на главную страницу

26 Июля 2003 года

Российское оружие

Суббота

От бипланов до МиГ-29

Таков путь выдающегося организатора промышленности

Петр КОРОТЕЦКИЙ, Виктор МАШТАКОВ.



     В РСК «МиГ» состоялся торжественный митинг, посвященный 100-летию со дня рождения (12 июля 1903 г.) выдающегося организатора отечественного авиапрома, дважды Героя Социалистического Труда, заместителя наркома авиационной промышленности СССР, генерального директора Московского авиационного производственного объединения имени П.В. Дементьева (ныне РСК «МиГ») Павла Андреевича Воронина.
     У мемориальной доски, установленной в память о генеральном директоре, собрались его родные и близкие, представители цехов и отделов, ветераны войны и труда. На Новодевичьем кладбище были возложены венки к могиле Павла Андреевича. Торжественные мероприятия прошли и в Калуге, на родине П.А. Воронина.
     Как это часто бывает, имя Павла Андреевича получило широкую известность только после смерти, поскольку его работа была связана с государственными секретами. Его имя было известно лишь руководству страны и отрасли, а также работникам предприятия, на которое он пришел, когда там выпускались первые советские бипланы, а ушел через 60 лет, когда коллектив завода приступил к серийному производству знаменитого истребителя МиГ-29.
     Уже потом общественности стало известно, что именно он возглавлял ведущее авиастроительное предприятие, на котором трудились такие знаменитые конструкторы, как Н.Н. Поликарпов, С.А. Лавочкин, С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, П.О. Сухой, А.С. Яковлев.
     Павел Андреевич родился 12 июля 1903 года в Калуге. В 1920 году уехал к родственникам в Москву, где устроился на авиационный завод № 1 учеником слесаря. Дальнейшее образование Воронин продолжил сначала в вечернем техникуме, а позже в машиностроительном институте имени И.И. Лепсе. В 1936 году был на восемь месяцев командирован в США для изучения авиационного производства.
     Предвоенные годы – особый этап в жизни Воронина. По его инициативе и при поддержке Наркомата авиапромышленности на заводе был создан опытно-конструкторский отдел для разработки высотного скоростного истребителя, способного противостоять немецкому Me-109E. Новый отдел возглавили А.И. Микоян и М.И. Гуревич. В результате его деятельности появился истребитель МиГ-1, который после доработок переименовали в МиГ-3.
     В 1940 году Павел Андреевич был назначен заместителем наркома авиационной промышленности СССР. С началом войны именно на его плечи легла задача эвакуации авиационных предприятий на восток и налаживание в кратчайшие сроки серийного выпуска самолетов (в период с 1942 по 1945 год на заводе №1 было изготовлено более 8,5 тыс. штурмовиков Ил-2).
     После окончания войны завод продолжал выпуск известных на весь мир самолетов микояновской конструкторской школы. Среди них был и открывший эру реактивной авиации МиГ-9, и первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19, и всепогодный МиГ-21, и МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла, и много других, не менее славных машин этого семейства.
     Вспоминает Виктор Максимовский, заместитель генерального директора авиакомпании «Добролет», бывший директор Иркутского авиазавода:
     – С Павлом Андреевичем я познакомился в 1969 году на собрании у министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева. Как раз в то время московский завод приступил к выпуску МиГ-23. Стране нужна была и учебно-боевая версия этого самолета. Производственных же мощностей не хватало, поскольку предприятие еще выпускало Ил-18. После совещания было решено, что наш завод поможет москвичам. Петр Васильевич тогда посоветовал мне съездить к Воронину, ознакомиться с технологиями выпуска МиГов, посмотреть процесс, заглянуть в ОКБ Микояна.
     Павлу Андреевичу тогда было 66 лет, мне 32, но мы быстро нашли общий язык и решили все вопросы. Было решено производить самолет в кооперации: крылья, баки, комплект деталей на первую партию даст Воронин, а потом мы продолжим дело своими силами. Позже, осенью, Павел Андреевич и Петр Васильевич приехали к нам на завод. Они осмотрели цеха, я рассказал о мощностях нашего предприятия, производственных площадях, оборудовании и т.д. Вывод был положительным: выпускать МиГ-23 Иркутский завод может. В то время мы производили Як-28 и Ан-24 и, исходя из имеющегося оборудования, могли быстро подключиться к производственному циклу. В завершение мы обговорили с Ворониным план совместных действий – как в кратчайшие сроки наладить выпуск требуемых машин...
     Воронину еще удалось увидеть выпуск установочной партии самолетов МиГ-29, получивших позднее признание во всем мире и ставших своеобразным эталоном качества среди самолетов своего класса.
     Павел Андреевич показал себя талантливым руководителем, способным решать все вопросы с расчетом на много лет вперед. Он понимал: нельзя строить сверхскоростные самолеты нового поколения, не проведя технического перевооружения производства. Именно под руководством Воронина были заложены производственные мощности филиалов завода в Луховицах и Калязине.
     Но еще больший след оставил он в сердцах работавших с ним людей.
     – Во время выполнения заводом срочных правительственных заказов, – вспоминает секретарь гендиректора МАПО Е.С. Гордиенко, - работа на предприятии велась в две смены и сверхурочно. В кабинете Павла Андреевича свет горел допоздна. В то время у него на совещаниях спорили до хрипоты. Он внимательно выслушивал каждого, а после вносил четкие и ясные предложения, которые все ставили на свои места. Воронин был необычайным человеком, доступным и простым в общении. Пользовался огромным авторитетом в правительственных верхах.
     Помню, однажды он серьезно заболел, но продолжал работать. Обедал, как всегда, в общей заводской столовой, хотя приходить туда ему было тяжело. Я предложил приносить обед в кабинет. Павел Андреевич тогда очень рассердился: «Ты что надумал, я должен быть вместе со всеми, среди людей!»
     За огромный вклад, внесенный в развитие отечественного авиастроения, П.А. Воронин был награжден семью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени, многими медалями. Павел Андреевич – лауреат Ленинской премии. На его родине, в Калуге, установлен бронзовый бюст. Его имя присвоено Производственному центру РСК «МиГ».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100