинтовав рану, лейтенант Гареев продолжал руководить боем. Варганово удалось взять штурмом. Потом было короткое пребывание в госпитале. И снова фронт, снова передовая... Примерно половину войны Махмут провел на низовых командирских должностях. А потом отважного офицера стали выдвигать на новые должности. Он был заместителем и начальником оперативной части стрелковой бригады, заместителем начальника оперотдела штаба корпуса. Пройдя с боями от Москвы до Кенигсберга, Гареев был четырежды ранен, дважды контужен.
     В 1945 году капитана Гареева назначили старшим помощником начальника отдела штаба 5-й армии, в составе которой он, уже майором, победоносно завершил войну на Западе и отправился на войну с Японией. Тогда ему было 22 года. Как говорится, вся жизнь впереди. Но и позади остались две тяжелейшие войны, на которых Махмут Ахметович удостоился двух орденов Красного Знамени и ордена Александра Невского.
     Теперь же, кстати, орденов у генерала армии Гареева 15, в том числе 4 ордена Красного Знамени, и еще один - Трудового Красного Знамени.
     После войны Гареев окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба (обе – с золотой медалью), занимал должности командира полка, начальника штаба и командира дивизии, начальника штаба армии и Уральского военного округа. В 70-х и начале 80-х годов был начальником Военно-научного управления и заместителем начальника Главного оперативного управления Генерального штаба.
     Последняя должность в Советской Армии – заместитель начальника Генштаба. Тогда он занимался вопросами научной работы и оперативной подготовкой Вооруженных Сил. А еще в 1970-1971 годах он – начальник штаба главного военного советника в Египте, в 1989-1990-м – главный военный советник верховного главнокомандующего вооруженными силами Афганистана.
     Автор этих строк познакомился с Махмутом Ахметовичем в 80-е годы, когда работал в аппарате Маршала Советского Союза В.Г. Куликова. Всем известна строгость и требовательность Виктора Георгиевича Куликова, но к Гарееву он проявлял «лояльность». Как-то я спросил у него: «За что вы так любите Гареева?»
     - Махмут Ахметович - человек уникальный. Очень творческий. Вы знаете, что уже в боевых характеристиках и аттестациях 1944-1945 годов отмечалось, что некоторые предложения Гареева по способам боевых действий в лесистой местности и при овладении укрепленными населенными пунктами в Восточной Пруссии реализованы в приказах командира 45 ск, командующего 5-й армией как практические рекомендации войскам?
     ...Однажды я спросил Гареева:
     - Махмут Ахметович, говорят, последняя ваша война явилась для вас полной неожиданностью? Вы считали, что свое уже отвоевали, однако человек предполагает, а Бог и Аллах, армейская судьба располагают…
     - Да, в Афганистане я оказался совершенно неожиданно для себя. В конце 1988 – начале 1989 г. я, как заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, занимался своими делами, связанными с руководством научной работой и оперативной подготовкой, а также некоторыми вопросами военного сотрудничества с зарубежными странами. С целью разъяснения наших позиций по оборонительному характеру военной доктрины по заданию руководства Министерства обороны ездил в Лондон и Бонн. В январе 1989 г. посетил Кубу, где мы с группой офицеров оказали помощь в проведении оперативно-стратегического учения... И тут вдруг...
     - Задачу вам ставил министр обороны генерал армии Дмитрий Тимофеевич Язов?
     – Со мной разговаривали только что назначенный начальником Генштаба генерал армии М.А. Моисеев и заместитель министра обороны по кадрам генерал армии А.С. Сухоруков.
     Через неделю, перед отъездом, Дмитрий Тимофеевич спросил: «Ну как, не страшно туда ехать?» Я ему ответил: «Нам уже поздно бояться. В нашей роте в Ташкентском военном училище в 1941 г. было выпущено 119 офицеров, и из них вернулись с войны только 26 человек. Остальные сложили головы в возрасте 18 – 20 лет. Мне же судьба после войны и так подарила более 40 лет, и грех будет обижаться, если даже что-то случится со мной в Афганистане…»
     Подробно о своей последней войне генерал армии М.А. Гареев рассказывает в документальной книге «Афганская страда». На мой взгляд, это лучшее, что написано об Афгане. Мой зять тоже воевал там, награжден боевым орденом. Он такого же мнения.
     Рассказ о Махмуте Ахметовиче мне хотелось бы завершить сообщениями о его научных достижениях. Он доктор военных наук и доктор исторических наук, президент Академии военных наук. Автор многих книг. Среди них такие издания, как «Общевойсковые учения», «Фрунзе – военный теоретик», «Военная наука», «Неоднозначные страницы войны», «Контуры вооруженной борьбы будущего».
     Особое место в творчестве М.А. Гареева занимает книга «Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства». Она удостоена Государственной премии имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
     Научный багаж военного ученого генерала армии М.А. Гареева насчитывает более 200 работ. Его труды переведены на многие иностранные языки. Махмут Ахметович с успехом выступает с лекциями в войсках и вузах, с докладами на военно-теоретических и военно-исторических конференциях в нашей стране и за рубежом.
     Жизнь и деятельность генерала армии М.А. Гареева – прекрасный пример служения Отчизне.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100