на главную страницу

7 Августа 2003 года

Армия сегодня

Четверг

Виктор Громов и другие

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Специалисты Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны России (ФПСУ России) провели под Смоленском на базе знаменитого полка военно-транспортной авиации имени Валентины Гризодубовой двухнедельный сбор военных авиационных спасателей страны.

     
От Уэлена до Калининграда

     Как правило, подобные сборы проводятся для авиационных спасателей, которые дежурят в общей системе поисково-спасательного обеспечения государственной авиации России (для Минобороны – авиации видов и родов войск). На эти мероприятия съезжаются военные авиаспасатели со всех зон ответственности поисково-спасательного обеспечения полетов – от Дальнего Востока до Калининграда. Таких зон в России семь. Они совпадают с границами военных и соответственно федеральных округов страны.
     Воздушный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 19 февраля 1997 года, подразделяет российскую авиацию на государственную, гражданскую и экспериментальную. В каждой из них имеются свои уполномоченные органы, которые организуют и осуществляют поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих бедствие. ФПСУ России отвечает за государственную авиацию, Росавиакосмос – за экспериментальную, служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Государственной службы гражданской авиации - соответственно за гражданскую авиацию.
     Но раздельные службы предполагают и раздельное финансирование. Это приводит к тому, что денег не хватает всем. ФПСУ России предлагает воссоздать единую, как это было во времена СССР, то есть государственную службу авиационного поиска и спасания в России. Это предложение поддерживает начальник Генерального штаба ВС РФ. В рабочем порядке оно одобрено Росавиакосмосом, авиацией МВД, Погранвойск ФСБ и по ряду аспектов Государственной службой гражданской авиации. Сейчас документы практически отработаны и будут направлены на официальное согласование в федеральные органы исполнительной власти, имеющие воздушные суда.
     Что же касается сбора, то он проводится два раза в год – в зимний и летний периоды обучения и боевой подготовки. Зимой, обычно в январе-феврале, на Дальнем Востоке, под Хабаровском, на сборе спасатели получают навыки работы в зимних, а значит, особенно тяжелых природных и погодных условиях – тайга, Арктика, суровый климат. Летний сбор спасателей обычно проходит в Джубге или в Агое под Туапсе. Но в этом году спасатели провели сбор под Смоленском, воспользовавшись гостеприимством военно-транспортной авиации.
     Специалисты
широкого профиля

     Занятия на сборах делятся на теоретические и практические. В рамках первых читается специальный курс лекций по правилам и другим действующим документам, регламентирующим поисково-спасательное обеспечение полетов, изучается материальная часть – авиационная, парашютно-десантная, аварийно-спасательная техника, средства связи, медицины, инженерная подготовка, особенности применения оружия и так далее. Спасатель получает знания, которые могут пригодиться ему в процессе практической работы.
     Практические же занятия напоминают подготовку спецназовцев, которыми, по большому счету, военные авиационные спасатели и являются. К примеру, считается, что в Вооруженных Силах с парашютами прыгают чаще других десантники. Это не так: рекордсмены тут летчики, для которых парашют - последняя надежда, и авиационные спасатели, без которых летчикам во многих случаях тоже не выжить. Только за время сбора под Смоленском спасатели совершили 2.568 (!) прыжков с парашютом. Причем прыгают спасатели на сборах как на зимних, так и на летних, со скоростных десантно-транспортных самолетов типа Ан-26 и Ил-76 осуществляют прыжки с грузом, ночью, на воду.
     Кроме того, спасатели отработали способы оказания первой медицинской, доврачебной помощи – остановка кровотечения, действия при переломах, ожогах, обморожении и так далее. Эти навыки им передают военные врачи, входящие в состав ФПСУ России.
     На сборе под Смоленском состоялось знакомство с новейшим поисково-спасательным вертолетом Ми-8МТВ5. Этих современных машин у авиаспасателей пока, к сожалению, немного. Спасатели получили навыки работы с подъемным оборудованием вертолета, специальным снаряжением.
     В американской армии во время боевых действий на поиски каждого сбитого или потерпевшего катастрофу самолета или вертолета отправляется боевая группа специального назначения. Ее цель – не столько спасение секретной аппаратуры, стоящей на каждом летательном аппарате, скажем, системы опознавания «свой - чужой», сколько - жизни боевого летчика. Иногда спасение летчика, оказавшегося в тылу врага, перерастает в боевую операцию. В Российской армии все точно так же. На поиски каждого пропавшего с экранов радаров самолета или вертолета федеральных сил в Чечне первыми отправляются военные авиационные спасатели. Во время поисков они могут столкнуться и с противником. Поэтому особую роль в подготовке авиационных спасателей играет боевая, в частности огневая, подготовка. Современный авиационный спасатель умеет стрелять из всех видов стрелкового оружия. В сборе участвовали и представители военной авиации, и спасатели, занимающиеся поисково-спасательным обеспечением полетов в Чечне. Их бесценный опыт пока не прописан ни в одном наставлении. Потому молодые спасатели слушали их с особым вниманием.
     
Мы готовились подставить плечо

     Россия реально готовилась к спасанию американских летчиков в Афганистане. Авиационно-спасательную группировку собрали очень мощную, в ее составе были 27 спасателей, 50 спецназовцев, готовых оказать боевое прикрытие, экипажи семи вертолетов, в том числе и огневой поддержки, пяти штурмовиков Су-25, самолетов Ан-12 и Ан-26. Наши спасатели прикрывали всю южную часть Таджикистана, обеспечивали полеты как российской авиации (в направлении Афганистана следовали наши самолеты с различными грузами), так и американцев и коалиции. Правда, спасать американцев в Афганистане (в отличие от Ирака, где происшествий было немало) не пришлось. Сегодня ПСО полетов в этом регионе осуществляется в обычном режиме.
     
Тут каждый стал бы «последним героем»

     В рамках сбора проведены ставшие уже традиционными (проводятся четвертый год) соревнования спасателей. Команды состязались в пяти упражнениях, разработанных по специальной программе. Первое – прыжки с парашютом на точность приземления. Далее – физическая подготовка (бег, плавание, комплексно-силовые упражнения, метание гранат). Затем – огневая подготовка. Четвертое упражнение – оказание медицинской помощи. И, наконец, пятое – ориентирование на местности с решением тактических задач: выйти в такую-то точку к такому-то времени, наладить связь по аварийным радиостанциям, выложить знаки визуальной сигнализации для поисковых самолетов и вертолетов и многое другое. Маршрут – 8 километров. В этом упражнении используются элементы боевого выживания, причем проводится оно в условиях, максимально приближенных к боевым. В будущем в это упражнение, скорее всего, включат несколько суток выживания с тем аварийным набором, который имеется у каждого летчика и спасателя. В общем, «Последнему герою» со всеми «Фортами Байярд» на сборе спасателей было бы невмоготу.
     Первое место в соревнованиях заняла команда воздушной армии Верховного Главного командования (военно-транспортной авиации), которой командует генерал-лейтенант Виктор Денисов (начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы армии полковник Виктор Быков). На втором месте также представители воздушных «извозчиков». Третье место – у хабаровского объединения ВВС и ПВО. Абсолютным чемпионом в личном зачете стал прапорщик ВВС России Виктор Громов. По оценкам специалистов ФПСУ России, ниже своих возможностей выступили команды военных флотов, Космических войск и РВСН.
     
Здоровый фанатизм

     Рассказывает начальник управления поисково-спасательного обеспечения и парашютно-десантной подготовки ФПСУ России полковник Валерий Степанов, руководивший сбором:
     - Особое внимание мы уделяем вопросам безопасности, ведь полет – это всегда риск. В последнее время явно наметилась тенденция к некоторому «расслаблению» в этом плане. Хотя причин для этого, на мой взгляд, маловато: авиационная техника стареет, уровень подготовки летного состава ввиду малого налета невысокий, примерно таков же уровень многих авиационных спасателей. И я объясню почему.
     На Западе существуют специальные учебные заведения, где человека обучают делу авиационного спасателя от года до трех. В России таких школ нет. В Липецке на базе Центра летной подготовки мы готовим полковое звено – начальников поисково-спасательных и парашютно-десантных служб авиаполков. В Монино при Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина – руководителей армейского звена. Но по большому счету в авиации Вооруженных Сил, как, впрочем, и практически во всей стране, базы для подготовки спасателей непосредственно на местах отсутствуют. А они, как показывает практика, необходимы. Вот и обучаем на подобных сборах. В среднем на них ежегодно совершенствуют подготовку порядка 100-120 авиационных спасателей.
     Конечно, существуют проблемы с материально-технической частью. Оборудование у нас устаревшее, принятое на вооружение в 70-х годах. Есть, правда, и новейшие образцы – парашютные и медицинские укладки, средства связи, в том числе и космической, вооружение и специальное оборудование. Но, как правило, в единичных экземплярах. Денег на все это выделяется очень мало.
     И тем не менее радует, что к нам все больше приходит молодежи. Конечно, мы не можем их привлечь высокими денежными окладами. Выясняется, что им нравится экстрим нашей службы - полеты, прыжки с парашютом, причем чем сложнее, тем лучше, оружие… Романтика, в общем.
     По результатам сбора и соревнований будет сформирована российская группа для участия в российско-американо-канадском учении «SAREX-2003», которое состоится в сентябре в Геленджике. На нем главной целью станет отработка уже на международном уровне действий по спасанию экипажа Международной космической станции.
     На снимке: победители соревнований.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100