на главную страницу

7 Августа 2003 года

Армия и общество

Четверг

Трансформация по лекалам белого дома



Сергей Печуров, сотрудник одного из научных подразделений Минобороны РФ, фиксирует внимание на нормативно-правовых, организационно-функциональных и информационно-разведывательных аспектах формирования и реализации американской военной политики.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Сергей Печуров, 1951 года рождения, доктор военных наук, действительный член Академии военных наук, специалист в области военно-политических проблем и ВС зарубежных стран. Сотрудник одного из научных подразделений Минобороны РФ.
     
Изменения в военной политике объективно касаются развития ВС как в настоящее время, так и в перспективе до 2010-2015 гг. Они затрагивают все основные направления военного строительства государств Запада, и в первую очередь США. Именно в Соединенных Штатах уже происходит наиболее существенная трансформация ВС, на которую ориентируются развитые страны мира. В ее основе лежат общие принципы военного строительства и принятая американским руководством национальная военная стратегия. При этом необходимо понимать, что большинство вопросов, связанных с «военной политикой» в нашем понимании, отражается в национальной военной стратегии США.
     Американская военная стратегия формируется как составная часть стратегии национальной безопасности (СНБ). Она разрабатывается и утверждается на уровне высшего военно-политического руководства и направлена на реализацию целей национальной безопасности страны политико-военными и военными средствами. Стратегия охватывает сферы национальной обороны, внешних отношений, экономических отношений, оказания помощи и нацелена на обеспечение благоприятного международного положения США, а также их военных возможностей по эффективному отражению любых действий, направленных против Соединенных Штатов.
     Разработка СНБ сопровождается формированием или корректировкой ее военного компонента - национальной военной стратегии (НВС). Стратегия действующей администрации Дж. Буша нацелена на формирование мощных функционально и географически ориентированных ВС, обеспечивающих приоритет США в мире или в отдельных регионах как в мирное, так и в военное время. В случае вооруженного конфликта должна быть обеспечена реализация целей национальной безопасности США и их союзников, которая позволит завершить конфликт на условиях, отвечающих национальным интересам. Реализация НВС увязывается, как правило, с соответствующими дипломатическими, экономическими и информационными целями.
     Формирование военной политики США включает пять взаимосвязанных этапов: концептуальный (разработка концепции, целей и задач), декларативно-ознакомительный (публичная декларация политики президентом или лицом, его представляющим, с целью обеспечения поддержки общественностью), разработка военного бюджета (слушания в конгрессе), реализация (программное использование имеющихся и выделенных ресурсов для достижения целей и задач), анализ эффективности проводимой политики и ее корректировка.
     Документально процесс формирования военной политики в рамках СНБ завершается подготовкой двух основополагающих документов - «Стратегии национальной безопасности» (готовится аппаратом президента и утверждается конгрессом) и «Национальной военной стратегии» (готовится аппаратом председателя комитета начальников штабов (КНШ)).
     Процесс реализации НВС основывается на этих документах и подразумевает соответствующие действия всех структур как законодательной, так и исполнительной власти. При этом предназначение конгресса состоит в том, чтобы исходя из конституционных принципов проведения проверок сбалансированности и гражданского контроля над ВС разработать нормативно-правовую базу формирования и реализации СНБ и НВС и распределить ресурсы для удовлетворения военных потребностей, определенных исполнительной ветвью власти. Федеральные структуры обеспечивают практическое решение текущих и перспективных задач национальной безопасности.
     Президент, как верховный главнокомандующий, осуществляет руководство развертыванием и применением ВС в интересах обеспечения национальной безопасности. В ходе такого процесса задействуются высшие органы управления государством: национальное военное руководство (НВР), аппарат президента, совет национальной безопасности, а также федеральные министерства при приоритетной роли министерства обороны (МО). В интересах эффективной и более реалистичной деятельности всех структур создана система их информационно-разведывательного обеспечения, включающая наиболее важные и продуктивные гражданские и военные разведывательные органы.
     В целом вышеуказанные структуры законодательного и исполнительного уровня управления государством составляют единую систему обеспечения национальной безопасности, а в ее рамках - и реализации военной политики действующей администрации. Можно выделить нормативно-правовые, организационно-функциональные и информационно-разведывательные аспекты формирования и реализации американской военной политики.
     I. Нормативно-правовые аспекты предусматривают три пакета документов гражданского и военного законодательства: общефедеральные законы, исполнительные указы президента, директивы (приказы, инструкции) федеральных министерств, ведомств и отдельных самостоятельных органов (служб), участвующих в реализации целей и задач военной политики США.
     II. Организационно-функциональные аспекты формирования и реализации военной политики включают два основных элемента: органы и должностных лиц государства, а также их полномочия и обязанности в рамках утвержденной нормативно-правовой базы. Функционирование этих элементов и составляет основу механизма принятия решений, обеспечивающих формирование и реализацию военной политики США.
     Главными особенностями государственной власти в США являются сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном высшем должностном лице - президенте; внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства (главы министерств назначаются президентом); отсутствие права у президента распускать высший законодательный орган (конгресс), а у конгресса - принимать вотум недоверия правительству.
     Принцип разделения властей предполагает определенное взаимодействие исполнительной и законодательной власти при принятии важнейших государственных решений, в т.ч. и по вопросам военной политики.
     В интересах реализации президентских решений в США создана и достаточно эффективно функционирует система гражданских и военных органов, несущих ответственность за национальную безопасность страны и реализацию военной политики на разных исполнительных уровнях. К гражданским структурам относятся: совет национальной безопасности, государственный департамент, министерство внутренней безопасности, а также министерства энергетики, финансов и др., ЦРУ, ФБР. К числу военных структур относятся министерство обороны и входящие в него компоненты.
     Наивысшей инстанцией, принимающей решения в области формирования и реализации военной политики, является национальное военное руководство (НВР). В его состав входят два лица - президент США и министр обороны при приоритетной роли президента. В соответствии с конституцией президент, как говорят американцы, «носит пять шляп»: он - глава государства, главный дипломат, главный законодатель, глава исполнительной власти и верховный главнокомандующий ВС. По значимости и роли в реализации военной составляющей в общей организации обеспечения национальной безопасности США следует выделить МО. Его приоритетность обусловлена прежде всего тем, что американское НВР рассматривает минобороны и ВС в целом как основной силовой инструмент в реализации целей и задач СНБ и вытекающей из нее НВС.
     III. Информационно-разведывательное обеспечение формирования и реализации военной политики в рамках СНБ опирается на разветвленную систему информационно-аналитического и разведывательного обеспечения. При этом в высших эшелонах власти не создается специальных автоматизированных систем накопления и обработки информации, необходимой для принятия решений, а широко используются научно-прогностические центры страны и разведывательные органы, обладающие мощным информационным обеспечением. Они представляют конечный информационно-аналитический продукт для НВР, содержащий как требуемые обобщенные сведения, так и оценки и рекомендации, т.е. совмещают в себе функции информирования и консультирования.
     В основе информационно-разведывательного обеспечения лежит следующее положение. Считается, что своевременное предупреждение о возникновении кризисной ситуации в любом регионе мира, особенно в зонах национальных интересов США, принятие на его основе военно-политических и стратегических решений, последующее планирование их реализации, в том числе с применением ВС, представляет собой непрерывный процесс, осуществляемый на базе интегрированной разведывательно-информационной системы и системы оперативного управления ВС, в которых задействованы прежде всего военные, а также гражданские структуры.
     Все разведывательные органы США объединены в так называемое разведывательное сообщество (PC). Его основными задачами в области военной политики являются следующие:
     - обеспечение руководства страны достоверной информацией и объективными оценками о военно-политическом и экономическом положении в мире в интересах выработки текущей и долгосрочной военной политики;
     - своевременное выявление угроз национальным интересам США;
     - добывание данных, необходимых для планирования строительства ВС, а также своевременного развертывания НИОКР;
     - сбор информации о боевых возможностях ВС вероятных противников, планах их оперативного развертывания и боевого применения, а также о возможных сроках начала вооруженного конфликта и др.
     Структурно в состав PC входят следующие военные разведывательные органы: управление национальной безопасности, разведывательное управление министерства обороны (РУМО), национальное управление видовой разведки и картографии, национальное управление воздушно-космической разведки, а также органы разведки видов ВС и морской пехоты. К числу гражданских разведывательных органов PC относятся: министерство внутренней безопасности, ЦРУ, органы разведки ФБР, разведывательные структуры государственного департамента, министерств финансов и энергетики.
     Военные структуры разведывательного сообщества решают свои задачи в интересах разведывательно-информационного обеспечения НВР в тесном взаимодействии с соответствующими структурами гражданских министерств и ведомств, прежде всего с Центральным разведывательным управлением, которое является одним из основных органов стратегической разведки США.
     Как правило, аналитические документы и материалы членов PC, представляемые в СНБ и советникам президента, содержат рекомендации, предусматривающие несколько вариантов действий США в той или иной ситуации, включая применение ВС. Эти рекомендации являются основой принятия решения президентом.
     Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что гибкое совмещение законодательной и исполнительной власти при мощном информационно-аналитическом обеспечении позволяет стабильно функционировать системе подготовки и принятия решений, действующих в США в рамках формирования и реализации военной политики. Тем не менее предполагается осуществить ее реформирование в целях дальнейшего совершенствования и повышения адаптивности как к прогнозируемым, так и к внезапно возникающим условиям и угрозам начала XXI века.
     (Полную версию материала смотрите www. kreml.org).


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100