на главную страницу

30 Июля 2003 года

Планета людей

Среда

ОПАСНЫЕ АМБИЦИИ

Борис Зайцев, корр. ИТАР-ТАСС в Стокгольме.



     Новая система международной безопасности, сложившаяся после терактов в США 11 сентября 2001 года, далека от стабильности. К такому выводу приходят авторы ежегодного доклада Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ). Как считает директор СИПРИ Элисон Бейлз, «дестабилизирующий эффект» создают амбиции США, стремящихся к сохранению статуса сверхдержавы. «Решение США защищать свои интересы в качестве единственной сверхдержавы, активно разыскивая врагов, нанося по ним удары и, если необходимо, предвосхищая их атаки, стало предметом бурных дебатов в последние 18 месяцев, - отмечает она. - Обеспокоенность по поводу того, насколько далеко в этом направлении могут зайти США, выражали как друзья, так и враги. Европейский союз, главный противовес США в экономической области, пока не способен создать баланс или предложить альтернативу в области безопасности».
     Стокгольмский институт указывает на риск в подходе Вашингтона к решению глобальных проблем по принципу «кто сильнее, тот и прав». Такая стратегия, по мнению экспертов, безопасна только для такой державы, которая «может быть уверенной в своем полном превосходстве и сохранении такого превосходства в будущем».
     Бейлз назвала в то же время «уникальным» тот факт, что расширяющийся ЕС «подавляет» и «сублимирует» проблемы безопасности. «Европейский путь - это успешное активное вовлечение Центральной Европы в состав структур ЕС, получение контроля над ситуацией на Балканах и даже воздействие на Россию. Однако Европе недостает последовательного, коллективного ответа на определенные США «новые угрозы» и осознания собственной общемировой миссии».
     СИПРИ отмечает растущую позитивную роль на мировой арене России. РФ «добилась новых консультативных отношений в формате 20 в НАТО, что предусматривает сотрудничество с целью устранения «новых угроз». Решена проблема Калининграда, бывшая «яблоком раздора» в планах расширения ЕС. «Российская сторона сделала ряд шагов в Центральной Азии, обращая прежде всего внимание на коллективную безопасность в рамках СНГ, что свидетельствует о стремлении России продолжать играть в регионе важную роль», - говорится в документе.
     Расходы на военные нужды в мире, как констатируют авторы исследования, резко возросли, чему в значительной степени способствовала развернутая США война против терроризма. По их данным, общемировые военные расходы в 2002 году увеличились на 6 проц. и достигли 795 млрд. долл. Эта сумма соответствует 2,5 проц. общемирового валового внутреннего продукта. Три четверти всех этих затрат приходятся на США, которые начали войну с терроризмом после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Раскручивание военного маховика, как отмечается в докладе, произошло «исключительно из-за огромного взвинчивания военных расходов США при администрации Буша».
     СИПРИ предупреждает, что борьба против терроризма может стать предлогом для очередной гонки вооружений. «С одной стороны, мощнейшие виды оружия не могут быть самым эффективным средством для борьбы с терроризмом; с другой - если военные антитеррористические действия будут расширяться и становиться все более продолжительными, сложными, изматывающими, то продолжающиеся поставки, в том числе мощных вооружений, будут рассматриваться как необходимое условие успеха», - указывается в исследовании. Такая тенденция может привести к ослаблению политического контроля за производством и экспортом вооружений. «В этом случае станет все более сложным проводить различие между законным стремлением поддерживать антитеррористическую борьбу за рубежом и попытками помочь отечественным компаниям найти новые рынки сбыта вооружений».
     В то же время институт констатирует, что в отличие от Соединенных Штатов «остальной мир не готов или не может себе позволить следовать примеру США в сфере увеличения военных расходов».
     Эксперты обращают внимание на то, что в список стран, наращивающих свой военный потенциал, на этот раз не попала Россия, которая концентрирует все силы на реформе вооруженных сил. Тем не менее РФ по-прежнему остается ведущим экспортером вооружений в мире. В прошлом году на ее долю пришлось 36 проц. всех военных поставок, указывается в докладе СИПРИ. «Изучение данных о военных затратах и экспорте позволяет предположить, что производство вооружений в США и России выросло, а в Западной Европе несколько снизилось», - утверждается в документе. Авторы исследования указывают на концентрацию производства в военно-промышленном комплексе США в 2002 году путем серии слияний и поглощений. Этот процесс привел, в частности, к тому, что число поставщиков тактических ракет для американских вооруженных сил уменьшилось с 13 (в 1990 году) до трех в прошлом.
     Российское Правительство идет сейчас по пути реализации программы реструктуризации военной индустрии, что предусматривает создание 35-40 компаний-холдингов, которые составят костяк российского военно-промышленного комплекса. Однако этот процесс, по оценке СИПРИ, идет «очень медленно». «По-прежнему не решены многие проблемы, в том числе касающиеся роли государства в реструктуризации, соответствующего законодательства для холдинговых компаний, сопротивления региональных лидеров, обеспокоенных централизацией, а также раздорами между самими компаниями. Российская индустрия вооружений по-прежнему в очень большой степени зависит от экспорта оружия, и пока нет механизма перераспределения экспортных доходов тем компаниям, которые работают в основном на внутренний рынок».
     «Быстрое развитие военных технологий и процессы концентрации, интернационализации и приватизации в производстве вооружений, по оценке СИПРИ, все больше усложняют процедуру контроля за производством и последующим сбытом».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100