на главную страницу

12 Августа 2003 года

Читательская почта

Вторник

Слава у нас общая

Майор в отставке Виктор СУЗИКОВ, бывший бортинженер-инструктор.



     Перед нашим профессиональным праздником мне хочется напомнить всем о техниках, механиках, инженерах. В свое время дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Попков писал о них так: «Я низко кланяюсь тем, кто ковал наши воздушные победы на земле. Без техников и механиков, чьими заботливыми руками готовились самолеты к полетам, мы никогда бы не стали героями неба». В этих словах – сущая правда.
     За мою долголетнюю летную работу бортинженером чего только не случалось. Но один эпизод запомнился на всю жизнь. 16 февраля 1968 г. мы пошли на максимальную продолжительность полета с дозаправкой в воздухе 35 тоннами топлива туда и 25 тоннами обратно. Полет по маршруту пос. Чаган Семипалатинской обл. — Тихий океан и обратно с посадкой на своем аэродроме. Согласно инженерно-штурманскому расчету продолжительность полета — 26 часов. После взлета, в наборе высоты, стрелок доложил, что из выхлопной трубы третьего двигателя сильно сыплются искры. На борту я был бортинженером-инструктором. По приборам двигатель работает нормально. Командир спрашивает: «Бортинженер! Что будем делать?» Я говорю: «Командир! Разреши прибрать режим двигателя на 10 по УПРТ». Прибрали. «Искры по-прежнему сыплются, но их меньше», - докладывает стрелок. А у меня крутится мысль: скажи командиру, что надо прекращать выполнение задания, снижаться, сливать аварийно топливо (а топлива – под пробки) и садиться. А вдруг все нормально (такие случаи бывали), что тогда будет? После набора высоты и уборки режима двигателей искры исчезли. Все успокоилось, а я весь полет – более 25 часов — сидел как на иголках. После посадки весь летный экипаж ушел в штаб, а я предлагаю старшему технику самолета: «Проверь лопатки турбины третьего двигателя». Он залез в выхлопную трубу и говорит: «Одной лопатки 6-й (последней) ступени турбины нет». Когда в этом убедился я сам, холодок по спине прошел. Но задание было выполнено.
     Я знал многих прекрасных бортинженеров: Виталий Николаевич Волков, Алексей Михайлович Гейко, всех не перечислить. А вот бортинженеров-инструкторов хотелось бы: Могильченко Николай Маркович, Соловьев Николай Михайлович, Коновальчук Иван Демьянович (в дальнейшем вырос до заместителя командира по ИАС, не имея высшего образования), Гулый Виктор Никитович (в дальнейшем вырос до командира авиационной базы, тоже без высшего образования). Бортинженер Сухов Юрий Васильевич стал главным инженером дальней авиации по эксплуатации самолетов и двигателей, а Шельдяшов Александр Петрович – первым заместителем начальника ИАС этой же авиации.
     Я любил свою профессию. Ее же выбрали и два моих сына. Журналистам мой совет: если вам придется беседовать с летчиком, то непременно спросите: а кто готовил ему самолет к полету? И пусть летчик рядом с собой поставит этого человека, славы у него не убудет, а уважения прибавится.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100