на главную страницу

12 Августа 2003 года

Армия сегодня

Вторник

На «Ордынке» - летная погода

Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



     В один из дней мы совершенно случайно встретились на Дворцовой площади возле штаба ВВС с полковником Александром Волковым - командиром авиационного полка, дислоцирующегося на авиабазе Сиверская. Официальный позывной - «Ордынка». С этим полком я поддерживаю дружеские отношения более двадцати лет, неоднократно рассказывал в «Красной звезде» о тревогах и надеждах «Ордынки», но в последнее время обстоятельства складывались так, что в течение года ни разу не удалось побывать у фронтовых авиаторов.
     Встрече с Волковым, естественно, обрадовался. Разговорились. Помню, год назад командира больше всего тревожило будущее полка. Один за другим уходили в запас опытные пилоты, имеющие право летать в роли инструкторов. Нужно было без раскачки вводить в строй молодое пополнение, а возможности такие отсутствовали: не хватало запчастей для самолетов, не хватало горючего, полеты планировались раз в месяц в лучшем случае.
     - Изменилась ли за минувший год обстановка? - поинтересовался я.
     - Изменилась, - улыбнулся командир, - есть перемены к лучшему. Летаем каждую неделю, нередко по два-три раза.
     - Молодежь летает?
     - Летает. Приезжайте, познакомлю вас с хорошими ребятами.
     - Так ведь дождь, - кивнул я на серое моросящее небо.
     - Приезжайте, на «Ордынке» теперь - летная погода.
     И вот я в знакомом авиагородке. Полеты прошли накануне, и мы не спеша ведем заинтересованный разговор с молодыми пилотами в одном из классов предварительной подготовки. Эту четверку командир определил для встречи с корреспондентом как наиболее успешно осваивающую программу подготовки на получение классности. Хочу сразу сказать, что молодые летчики понравились мне: живые, влюбленные в небо, готовые летать хоть каждый день...
     «Шесть-тридцать - запуск!» - это позывной старшего лейтенанта Алексея Сартакова. Минувшим летным днем у него было несложное задание в плановой таблице: пилотаж в зоне на средних и больших высотах. Виражи, горки, развороты, пикирование и кабрирование. Для него несложно, но летает-то без инструктора, с молодым штурманом старшим лейтенантом Александром Евсеевым. А это уже доверие, право на самостоятельные решения, возможность самому оценивать наработанные навыки и чистоту пилотирования. Это уже серьезная ступенька на пути самоутверждения личности пилота.
     Он родился в Барнауле в самом конце 1977 года. Убежденно утверждает, что любовью к авиации заболел с тех пор, как помнит себя. Домик, где проходило его детство, стоял на границе пилотажной зоны городского аэроклуба, и над ним чуть ли не каждый погожий день в небе «кувыркались» спортивные самолеты. Какое мальчишеское сердце не дрогнет: «Если другие так умеют, почему бы и мне не попробовать?»
     Окончив девять классов, Алеша Сартаков поступает в Барнаульскую спецшколу с первоначальным летным обучением. Казарменное положение, военная форма с голубыми лампасами, выход в город только с увольнительной запиской. Зато все время рядом с самолетами, а на втором году обучения уже и в небо стали подниматься на спортивном Як-52. К тому же спецшкола давала еще и льготы при поступлении в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Хорошее было училище, но, к сожалению, его уже нет. Учебу Алексей Сартаков оканчивал в Армавирском авиационном институте.
     О Сиверском гарнизоне был наслышан от инструкторов и бывших выпускников, а потому, пользуясь правом красного диплома, попросил направить для прохождения дальнейшей службы именно сюда. Увы, двухтысячный год был не лучшим для полка, и ожидание полетов затянулось на все 360 дней. «Летал» в основном на тренажере да еще во сне.
     Часто вспоминал своих инструкторов, которые выводили его в небо и вооружали первейшими авиационными заповедями.
     - Время нынче трудное, - предупреждал майор Олег Андрущук, - летать не всегда будет возможность. Но если ты летчик, свою готовность к полетам поддерживай любыми способами.
     - Терпение и труд, - вторил ему майор Степан Анфиногенов, - все перетрут. Уметь ждать и терпеть - тоже наука.
     Уже в 2001 году он дождался своего часа. Как только в полку появилась возможность расширить список летающих летчиков, Сартаков попал в плановую таблицу одним из первых.
     Старший лейтенант Виталий Гараськов пришел на встречу с годовалой дочерью. Темноглазая, серьезная, очень похожая на отца Леночка соскользнула с отцовских колен и сосредоточила свое внимание на маленькой модели Су-24. «Тоже будет летать», - подумалось невольно. Ребенок в авиационном классе как-то сразу настроил на разговор о проблемах быта молодых летчиков. Конечно, полеты - главное дело жизни. Им подчинено все остальное. Небо не терпит отвлеченных мыслей, оно забирает пилота целиком, требует наивысшей сосредоточенности и напряжения, потому что поток информации в полете непрерывен и плотен, а времени на его обработку при современных скоростях - мгновения. Чтобы уменьшить перегрузки в воздухе, летчика надо максимально освобождать от перегрузок на земле.
     А как освободишь, если офицера ежедневно и ежечасно «держит за горло» неустроенный быт. Поднаем жилья забирает половину денежного довольствия. Как жить молодой семье на оставшиеся две тысячи? Жена Гараськова - педагог с высшим образованием, но свободных ставок в местной школе нет, а без приработка семейный бюджет трещит по швам. Придется работать не по специальности. Опять же проблема с ребенком. Сегодня у Виталия Гараськова свободный день, и он может побыть с Леночкой. В другие дни надо нанимать нянечку. Опять расходы. Будь у офицера своя квартира, достойная зарплата да еще детские ясли в гарнизоне - вот и сняты земные перегрузки: лети, пилот, охраняй небо Родины, страна позаботилась о своем защитнике...
     Только после таких мечтаний хочется крикнуть: «Ау, страна! Слышишь ли ты своих верных сыновей? Знаешь ли, как им сегодня служится? Понимаешь ли, что значит для военного летчика стоять двухсотым в очереди на жилье?»
     Но военному человеку жаловаться на тяготы армейской службы по уставу не положено, еще счастье, что вот летать появилась возможность. Значит, мечта о небе живет и здравствует. А о том, как она пришла к Виталию Гараськову, он вспоминает живо и с улыбкой:
     - Родился я в Праге в семье военнослужащего. Затем служил в Венгрии, в Краснодарском крае. В Алма-Ате нашему классу устроили экскурсию на авиаремонтный завод. Залез я там в кабину МиГ-29, посмотрел на приборы, за ручку подержался, представил себя на этом самолете в воздухе и почувствовал: это мое! Все сделаю, чтобы летать!
     Потом было училище, 115 часов налета на Л-39, 12 - на МиГ-29, переучивание в Липецком центре на Су-24М и уже в июле 2001 года он начал шаг за шагом осваивать программу подготовки к сдаче на классность. Минувшим летным днем ему было запланировано два вылета. Первый - в зону с инструктором. Правое сиденье занимал заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Николай Ерылкин. Пилот высококлассный, как говорят, от Бога. Были ли замечания? А как же без них? Инструктор - не только контролер, он главным образом учитель. Даже если все чистенько выполнишь, он все равно найдет, что посоветовать молодому летчику. А второй вылет был уже самостоятельным.
     ...У капитана Александра Пензева в этот раз был достаточно ответственный полет: пилотаж в зоне по приборам «под шторкой». Это одна из ступенек подготовки летчика к полетам в сложных метеоусловиях и в ночное время. Об особенностях такого полета офицер рассказывал сосредоточенно и серьезно, на его лице и тени улыбки не промелькнуло. Кто штурман? Старший лейтенант Алексей Цыганов, очень надежный штурман, грамотный, ответственный. Но в этот раз Пензев летал с инструктором - подполковником Ерылкиным. Как прошел полет? Инструктор сказал «нормально»...
     Он родился и учился в городе Кропоткине, что на Кубани. После восьмилетки подался в Ейскую спецшколу с первоначальной летной подготовкой. Осталось незабываемое ощущение от первых полетов на спортивном Як-52. Немного, всего 25 часов, провел в воздухе на этом самолете. И высота полета небольшая. Но это была первая высота, которую юноша взял самостоятельно. И она не только позвала, но и открыла дорогу к новым высотам.
     Следующим шагом стало Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, знаменитая «Кача», через которую прошли десятки летчиков - будущих Героев Советского Союза, знаменитых испытателей, прославивших свою страну, авиационных генералов. Увы, и эта скала не устояла в реформаторском шторме. Училище было закрыто и расформировано, доучивался курсант Пензев уже в Армавирском авиационном институте. В Сиверскую прибыл с налетом в сто часов на Л-39.
     Спустя год ему дали несколько пробных вылетов. С инструктором, естественно. Сам командир проверял и, разглядев нечто перспективное в парне, через некоторое время послал его в числе четырех молодых летчиков в Армавир, чтобы там еще полетать на учебном Л-39, чтобы поддержать не только летную практику, но и веру в себя, настроение начинающего пилота.
     - За этот год мы ввели в строй одиннадцать молодых офицеров, - говорит полковник Александр Волков. - Это одиннадцать наших надежд. Пензев среди них - в числе наиболее обещающих летчиков.
     ...АндреЯ Стецко называть молодым пилотом как-то вроде уже не с руки: майор, заместитель командира эскадрильи по воспитательной работе, училище окончил в 1995 году. В былые времена военные летчики за восемь лет офицерской службы становились первоклассными специалистами. Я даже командиров полков знавал в тридцатилетнем возрасте. Но Стецко на судьбу не гневается - могло быть и хуже. В полку сегодня есть майоры, которые после выпуска из училища так ни разу и не слетали самостоятельно на боевом самолете. И уже не слетают. Поезд ушел. Могло и с ним что-то похожее случиться.
     - Такое произошло в основном с теми, - комментирует командир, - кто, столкнувшись с первыми трудностями, опустил руки и смирился с судьбой. А Стецко рвался в небо, не представлял свою службу без полетов. Как только увидит меня, сразу напоминает: «Когда же мне спланируете вылет?» Терпеливо ждал своего часа, постоянно поддерживал готовность к полетам. И был вознагражден: уже имеет 3-й класс, назначен на высокую должность.
     Любовь к авиации пришла к нему исподволь, словно подкралась. Первое зернышко бросил старший брат, который после суворовского военного училища пошел служить срочную, потому что ему отказали в учебе на летчика. А вот связавший свою жизнь с военными самолетами двоюродный брат открытым текстом посоветовал: иди в авиационное училище, не пожалеешь. Приводил аргументы, занимательно рассказывал о своей службе. И к завершению учебы в школе Стецко «созрел». Послал документы в Оренбургское высшее военное авиационное училище и... срезался, не добрал одного балла на вступительных экзаменах. А год уже был призывным. Срочную начал в подмосковном Ногинске. Служил весело и добросовестно. А потому по первой просьбе был отпущен командованием для поступления в то же самое Оренбургское авиационное. Через два года училище было расформировано, и доучивался Стецко уже в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков. После выпуска еще год переучивался летать на Су-24. В Сиверскую прибыл в 1996 году. Наверное, в самом трудном для полка фронтовой авиации. Керосинчик тогда отпускали, как говорят пилоты, только для «поддержания штанов»: летал командный состав, чтобы сохранить право на инструкторские полеты. Молодежь лишь с завистью смотрела в небо.
     Андрея Стецко допустили к полетам спустя год, хотя какие это полеты - слезы. В девяносто восьмом - пять вылетов, в девяносто девятом - три, а в двухтысячном - всего один. В следующем году комэск майор Сергей Волков взялся за новичка поосновательнее. И уже в 2002 году подвел Стецко к испытаниям на 3-й класс. В минувший летний день он со штурманом майором Михаилом Никитиным выполнял на полигоне бомбометание. Экипаж получил хорошую оценку. В следующий раз подобную задачу Стецко будет решать уже в сложных метеоусловиях.
     - Приезжайте через неделю, - пригласил полковник Волков, когда я покидал полк. - Будем осваивать парашютные прыжки: сбор у нас планируется. Или вот выбросим группу летчиков в темный лес на выживание, этому тоже надо учиться...
     Прощаясь, грустно вздохнул: «Нам бы запчастей к самолетам побольше, особенно колес. Да еще с техниками самолетов проблема обостряется, уходят молодые специалисты из армии, не могут свести концы с концами. «На гражданке» у них зарплата на порядок выше. Но пока выкручиваемся, летаем. И надежды, что завтра будет лучше, чем вчера, не теряем».
     На снимке: (слева направо) А. Стецко, В. Гараськов, А. Сартаков.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100