на главную страницу

30 Июля 2003 года

Планета людей

Среда

Мы с нынешней Россией - хорошие партнеры

На вопросы «Красной звезды» отвечает атташе по вопросам обороны при посольстве Норвегии в России бригадный генерал Йерн БУЭ

Сергей Васильев, Сергей Трофимчик.



     
Визитная карточка

     Йерн Буэ родился в 1960 году неподалеку от Осло. На военной службе с девятнадцати лет. Был командиром роты, служил в штабе вооруженных сил Северной Норвегии. Находился в составе норвежского контингента SFOR в Боснии. После обучался в Академии генерального штаба в Швеции. Прежде чем стать атташе по вопросам обороны Королевства Норвегии в России, прошел специальную полуторагодичную подготовку: сперва на курсах русского языка, затем - в норвежском институте внешней политики.
     

     - Господин бригадный генерал, что бы вы могли сказать о военном сотрудничестве наших стран и прежде всего их военно-морских сил?
     - Географически Россия и Норвегия - соседи. И посему задачи перед нашими странами стоят большей частью аналогичные: в первую очередь борьба против загрязнения окружающей среды, незаконной перевозки наркотиков, терроризма, а также - управление морскими ресурсами. И у нас есть возможности осуществлять сотрудничество на практике. Прежде всего при помощи прямой телефонной линии между командующими Северным флотом и вооруженными силами Северной Норвегии. Таким образом, с возникновением какой-либо неприятной ситуации на Севере можно прибегнуть к быстрым совместным действиям в зоне бедствия.
     - А каковы, на ваш взгляд, перспективы российско-норвежских связей? Какие направления контактов они затронут?
     - Если говорить о военном сотрудничестве, то между Норвегией и Россией в настоящее время у него есть два направления – двусторонние контакты и сотрудничество между Советом НАТО и Россией, в процесс которого, естественно, вовлечена и Норвегия. А вообще если быть точным, то существует еще и трехстороннее сотрудничество - между Норвегией, США и Россией. Оно называется АМЕК и касается утилизации атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава вашего ВМФ, и переработки отработанного ядерного топлива. Эта работа важна как для Норвегии, так и для России. Ведь в случае чего ядерное загрязнение Баренцева моря повлечет за собой катастрофические последствия для рыболовства в обеих странах.
     - Последние несколько лет высказывалось много суждений о радиолокационной станции «Глобус-2», ее предназначении и спектре применения…
     - Эта тема часто затрагивается российской стороной. С нашей же стороны ответ всегда один: этот радар является чисто норвежским, и он не занимается никакой другой деятельностью, кроме как в национальных интересах наблюдает за космическим пространством и выполняет задачи, связанные с контролем состояния окружающей среды, предотвращением ее загрязнения. Конечно же, как любой другой радар, РЛС «Глобус-2» имеет поисковые цели и разведывательные задачи. Это естественно, когда страна занимается разведывательной деятельностью.
     - В интересах собственной безопасности? Надо понимать…
     - Безусловно. Ведь чем больше знаешь, что происходит вокруг тебя, тем увереннее…
     - Живешь в современном мире?
     - Несомненно. А вся критика с российской стороны исходит от предположения, что радар – международного спектра использования. Мы же, кроме утверждения, как и предыдущие три-четыре года, о том, что «Глобус-2» – чисто национальный, больше ничего сказать не можем.
     - Однако членство Норвегии в блоке НАТО предусматривает предоставление, допустим, по требованию либо на какой-то другой основе эксклюзивной информации, полученной «Глобусом», другим членам альянса?
     - Все сведения, собираемые в Норвегии, - национальное достояние. Однако, как и все государства, мы также обмениваемся информацией с другими странами.
     - На взаимовыгодной основе?
     - Очевидно.
     - Говорят, будто бы командир норвежского разведывательного корабля «Марьяата» имеет благодаря североморцам все награды, которые только есть в Норвегии. Прокомментируйте, пожалуйста, действия «Марьяаты» в полигонах боевой подготовки Северного флота. К примеру, при выполнении нашими кораблями ракетных стрельб, других боевых упражнений. Так ли уж необходимо этому кораблю находиться в Баренцевом море едва ли не круглогодично?
     - Я встречался как с предыдущим командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым, так уже и с нынешним - адмиралом Геннадием Сучковым. И на всех встречах они живо интересовались всем, что связано с «Марьяатой». У них есть своя точка зрения, чем занимается или что сделало это судно. Что же касается капитана «Марьяаты», то с ним я лично не знаком и не знаю, какие у него медали. Но я, как и другие официальные лица Норвегии, предполагаю, что наше судно следует всем международным правилам нахождения в море. И думаю, с российской стороны всегда поступит сообщение в случае неисполнения этих правил «Марьяатой».
     - А имеет ли наименование «Марьяата» какой-либо перевод на русский язык?
     - Это норвежское женское имя. Кстати, ваш вице-адмирал Владимир Доброскоченко, заместитель командующего Северным флотом, как-то признался, что, мол, единственная женщина, за которой он ухаживал на протяжении тридцати лет, – это как раз «Марьяата».
     - В феврале этого года министр обороны Кристин Крон Девольд заявила, что Осло следует «сделать привлекательной Норвегию, особенно северные области страны, как место проведения военных учений членов блока НАТО». Чем можно это объяснить, почему в последние годы резко возросло количество натовских учений на севере Норвегии, там, где они раньше не проводились?
     - Мы исходим из того, что количество учений стран блока НАТО в Норвегии в последнее время очень сильно сократилось, изменился в сравнении с десятилетиями «холодной войны» и их сценарий. Однако НАТО – альянс, и страны, входящие в него, должны уметь действовать вместе как в пустыне, так и в Арктике. А Норвегия может предложить «зимние» учения, что, безусловно, повлияет на совместные действия альянса в условиях зимы в Афганистане, где у Норвегии также есть свои воинские подразделения. Кстати, насколько знаю, Россию приглашали участвовать в аналогичных учениях. В последний раз – года два назад в рамках сотрудничества с НАТО «Партнерство во имя мира». Однако по каким-то причинам вы отказалась.
     - Мы встречались с морскими пехотинцами Великобритании, и некоторые из них, участвовавшие в «зимних» учениях в Северной Норвегии, гордо говорили об этом. Однако были крайне изумлены, узнав, что мы с вами живем в самых что ни на есть настоящих арктических условиях…
     - Совершенно верно. Нации, живущие в иных климатических зонах, желают тренироваться у нас. Они чувствуют необходимость в этом.
     - Даже проверить самих себя?
     - Естественно.
     - Но, кроме того, что идет отработка взаимодействия военных сил стран НАТО, какой-то иной интерес у Норвегии в проведении подобных учений есть? Скажем, экономический или политический?
     - Не думаю, что Норвегия преследует тут экономические интересы. Более актуальны вопросы совместных действий по охране окружающей среды. И для нас очень важно, что альянс взаимодействует.
     - Как известно, сейчас происходит реформирование вооруженных сил Норвегии. Каковы первые итоги этого процесса, какова его конечная цель?
     - Вы правы: в норвежских вооруженных силах происходит большая реформа. И самое важное в ней то, что мы отходим от концепции, которая была во времена «холодной войны». Сейчас в Норвегии никто не видит необходимости иметь армию в том виде, в котором она существовала в эпоху «холодной войны». Нынче не существует угрозы с близлежащих к Норвегии территорий. И мы - хорошие партнеры со всеми соседями, в том числе и с нынешней Россией, которая никакой тревоги у норвежского народа не вызывает.
     А формирование вооруженных сил нацелено в первую очередь на то, чтобы, естественно, охранять и защищать территорию и принимать участие в различных операциях в рамках ООН, НАТО, ОБСЕ и Евросоюза. Примером тому - наша совместная с российскими военными работа в Боснии и Косово, где мы по-прежнему имеем войска. Важной частью реформы станет и то, что очень сильно сокращена численность руководства вооруженных сил. Когда в 2000 году я уехал в Россию, число высшего военного руководства ВС Норвегии составляло около тысячи офицеров. Когда же в начале августа вернусь обратно, их будет уже… 280. Однако аналогичные реформы либо уже произошли, либо готовятся и вот-вот произойдут практически во всех европейских странах. Кстати, следя в вашей прессе за ходом военной реформы в России, я узнал многое, что впоследствии оказалось существенным для Норвегии.
     - То есть и наш опыт вам пригодился?
     - Некоторые его аспекты.
     - Господин бригадный генерал, известно, что срок пребывания на должности атташе у вас скоро заканчивается. Что из сделанного за эти три года вам кажется самым важным?
     - О, об этом нужно спросить моих начальников. На мой же взгляд, важным было то, что я смог внести вклад в налаживание двусторонних контактов на различных уровнях между российскими и норвежскими военными. Я принимал участие в организации двух визитов министров обороны: Сергея Иванова – в Норвегию и госпожи Девольд - в Россию. Также участвовал в визите к нам командующего войсками Ленинградского военного округа генерала армии Валентина Бобрышева. Были также контакты на более низком уровне. И я хочу сказать, что три года, которые провел в вашей стране, были очень интересными. Отмечу главное: взаимодействие в военной сфере между Россией и Норвегией развивается в позитивном направлении, как, впрочем, и в целом ваше сотрудничество со странами блока НАТО.
     - Что вам понравилось в России?
     - Больше всего дорожу знакомством с русскими людьми, российскими военными, потому что в Норвегии не у многих есть возможность с ними познакомиться. К тому же, как и остальные «взрослые» офицеры, я - продукт «холодной войны». Поэтому интересно наблюдать, что многое на самом деле обстоит не совсем так, как мы полагали во времена «холодной войны». И приятно видеть, что подозрительность, которая существовала с обеих сторон в те годы, исчезает.
     - А кто ваш преемник на столь ответственном и сложном посту?
     - Это бригадный генерал Фроде Сам Хауен, который вступит в должность атташе по вопросам обороны Королевства Норвегии в России первого августа. Он - представитель ВВС Норвегии и раньше уже работал в вашей стране.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100