Дальневосточный военный округ отметил свою 85-ю годовщину. Подготовился к юбилею и главный музей округа – Военно-исторический. Совместно с военнослужащими Дальневосточного соединения Железнодорожных войск ведется реконструкция одного из наиболее интересных экспонатов – построенного еще в начале века штабного вагона, который немало поколесил по стране и за ее пределами. Судьба которого неразрывно связана с историей государства. Вагон, заслуживший признание потомков.
Построенный в 1915 году в городе Ростове-на-Дону, это один из пяти вагонов-близнецов длиной 21,5 метра и весом 74,6 тонны, он весь облачен в броневую защиту. В вагоне оборудованы служебная и жилая зоны, автономные источники питания и обогрева. Первоначально он предназначался для размещения штаба военной ставки императора Николая II.
В годы Гражданской войны на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. находился в распоряжении Военного министерства и главнокомандующего Народно-революционной армией Дальневосточной республики, в 30-е годы – командующего Краснознаменной Дальневосточной армией Маршала Советского Союза В.К. Блюхера.
Во время Великой Отечественной войны вагон участвовал в боевых действиях на Западном фронте и использовался маршалами Советского Союза Г.К. Жуковым, К.К. Рокоссовским и И.Х. Баграмяном. Входил в состав правительственного поезда для перевозки советской делегации на Потсдамскую конференцию.
А с 1976 года являлся подвижным пунктом управления командующих войсками Краснознаменного Дальневосточного военного округа генералов армии В.И. Петрова и И.М. Третьяка.
С 5 мая 1987 года и по сей день вагон экспонируется во дворе Военно-исторического музея ДВО в Хабаровске. Легендарный штабной вагон продолжает свой путь в историю.