на главную страницу

9 Августа 2003 года

Тема номера

Суббота

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник строительства и расквартирования войск – заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-лейтенант Анатолий ГРЕБЕНЮК.

Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



     - Анатолий Владимирович, социальное самочувствие людей в погонах зависит от многих факторов, и все же не будет преувеличением сказать, что ключевая задача, от решения которой во многом зависит успех проводимой военной реформы, это обеспечение жильем людей в погонах, создание нормальных условий для служебной деятельности. Тут многое решают военные строители…
     – Хочу сказать, что для военных строителей это естественное состояние. На любом этапе развития и совершенствования Вооруженных Сил – будь то структурные изменения, модернизация вооружения или военной техники, разработка новых средств вооруженной борьбы – необходимо создание соответствующей материальной базы. Требуются проектирование и строительство новых зданий и сооружений, коммуникаций, жилья и объектов соцкультбыта. Чтобы сделать это качественно и в сжатые сроки, и существуют военные строители. Думаю, окончательно прошли те времена, когда кто-то пытался поставить под сомнение необходимость их существования. Опыт не только Великой Отечественной войны, но и локальных конфликтов, антитеррористических операций, повседневная работа по совершенствованию военной инфраструктуры государства показывают, что здесь немало специфики, которая несвойственна гражданским строительным организациям. И, что, может быть, еще более существенно, в особый период есть ряд задач, которые не могут решить, скажем, Инженерные или Железнодорожные войска. Так что повседневная наша работа – это вместе с тем и своего рода боевая учеба. Военно-строительные части в любой момент должны быть готовы и к выполнению более сложных и масштабных задач.
     - Понятно, что объемы работ за последние 10–15 лет заметно сократились, но на масштаб решаемых задач и сейчас, наверное, жаловаться не приходится?
     - Военные строители сейчас трудятся практически во всех регионах России – от Калининградской области до Курил, от Новой Земли до Чечни. Мы ведем работы в интересах Ракетных войск стратегического назначения и Космических войск, ВВС и ВМФ, Сухопутных и Пограничных войск. Для каждого вида и рода Вооруженных Сил, военного округа или флота мы стараемся решить самые насущные проблемы, исходя из выделяемых финансовых ресурсов. «Красная звезда» уже рассказывала о том, какие важные работы выполняют военные строители при реконструкции космодрома Плесецк, капитальном ремонте военных городков на Новой Земле и Курильских островах, обустройстве Каспийской флотилии, южных границ нашей страны, Псковской воздушно-десантной дивизии. Перечень же конкретных объектов можно продолжать до бесконечности.
     Но я бы хотел отметить один принципиальный момент. Военные строители в свое время использовались порой как «палочка-выручалочка» и тогда, когда можно было без них обойтись. В рыночных условиях давно пора отказываться от принципа «дешевой рабочей силы», в военно-строительных организациях ведь тоже с каждым годом все больше гражданских специалистов. Но одно дело объекты оборонного значения, а другое – жилье. Если гражданские строители могут построить квартиры быстрее и качественнее, это выгодно всем, в первую очередь – государству. В Министерстве обороны создается служба единого заказчика по строительству жилья во всех регионах страны, исключая закрытые гарнизоны, проводятся открытые конкурсы, в которых могут принять участие все желающие.
     - Вы довольны результатами, с которыми военные строители встречают профессиональный праздник?
     - Мне не хотелось бы давать сегодня какие-то оценки: о результатах нашей работы пусть судят те, для кого мы трудимся. Хотя, конечно же, в канун Дня строителя я не могу не поблагодарить от всей души всех, кто с гордостью и честью носит высокое звание «военный строитель», кто работает с полной отдачей сил на укрепление обороноспособности страны. Это их трудом выполняются напряженные плановые задания, что сегодня могу с удовлетворением отметить. Но мне в большей степени хотелось бы остановиться на проблемах, которые стоят перед военно-строительным комплексом, потому что от их решения зависит и наше движение вперед, и, как вы с самого начала сказали, во многом успех военной реформы.
     - О каких проблемах речь?
     - В первую очередь они касаются работы по совершенствованию структуры строительно-квартирных органов. Мы должны избавиться от стереотипов, которые существовали годами и даже десятилетиями, начать работать по-современному, эффективно вписываясь в новые экономические реалии. Как я уже сказал, плановые задания выполнены успешно: в первом полугодии освоено 13,1 млрд. рублей капиталовложений – практически половина от годовых ассигнований.
     Сейчас мы, как известно, работаем в условиях казначейской системы исполнения бюджета. По этой причине сегодня по существу нет возможности маневра свободными финансовыми ресурсами, несравненно возросла роль четкого планирования расходов на капитальное строительство и капитальный ремонт. Недопустимо, когда при наличии задолженности перед подрядчиками за выполненные работы на лицевых счетах отдельных заказчиков в органах федерального казначейства «зависают» остатки бюджетных средств. Такие факты имели место в ГлавКЭУ, ВВС, ВМФ.
     Не урегулирована до сих пор проблема кредиторской задолженности, хотя с 1999 года капитальное строительство финансируется нормально. Откуда же берутся долги, а затем пени, штрафы? Анализ показал, что заказчики по старой привычке продолжают отвлекать средства на создание материальных запасов. Думаю, что в ближайшее время мы в этих вопросах наведем порядок. Каждый руководитель должен отдавать себе отчет: надо или идти в ногу со временем, или уступить место другим.
     Еще одна задача – повышение эффективности работы подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, имущество которых является государственной собственностью и должно использоваться таким образом, чтобы приносить прибыль в казну. Соответствующие задания имеются, дело за их выполнением.
     - Это, так сказать, внутренние проблемы. Но возьмем все тот же пресловутый жилищный вопрос: кто бы ни строил жилье, кто бы не выделял жилищные сертификаты, ответственность за его решение лежит на строительно-квартирных органах Минобороны. Так ведь?
     - Мы никогда с себя эту ответственность не снимали. Я считаю, что жилищная проблема как раз относится к числу тех масштабных задач, которые нам предстоит решать в ближайшее время. Начиная с 1997 года основные усилия военно-строительного комплекса были сосредоточены на своевременном обеспечении жильем военнослужащих, подлежащих увольнению в ходе проводимой военной реформы, что по существу гарантировало ее успешную реализацию. Эта работа в настоящее время близка к завершению. В то же время количество военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, в Министерстве обороны практически не сокращается (170,4 тыс. на 1 января 2003 г., 169,7 тыс. – на 1 июля).
     Начиная с текущего года акценты в жилищном обеспечении военнослужащих меняются. Сегодня главная задача – создать необходимые условия для военнослужащих, остающихся на военной службе, в том числе путем решения их жилищной проблемы. Главное сейчас – сформировать фонд служебных жилых помещений в количестве, рассчитанном под штатную численность дислоцированных в гарнизонах соединений и воинских частей. Актуальность этой работы возрастает с переходом на комплектование Вооруженных Сил преимущественно военнослужащими по контракту. На сегодняшний день дефицит служебных квартир составляет примерно 50 тысяч, причем потребность в них в ближайшие годы будет постоянно увеличиваться по ряду понятных причин, в то время как источники их поступления весьма ограничены.
     Основными направлениями решения проблемы ускоренного формирования фонда служебных жилых помещений являются отселение из закрытых военных городков граждан, утративших связь с Министерством обороны, в первую очередь – в рамках реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», перевод в категорию служебного вновь построенного жилья в городах и населенных пунктах, новое строительство служебного жилья в закрытых военных городках.
     Очень важно также добиться эффективного использования закрепленного за Министерством обороны жилищного фонда, а для этого – создать нормативную правовую базу по формированию служебного фонда, его сохранению и функционированию, а также своевременному освобождению.
     Квартиры, которые находятся в закрытых военных городках, составляют лишь 12 процентов жилья, занятого военнослужащими. А квартиры, находящиеся вне военных городков, начиная с 1996 года, после выхода в свет соответствующего указа президента, передаются в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность. При этом органы местного самоуправления зачастую игнорируют Закон «О статусе военнослужащих», согласно которому силовые структуры имеют право на повторное заселение квартир, освобождаемых за выездом военнослужащих. Так, в 1996-2000 годах только Министерством обороны передано более 150 тысяч квартир, находившихся в федеральной собственности, из которых 38 тысяч повторно заселить не удалось.
     - Что будет сделано по формированию служебного фонда уже в этом году?
     - По состоянию на начало года количество военнослужащих Министерства обороны, нуждающихся в служебных жилых помещениях, составило около 50 тыс. человек. Еще примерно 25 тыс. военнослужащих ждут улучшения жилищных условий. Главный источник формирования фонда служебного жилья, как уже было отмечено, это использование квартир граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков с целью их повторного заселения военнослужащими и придания им статуса служебных. Эта работа организована неудовлетворительно. Увольняемые военнослужащие получают жилье по сертификатам, а надлежащего контроля за использованием освобождаемых ими квартир нет. Мною даны указания о разработке и внедрению в ближайшее время компьютерной системы, позволяющей учитывать использование буквально каждой освобождаемой квартиры.
     В рамках государственного оборонного заказа в 2003 году по собственному плану мы должны получить за счет средств, предусмотренных по разделу «Промышленность, энергетика и строительство», 6,1 тыс. квартир (из них 1,9 тысячи служебных квартир) и по разделу «Военная реформа» - 5,1 тысячи служебных квартир. В рамках реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» фактически получены 152 служебные квартиры (за счет повторного использования освобождаемого жилья) и по сертификатам выпуска 2002 года в первом полугодии с.г. получено еще 789 служебных квартир.
     - Анатолий Владимирович, а сколько всего квартир в этом году будет получено по программе «Государственные жилищные сертификаты»?
     - За счет завершения реализации ГЖС выпуска 2002 года планируется получить 2,2 тыс. квартир и за счет ГЖС 2003 года – 5,7 тысячи. Таким образом, только по этой программе дополнительно будет получено в интересах военнослужащих 7,9 тыс. квартир. В целом программа «Государственные жилищные сертификаты» вносит существенный вклад в обеспечение жильем увольняемых военнослужащих. Так, с начала ее реализации приобрели жилье по избранному месту жительства около 44 тысячи семей увольняемых по плану военной реформы в запас военнослужащих. С целью повышения реализуемости программы при нашем непосредственном участии правительство разработало и приняло ряд мер по совершенствованию ее нормативной правовой базы.
     Не затрагивая всех аспектов этой проблемы, отмечу лишь, что в настоящее время в соответствии с постановлением правительства подготовлен новый проект федеральной целевой программы обеспечения в 2004 – 2010 гг. жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, посредством ГЖС.
     - Расскажите, как идет работа над созданием накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих.
     - Напомню, что переход к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих определен «Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», утвержденными Президентом Российской Федерации 17 августа 2002 г. В настоящее время разработаны и правительством одобрены основные положения концепции функционирования такой системы. Действие накопительной системы будет распространяться на военнослужащих, заключивших первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2004 года, которым на весь период службы в соответствии с законодательством предоставляются служебные жилые помещения.
     Сумма выплачиваемых военнослужащему накапливаемых средств должна обеспечить реализацию его права на приобретение жилья с учетом численного состава семьи, права на дополнительную площадь, а также с учетом выслуги лет. Источником финансирования накопительной системы должны стать средства федерального бюджета и доходы от инвестиционной деятельности. В ближайшее время потребуется разработка и принятие соответствующего федерального закона, устанавливающего организационные, правовые и финансовые основы ее реализации, а также принятие нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
     Переход к накопительной системе – одна из основных социальных составляющих реформирования и строительства Вооруженных Сил. Наряду с созданием фонда служебных жилых помещений она определяет перспективы их развития и будет являться существенным фактором для перехода к профессиональной армии. Это позволит создать военнослужащим необходимые жилищные условия во время прохождения военной службы и гарантированно обеспечить жильем после ее окончания.
     - Еще одна важнейшая проблема - создание условий, необходимых для размещения личного состава соединений и воинских частей постоянной боевой готовности, переводимых на комплектование по контракту. Насколько масштабна эта задача для военных строителей?
     – Назову только несколько цифр. Всего для осуществления программы Министерству обороны планируется выделить 68,4 млрд. рублей, из них на капитальное строительство - около 24,3 млрд. рублей (в том числе по Сухопутным войскам – 20,2 млрд. рублей, ВДВ – 3,5 млрд. рублей и ВМФ – 0,6 млрд. рублей). За счет указанных средств предполагается осуществить проектирование и строительство более одной тысячи зданий и сооружений. В 2003 году на проектно-изыскательские работы предполагается направить около 300 млн. рублей, на 2004 год наряду с проектированием будет развернуто строительство объектов служебно-казарменных зон военных городков с планом капитальных вложений в размере более 5,9 млрд. рублей. Выводы делайте сами. Добавлю, что к началу нового учебного года нами будет полностью выполнен объем работ в 76-й воздушно-десантной дивизии, дислоцированной в Пскове, где эта работа началась, как известно, раньше, в порядке эксперимента.
     - Анатолий Владимирович, хочу задать последний вопрос по жилищному «блоку»: какие еще резервы вы видите в решении квартирного вопроса в армии и на флоте?
     - Весьма перспективной видится возможность использования высвобождаемых военных городков, земельных участков для реализации инвестиционных проектов с максимальной выгодой для Министерства обороны. В этом случае мы не только можем получить новые фонды для размещения личного состава, техники и вооружения, объекты социально-культурного назначения, но и в значительной степени решить жилищную проблему военнослужащих. Практика работы в крупных городах, в первую очередь в Москве, показывает, что только за счет использования земельных участков можно получить как минимум, 30 процентов построенного на них жилья.
     Заказчики строительства уже не первый год самостоятельно привлекают средства инвесторов по данному вопросу. Однако системной работы в целом по Министерству обороны не было. Дано поручение соответствующим структурам уже в этом месяце составить перечень используемых не по назначению зданий и сооружений, а также земельных участков. Полученные материалы будут обобщены и доложены министру обороны для утверждения и последующей реализации через инвестиционные контракты. Наряду с этим до 1 октября будет разработан порядок оформления и реализации инвестиционных контрактов. Но это не снимает ответственности с заказчиков строительства за реализацию уже заключенных контрактов и получения по ним жилой площади.
     - Анатолий Владимирович, не могли бы вы остановиться на второй важнейшей составляющей работы строительно-квартирных органов – содержании имеющихся на балансе Минобороны зданий и сооружений и, в частности, на ходе подготовки их к эксплуатации в зимних условиях?
     - В настоящее время в Вооруженных Силах эксплуатируется около 190 тыс. зданий и сооружений. Небольшая часть из них находится на консервации, более 20 тысяч подлежит списанию, реализации и передаче другим министерствам и ведомствам, а также в муниципальную собственность. Тем не менее хозяйство огромное и ежегодно требует немалых капиталовложений и трудозатрат. Следует учитывать, что более половины фонда эксплуатируется свыше 20 лет и требует выборочного капитального ремонта. Около трети зданий и сооружений - в ветхом и аварийном состоянии из-за длительного срока эксплуатации. Поэтому важно при дефиците финансовых средств направлять выделяемые материальные ресурсы именно на те объекты, которые требуют ремонта в первоочередном порядке и непосредственно влияют на эксплуатацию всего фонда военных городков.
     Учитывая обстоятельства, связанные с техническим состоянием фондов и ростом тарифов на их содержание, ежегодные потребности в квартирно-эксплуатационных расходах по объективным причинам постоянно растут. Если в 2000-2001 эксплуатационных годах Министерству обороны выделялось на эти цели порядка 10,0 млрд. рублей, то фактические назначения на текущий год составляют уже 24,7 млрд. рублей. При этом расходы на оплату основных топливно-энергетических ресурсов и водоснабжения относительно близки по объемам к обоснованной потребности (на уровне 70 и выше процентов). Неудовлетворительно до настоящего времени финансируются потребности войск в поставках общевойсковой мебели, затраты на оформление правоустанавливающих документов на земельные участки, техническую паспортизацию зданий и сооружений, затраты на экологические и природоохранные мероприятия, а также текущий ремонт фонда и др.
     Если говорить о подготовке к зиме, то общая готовность зданий и сооружений, непосредственно обеспечивающих зимнюю эксплуатацию, составляла на 1 июля 24,9 процента. В первом полугодии не лучшим образом была организована работа в Дальневосточном и Приволжско-Уральском военных округах, а также в Космических войсках. За первый месяц второго полугодия сделано немало, но успокаиваться рано: для нас отопительный сезон – жесткий экзамен. От того, как мы его проведем, зависит оценка деятельности всего военно-строительного комплекса.
     

     
Приказ

     
министра обороны Российской Федерации

     
№ 275

     Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры, работники и ветераны военно-строительных частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации!
     10 августа 2003 г. в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День строителя!
     Военно-строительные части и организации на протяжении всей своей истории могут служить образцом трудолюбия, стойкости и мужества. Это проявилось и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, и при оказании помощи пострадавшим во время стихийных бедствий, аварий и катастроф. Их постоянным трудом обустраиваются войска. Возводятся уникальные объекты боевого и специального назначений, восстанавливается мирная жизнь в Чеченской Республике.
     В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие и гражданский персонал воинских частей и организаций строительства и расквартирования войск с высокой ответственностью решают задачи, поставленные перед Вооруженными Силами Российской Федерации, по созданию и поддержанию сложной инфраструктуры военных гарнизонов, наращиванию темпов ввода в строй жилья для военнослужащих, вносят значительный вклад в укрепление экономического и оборонного потенциала нашей страны.
     Сердечно поздравляю военнослужащих, гражданский персонал, ветеранов военно-строительных частей и организаций с Днем строителя!
     Желаю вам доброго здоровья, счастья, благополучия, оптимизма, успехов в труде на благо нашей Родины – Российской Федерации!
     

     Министр обороны Российской Федерации С. Иванов.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100