на главную страницу

5 Августа 2003 года

Пульс планеты

Вторник

Искушение ядерной мощью

Вадим МАРКУШИН.



С годами вошло в традицию поминать атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки размышлениями на эту исключительно широкую, многогранную, ни на секунду не теряющую злободневности тему. Что бы злого и разрушающего ни происходило в мире, какие бы природные и техногенные катаклизмы ни случались, какая бы война ни назревала - мысли вольно или невольно обращаются к страшному уроку августа сорок пятого. Где-то вздрогнула земля, превратив дома в груды камней, - сейсмологи уже по привычке измеряют силу вырвавшейся наружу стихии количеством Хиросим. Произошла авария на АЭС - опять вспоминают Хиросиму. Рассматривают гипотезы о столкновениях с небесными бродягами - вновь используют тротиловый знаменатель. Наглядно и образно. Шестьсот Хиросим в одном месте! Сто тысяч Хиросим!! Человеческая фантазия сдается перед неспособностью иным способом представить себе размеры непоправимого ущерба. Тем более что проводимые ядерные испытания еще более подтверждали правильность таких ассоциаций.

     
Миллионы Хиросим в стратегиях

     Правда, проводились они вдали от освоенных землянами территорий, в ледяных перифериях. Эхо многомегатонных взрывов было не атмосферно-физическим, а военно-политическим. Взрывные волны пробегали по планете, но ничего не разрушали. Они лишь настораживали государственный слух, обостряли дальнозоркость стратегов. И только потом, спустя годы, кадры документальной хроники показывались массовой публике, которая также получала возможность убедиться в потенциалах науки и техники в части уничтожения.
     К счастью, человечество на сей раз изменило своей привычке наступать на старые грабли. Что бы ни случалось на арене борьбы за первенство и призовые места в мировой иерархии, какие бы непримиримые споры ни возникали, до ядерного конфликта дело не дошло ни разу. Шестнадцать лет спустя после бомбардировок японских городов был благополучно преодолен Карибский кризис, который грозился вылиться в глобальную ядерную войну. А ведь державная-то кровь уже закипала, чьи-то амбиции уже вырывались наружу, желая проявить себя на континентальных просторах. Обошлось. И трезвый политический ум дал импульс переговорному процессу.
     Спустя несколько лет появились первые результаты. Потом дело пошло еще живее. Не вдаваясь в детали, отметим, что последующие годы ознаменовались крупными прорывами на ниве контроля над стратегическими ядерными вооружениями. Договор же по ПРО 1972 года стал базовым сдерживающим фактором. Появились Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Гонка ядерных вооружений замедлилась, самые мощные обладатели ракетно-ядерных средств в лице США и СССР наладили результативный диалог. Суммарный ядерный потенциал в итоге снизился в разы.
     Был принят и ряд мер по уменьшению уровня боевой готовности ядерных сил и их «деактивации». В частности, в 1994 году между Россией и США была достигнута договоренность о взаимном ненацеливании стратегических ракет. Аналогичные соглашения были заключены затем Россией с Великобританией и Китаем. Важным элементом обеспечения ядерной безопасности стала разработка международных механизмов контроля над трансфером ядерных материалов. Правда, этот процесс осуществлялся с большими трудностями, вызванными разными подходами членов ядерного клуба и противоречиями между ядерными и неядерными государствами.
     Тем не менее на рубеже ХХ и ХХI веков у мирового сообщества, казалось, сложилась прочная уверенность в нерациональности ядерного оружия, как в плане чисто военной нецелесообразности, так и в плане его использования в качестве инструмента политики. Однако именно в это время в области ядерного разоружения стала складываться негативная ситуация. Как было заявлено в 1999 году на Токийском форуме по нераспространению ядерного оружия и разоружению, «через десять лет после окончания «холодной войны» появились симптомы размывания международной структуры безопасности. Отношения между великими странами ухудшаются, Организация Объединенных Наций находится в состоянии политического и финансового кризиса. Глобальные режимы, препятствующие распространению ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, находятся в обороне». В мире стало расти число стран, стремящихся овладеть ядерным оружием.
     
Признанные и непризнанные

     В 1998 году ядерные испытания провели Индия и Пакистан. Сегодня, как считают аналитики, обе страны упорно продвигаются к созданию институтов, доктрин и средств доставки, необходимых для развертывания ядерных арсеналов. И это в то время, когда Дели и Исламабад находятся в длительном противостоянии по кашмирской проблеме.
     На Дальнем Востоке создать собственное ядерное оружие исполнено решимости северокорейское руководство. Аргумент таков, чтобы иметь возможность ответить Соединенным Штатам на их угрозу расправиться с неугодным коммунистическим режимом. Хотя официальный Вашингтон и давал заверения в том, что не стремится к смене нынешней власти в КНДР, руководство последней испытывает тревогу после военной интервенции США в Ираке. Среди некоторых американских экспертов существует убеждение, что северокорейцы никогда не уступят давлению со стороны США, добивающихся от Пхеньяна отказа от продолжения ядерных разработок. Говорят даже, что Пхеньян недавно дал понять Вашингтону, что даже заключения с Америкой договора о ненападении окажется недостаточно для ликвидации его программы по созданию ядерного оружия.
     Правда, существует мнение, что Северная Корея выбросила свою ядерную карту на прилавок международного торга только для того, чтобы заручиться уступками со стороны США. Пхеньян уже прибегал к подобной тактике «балансирования на грани войны» в 1994 году, когда Вашингтон предпринимал попытки разрядить первый ядерный кризис на Корейском полуострове.
     Между тем ядерные амбиции КНДР, полагают некоторые американские эксперты, могут рассердить ее давнего союзника в лице Китая, выступающего за безъядерный статус Корейского полуострова. Пекин, по их мнению, отрицательно отреагирует на заявление КНДР о вхождении в «теневой» клуб ядерных держав. «Если Север провозгласит себя страной с ядерным оружием, то это вынудит КНР более активно поддерживать американскую политику по этой проблеме. Китай более всего беспокоит то обстоятельство, что превращение КНДР в ядерную державу приведет к оттоку из Азии международных инвестиций».
     А ведь в регионе есть еще Япония, Тайвань и Южная Корея, которые могут без особых проблем в техническом отношении создать собственное ядерное оружие. И надо отметить, претензии на этот счет кое-кто в Японии уже высказывает. Но если это случится, то и другие страны - Филиппины, Малайзия, Индонезия – несомненно, последуют этому примеру. Другими словами, в Азиатско-Тихоокеанском регионе существует опасность цепной реакции в области распространения ядерного оружия.
     Нечто подобное складывается на Ближнем и Среднем Востоке. С одной стороны, это «открытость Израиля в отношении ядерных возможностей» - стыдливое отражение того факта, что Израиль является необъявленной ядерной державой. С другой – амбициозный Иран, который, хотя и не стремится, по словам его официальных представителей, к обладанию ядерным оружием, имеет все возможности, как считают специалисты, создать его.
     Реальная угроза режиму нераспространения ядерного оружия существует и в других регионах планеты. Причем она возрастает стократно, поскольку все более активно и массово действуют террористические организации. Никто не может дать гарантию, что они в какой-то момент не завладеют ядерными средствами. События 11 сентября 2001 года показали, что терроризм вездесущ. Там же, где технологический уровень разработок еще недостаточно высок, а политические ситуации неустойчивы, террористы имеют более предпочтительные шансы проникновения на заветные для них угодья.
     
Угол падения равен углу отражения

     Чем же вызвано желание неядерных стран стать ядерными? Причин тому много. Например, считается, что распространение ядерного оружия стимулируется тем, что оно представляет собой относительно старую военную технологию, разработать и создать которую, очевидно, легче, чем современные комплексные технологии обычных вооружений. И все же главная причина – эта растущая неуверенность в своей безопасности. В этой связи обратимся к такому авторитетному центру, как Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (СИПРИ). Его директор Элисон Бейлз считает, что дело тут существенно осложняют амбиции США, стремящихся к сохранению статуса сверхдержавы. «Решение США защищать свои интересы в качестве единственной сверхдержавы, активно разыскивая врагов, нанося по ним удары и, если необходимо, предвосхищая их атаки, стало предметом бурных дебатов в последние 18 месяцев, - отмечает она. - Обеспокоенность по поводу того, насколько далеко в этом направлении могут зайти США, выражали как друзья, так и враги. Европейский Союз, главный противовес США в экономической области, пока не способен создать баланс или предложить альтернативу в области безопасности».
     Стокгольмский институт указывает на риск в подходе Вашингтона к решению глобальных проблем по принципу «кто сильнее, тот и прав». Такая стратегия, по мнению экспертов, безопасна только для такой державы, которая «может быть уверенной в своем полном превосходстве и сохранении такого превосходства в будущем». В суждениях руководства и экспертов СИПРИ конечно же есть основательная правота. В физике это называется так: угол падения равен углу отражения. Диктаторские замашки США были и останутся в перечне главных причин поисков сопротивляющимися странами средств противодействия американской угрозе, включая ядерные средства. В этом же перечне растущие военные расходы, чему опять же посодействовали США, делая это под знаменем борьбы с терроризмом. По данным того же СИПРИ, общемировые военные расходы в 2002 году увеличились на 6 процентов, достигнув 795 млрд. долларов. Три четверти (!) всех этих затрат приходятся на США.
     СИПРИ в этой связи предупреждает, что борьба против терроризма может стать предлогом для очередной гонки вооружений. «С одной стороны, мощнейшие виды оружия не могут быть самым эффективным средством для борьбы с терроризмом; с другой - если военные антитеррористические действия будут расширяться и становиться все более продолжительными, сложными, изматывающими, то продолжающиеся поставки, в том числе мощных вооружений, будут рассматриваться как необходимое условие успеха», - указывается в исследовании. Такая тенденция может привести к ослаблению политического контроля за производством и экспортом вооружений. «В этом случае станет все более сложным проводить различие между законным стремлением поддерживать антитеррористическую борьбу за рубежом и попытками помочь отечественным компаниям найти новые рынки сбыта вооружений».
     В том числе, уточним, ядерных. Ведь, если вспомнить, американцы уже в ходе военной операции в Афганистане поговаривали о целесообразности применения сверхмалых ядерных боезарядов для уничтожения спрятанных в горных породах штабов талибов. В ходе иракской кампании подобные разговоры повторились, но уже применительно к местной специфике. Нет сомнений в том, что и в любом другом районе можно оправдать применение ядерного оружия малой мощности. Было бы желание. А уж коль дело до этого дойдет на практике, эскалации не избежать. И за долями килотонны в ход пойдут килотонны и десятки килотонн.
     Речь, собственно, о том, что в США происходит трансформация подходов к использованию ядерного оружия. В частности, признается возможность его применения в региональных конфликтах, в том числе против неядерных стран, отказавшихся от ядерного выбора. Это переводит ядерное оружие из средства сдерживания в оперативный военный арсенал. Соответственно ослабевает режим нераспространения, в то время как США, как один из инициаторов Договора о нераспространении ядерного оружия, напротив, должны стремиться к его всемерному укреплению.
     Положение представляется таковым, что еще никогда со времен Рейгана в американской стратегии не делалась столь откровенная ставка на ядерное оружие. Провозглашенная Белым домом новая концепция предусматривает создание новых образцов ядерного оружия, а также модернизацию и эксплуатацию систем, ныне находящихся в боевом составе. В качестве перспективных задач в области СНВ предусматривается к 2020 году развернуть новые ракетные комплексы наземного базирования. К 2030 году - построить новые ракетные крейсера и оснастить их перспективными ракетами. К 2040 году - принять на вооружение бомбардировщики следующего поколения. Обновление парка носителей должно сопровождаться созданием разнообразного арсенала ядерных боеприпасов, обеспечивающих выполнение широкого круга боевых задач.
     В военно-политический лексикон вводится новое понятие: - «оперативно развернутые боезаряды» (ОРБ). Под этим термином подразумеваются боезаряды, находящиеся на носителях и готовые к немедленному боевому использованию. Простые расчеты показывают, что суммарное количество боезарядов с учетом ОРБ и всех видов резерва составит к 2012 г. (после выполнения Договора СНП) около 10.000 единиц. Возможность сохранения такого ядерного арсенала обеспечивается и тем, что в СНП не предусматриваются никакие меры контроля и не накладываются никакие ограничения на количество боезарядов за пределами “оперативно развернутых”. Иными словами, на практике будет сохраняться положение, которое имело место к началу 1990-х годов, когда Советский Союз и США впервые приступили к радикальным сокращениям ядерных арсеналов. Вряд ли возможно дать какое-либо разумное обоснование позиции США в их стремлении сохранить такие огромные запасы ядерного оружия, особенно памятуя о том, что всего лишь два тактических (15 кт) ядерных боезаряда, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, принудили Японию к капитуляции во Второй мировой войне.
     
Нужны коллективные усилия

     Все это не может не беспокоить нашу страну. Как заявил на днях Президент РФ Владимир Путин, “Россия взяла на себя ряд очень серьезных ограничений международно-правового характера и уже много лет не проводит ядерные испытания. Мы намерены и дальше исполнять взятые на себя обязательства, но при соблюдении ряда условий, одно из важнейших среди которых - такое же отношение к этим обязательствам других ядерных держав”.
     Совершенно очевидно, что мировое сообщество должно принять меры по укреплению режимов неприменения и нераспространения ядерного оружия. К сожалению, оно до сих пор не смогло найти убедительные концепции, каким образом следует обращаться со странами, нарушившими Договор о нераспространении ядерного оружия или другие соглашения в области оружия массового уничтожения. А ведь безнаказанность рождает соблазн и у других стран стать на этот путь, что рано или поздно может привести к крушению международных режимов контроля.
     И еще один вывод напрашивается из вышесказанного: необходимы дальнейшее оздоровление политических отношений и усиление коллективных начал в системе общей безопасности. Именно благодаря кропотливой коллективной работе во всех направлениях, в том числе в области ядерного разоружения, время от времени и совершаются благотворные сдвиги.
     На снимке: атомная бомба «Толстяк», сброшенная на Нагасаки, унесла жизни 80 тысяч человек. Еще 35 тысяч умерли позднее от ран и лучевой болезни. А тремя днями раньше, 6 августа 1945 года, от взрыва атомной бомбы «Малыш» в Хиросиме погибли 140 тысяч человек.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100