на главную страницу

7 Августа 2003 года

Армия и общество

Четверг

США совершенствуют военную машину уже 30 лет



Борис Путилин, ведущий научный сотрудник отдела истории военной политики зарубежных стран Института военной истории Минобороны РФ, связывает достижения армии США с непрерывностью реформирования вооруженных сил страны.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Борис Путилин, родился 8 августа 1932 г. в г. Москве. Окончил Военный институт иностранных языков. В Вооруженных Силах РФ служил с сентября 1950 г. по май 1991 г. Ветеран советской военной разведки. Автор более 50 монографий и статей. Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела истории военной политики зарубежных стран Института военной истории Минобороны РФ.
     
Реформирование любого института государства, и прежде всего его вооруженных сил, обусловливается историческими традициями, целями военно-политического руководства страны на данный период времени и имеющимися ресурсами.
     Исторический опыт американского народа вплоть до начала ХХ века свидетельствовал, что для решения внешне- и внутриполитических задач насильственными средствами не возникала необходимость в создании массовых вооруженных сил, а многие из них решались силами милиционных формирований. Следствием такой устойчивой традиции стало то, что за более чем двухсотлетнюю историю США принудительный набор на военную службу всегда, даже в периоды войн, воспринимался общественностью как вынужденная и временная мера.
     Комплектование вооруженных сил согласно закону 1947 года привело к катастрофическим результатам. Военное руководство смогло полностью заполнить только штаты относительно немногочисленных военно-воздушных сил. В ходе послевоенной демобилизации американских вооруженных сил численность сухопутных войск и военно-морских сил, несмотря на существенные льготы для военнослужащих, стала резко падать. Так, за один год сухопутные войска сократились с 594.100 чел. до 434.500 чел. И в 1948 году конгресс дал зеленый свет введению воинской повинности в мирное время. Но принятие закона о воинской повинности, одновременно предусматривавшего льготы для поступающих на военную службу по контракту, стимулировало приток добровольцев, и необходимость в призыве отпала. Сметливые молодые американцы под угрозой неминуемого призыва предпочитали добровольное поступление на службу, обеспечивающее определенные преимущества перед призывниками.
     Кризис комплектования вооруженных сил США согласно закону о воинской повинности наступил в ходе войны во Вьетнаме. С увеличением роста призывников в боевых частях и подразделениях в Юго-Восточной Азии начали расти потери как раз среди набираемых по призыву. Если в 1965 году они составляли 28 процентов от общих потерь американских вооруженных сил во Вьетнаме, то в 1966 и в 1967 годах - 34 и 57 процентов соответственно. Кроме того, наметилось отчуждение нации и вооруженных сил. Муссирование в СМИ негуманных методов ведения войны, внутренних проблем и неурядиц в армии пагубно отражалось в первую очередь на самих вооруженных силах.
     Ричард Никсон, став президентом США в 1969 году, во исполнение своей предвыборной программы приступил к реформированию вооруженных сил с учетом их комплектования на контрактной основе. Наряду с научными и экспертными проработками по этому вопросу в 1970 году начался экспериментальный перевод ряда частей и соединений сухопутных войск, а также некоторых учебных заведений на комплектование и функционирование в условиях полной добровольности. На основании этого было приято решение перевести с 1 июля 1973 года все компоненты вооруженных сил, включая резервные формирования, на исключительно добровольный принцип комплектования. Полный переход к добровольческой армии практически совпал по времени с окончанием войны во Вьетнаме.
     Через год после введения закона о добровольном комплектовании американских вооруженных сил процесс сокращения их численного состава прекратился и установился на уровне 2 млн. 100 – 2 млн. 200 тыс. чел. На первом этапе реформы конгресс установил наиболее выгодное в истории американской армии соотношение окладов военнослужащих и работников гражданской сферы, достигшее 60 процентов. Не ухудшился и качественный состав военнослужащих. С начала 80-х годов, когда по решению конгресса была установлена квота в 65 процентов военнослужащих с законченным средним образованием, произошло его скачкообразное улучшение.
     При всех успехах комплектование вооруженных сил США на добровольной основе, несомненно, не соответствовало тем глобальным задачам, которые ставило и ставит перед собой американское военно-политическое руководство. Организационное разрешение этого противоречия нашло выражение в выдвижении в начале 70-х годов концепции «единых (тотальных) сил». Согласно ей на первом этапе ее функционирования основное внимание уделялось координации взаимодействия при выполнении американских внешнеполитических задач с армиями союзников. Была поставлена цель превратить объединенные силы США и их союзников в «единые силы» под командованием представителей Соединенных Штатов. Наибольшие успехи в этом процессе были достигнуты при слиянии в одно целое объединенных вооруженных сил Североатлантического союза, противостоявшего в Европе Организации Варшавского договора. Последние десятилетия наглядно показали, что принципы «единых сил» при создании коалиции активно используются американским военно-политическим руководством. Достаточно вспомнить две войны против Ирака, военные действия в Югославии и Афганистане.
     В начале 80-х годов концепция «единых (тотальных) сил» получила дальнейшее развитие. Под ее принципы были подведены все три компонента, составляющие вооруженные силы США. С введением добровольного комплектования регулярных соединений и частей американских вооруженных сил началось быстрое сокращение так называемого обученного резерва из числа уволенных в запас военнослужащих. В Российской армии именно этот контингент составляет основу отмобилизования массовой армии. Как показал опыт использования таких резервистов в Азербайджане и других «горячих точках» в конце перестройки в СССР, боеспособность призванных из запаса оказалась крайне низкой. В США обученный резерв никогда не играл большой роли в развертывании массовой армии. При увеличении численности регулярной армии упор делался на так называемый организованный резерв, состоящий из соединений и частей Национальной гвардии (численностью около 700 тыс. чел.). Последняя представляет собой разновидность милиционных формирований, находящихся в двойном подчинении – федерального правительства и губернаторов штатов. Система мер по повышению боеспособности соединений и частей Национальной гвардии позволяет военному руководству Соединенных Штатов использовать их для выполнения боевых задач внутри страны и за рубежом. Достаточно упомянуть в связи с этим использованием частей Национальной гвардии в противовоздушной обороне США в 70-х годах и их участие в последней иракской кампании 2003 года.
     Третий компонент военной организации США представлен гражданскими служащими министерства обороны, насчитывающими около 1 млн. чел. Значимость гражданских служащих определяется тем, что в Соединенных Штатах военнослужащие занимают только те должности, которые непосредственно связаны с ведением боевых действий. Реформированию вооруженных сил США уже тридцать лет. И все эти годы оно не прерывалось. Об успехе этого процесса свидетельствуют определенные военные успехи американской армии в последние десятилетия. Вооруженные силы Соединенных Штатов пока соответствуют тем задачам, которые ставит перед ними американское военно-политическое руководство.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100