на главную страницу

26 Июля 2003 года

Армия сегодня

Суббота

Балтийский бенефис

Отряд кораблей Северного флота, пройдя шесть тысяч миль, возвратился в Североморск

Сергей Васильев, «Красная звезда».



     Отряд боевых кораблей Северного флота под флагом заместителя командующего СФ вице-адмирала Владимира Доброскоченко в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», ракетного крейсера «Маршал Устинов» и большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко» успешно выполнил задачи океанского плавания. За кормой кораблей осталось около шести тысяч миль. Выполнен не один десяток боевых упражнений в Северной Атлантике и акватории арктических морей, отработано взаимодействие с дальней противолодочной авиацией СФ. Буквально на пороге родного дома североморцы участвовали в тактическом учении сил флота.
     Весь путь отряд кораблей Северного флота проделал под присмотром зарубежных разведок. Североморцы не ощущали себя забытыми ни в Баренцевом, ни в Норвежском, ни в Северном морях. Однако, пожалуй, бенефисом российских моряков стало форсирование отрядом Балтийских проливов, в которых спецслужбы ВМС Германии, Дании и Швеции лезли из кожи вон, чтобы со всех сторон разглядеть северных гостей. И не только разглядеть. За время плавания проливами Скагеррак, Каттегат, Большой Бельт и Фемарнбельт на корабли ОБК, как из рога изобилия, «просыпался» десяток ракетных «ударов» тактической авиации ВВС Германии и Дании. До восьми вылетов на ОБК совершили немецкие истребители «Торнадо»: в одиночку, парой, четверкой. Дважды на североморцев выходили датские F-16, причем один из них, судя по параметрам облета кораблей, вел себя крайне агрессивно. Назойливой мухой висел над нами вертолет «Линкс» ВМС Дании, у одного из членов экипажа которого телеобъектив по своим размерам больше походил на ствол 130-миллиметрового артиллерийского орудия, чем на приспособление для фотосъемки. За ОБК СФ наблюдали разведывательные суда «Окер» ВМС Германии и «V09» ВМС Дании, датский корвет «Макрелен». В завершение мы величаво раскланялись с отрядом боевых кораблей ВМС США в составе крейсера УРО «Велла Галф» (типа «Тикондерога») и фрегата УРО «Росс» (типа «Орли Берк»), следовавших в Северное море из Киля после недельных торжеств в честь национальных ВМС Германии.
     Форсировав проливы, мы вдохнули «полной грудью» восемнадцатиузлового хода и вышли на простор Балтийского моря, где по сценарию двустороннего учения предстоял встречный бой с корабельной ударной группой условного противника.
     В определенной степени можно сказать, что уже в ходе первого этапа учения североморцы продемонстрировали все-таки свою игру. По словам командира ОБК СФ вице-адмирала Владимира Доброскоченко, в пределах предоставленных возможностей они самостоятельно принимали решения, поставленные задачи решали не шаблонно, а с учетом опыта, накопленного на предыдущих учениях СФ и боевых службах. Кстати, не сбросили моряки со счетов и известные локальные конфликты последнего времени: сражение за Фолклендские острова, операцию «Буря в пустыне» и другие, где применялись ВМС. Североморцы проанализировали эти события и все, что, на их взгляд, могло бы пригодиться в тактике действия флотских сил, взяли на вооружение.
     Поэтому не обошлось и без так называемых, домашних заготовок, новых тактических приемов, ведь общий замысел учения знали, а посему приняли кое-какие предварительные решения на выполнение поставленной задачи. Уже на Балтийском морском театре эти «ноу-хау» уточнили, адаптировали, так сказать, к местным условиям и успешно реализовали. Ранее корабли Северного флота неоднократно участвовали в учениях Балтийского флота. К примеру, ТАРКР «Петр Великий», РКР «Маршал Устинов» и БПК «Адмирал Левченко» в разное время отрабатывали задачи совместно с Балтийским флотом. Поэтому от предстоящего учения североморцы не ждали чего-то принципиально нового. Единственное, что пришлось учесть, – это ограничения в использовании ракетного оружия из арсенала североморцев на Балтийском морском театре военных действий. С этим пришлось считаться. Зато огневые средства, которые применялись для отражения атак воздушного «противника», были использованы с максимальным эффектом. Противовоздушная оборона ОБК выдержала серьезный экзамен. Для североморцев этот опыт стал ценным еще и по той причине, что они впервые в ходе боевой службы выполнили ракетные стрельбы по реальным воздушным целям.
     - Все корабли отряда действовали уверенно и слаженно, - говорит вице-адмирал Владимир Доброскоченко. – Отмечаю хорошую работу флагмана: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» был прежде всего уравнителем в ордере и также выполнял зенитно-ракетные и артиллерийские стрельбы. К примеру, он – единственный! – атаковал низколетящую ракету-мишень своей артиллерией: батареей универсального калибра. И попадания были практически прямыми. Эффективно отработали «петровцы» при постановке активных и пассивных помех. Так что, как флагманский корабль, ТАРКР полностью справился с поставленной задачей, и его действия я оцениваю самым высоким баллом.
     Заместитель командующего Северным флотом отметил и грамотные действия экипажа БПК «Адмирал Левченко», которым командует капитан 2 ранга Анатолий Долгов, по атаке подводной лодки условного противника с комбинированным применением противолодочного оружия.
     Однако нужно отметить, что, по мнению североморцев, для ОБК (пять вымпелов), который участвовал в тактическом учении, три ракеты-мишени – это все же маловато. Надо, чтобы таких мишеней было семь-восемь, даже до десяти, потому что в арсенале стрельбовых комплексов есть много целевых каналов. Тем более что из-за ограниченности балтийской акватории «Петр Великий» и «Маршал Устинов» не использовали зенитно-ракетные комплексы
     С-300ФМ – уникальный «Форт». Поэтому в дальнейшем, вероятно, все же есть смысл планировать проведение аналогичных учений на таком по площади морском театре, где стало бы возможным применение всей обоймы крейсерских зенитно-ракетных и артиллерийских средств.
     Но совместное с балтийцами тактическое учение – это лишь эпизод в боевой службе североморцев. Обратная дорога в Кольское Заполярье не стала для отряда просто межфлотским переходом, тем более увеселительной морской прогулкой. После громкого резонанса, который получило на Западе совместное учение двух флотов, внимание к ОБК Северного флота со стороны разведок ВМС иностранных государств, и до этого пристальное, теперь возросло еще больше. Самолеты стран НАТО так часто облетали корабли, что североморцы даже в некоторой степени были им благодарны за возможность проводить интенсивные тренировки операторов зенитно-ракетных и артиллерийских комплексов. А в целом спектр учебно-боевых задач, выполненных в дальнем походе, был настолько широк, что за его огласку, думаю, зарубежные спецслужбы с легкостью положили бы годовое жалованье своих сотрудников.
     Профессиональный долг североморцы выполнили с честью. И не только самим фактом присутствия ОБК в морях, омывающих Северную Европу, но и реальными повседневными делами: отработкой боевых расчетов, полетами корабельной противолодочной авиации, учебными тревогами и еще многим-многим другим, из чего и были сотканы дни и недели нашего дальнего океанского плавания.
     На снимках: командир отряда боевых кораблей Северного флота вице-адмирал Владимир ДоброскоЧенко; ракетный крейсер «Маршал Устинов» в походе.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100