на главную страницу

12 Августа 2003 года

Армия сегодня

Вторник

Поделись-ка, танкер, керосинчиком

Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда».



     При дозаправке самолета в воздухе бывали случаи, когда шланг, по которому перекачивали топливо, обрывался. На больших скоростях УПАЗ (унифицированный подвижный агрегат заправки) не успевал подматывать шланг, происходил как бы «хлыст», и шланг, цепляясь за антенну, обрывался. Топливо начинало хлестать на дозаправляемый самолет, а это угроза залить двигатель и вызвать помпаж (остановку). Поэтому в такой ситуации все решают секунды, мгновенная реакция. Сразу же, заметив беду, «проваливаешься» под топливозаправщик, уходишь в сторону, проверяешь работу двигателя. На топливозаправщике это тоже сразу замечают, отключая подачу топлива. Затем, если все нормально, делаешь второй заход, уже с другой стороны Ил-78.
     В служебной биографии полковника Георгия Беседина было немало и более острых ситуаций. Всегда выходил из них достойно. Сегодня он – заслуженный военный штурман РФ, главный штурман авиации и войск ПВО воздушной армии, дислоцированной в Сибири и Забайкалье. Налет – почти 2 тысячи часов. После окончания Челябинского военного училища служить довелось в Казахстане, на Украине, в Южной группе войск, Забайкалье, на Дальнем Востоке. Сейчас обосновался в Новосибирске. Окончил Военно-воздушную академию имени Ю. Гагарина, награжден орденами «За службу в Вооруженных Силах СССР» III степени и «За военные заслуги». Первый орден получил еще в начале 80-х годов за освоение новой техники. Тогда их бомбардировочный авиаполк на Су-24М как раз и привлекли для отработки новой технологии дозаправки топливом в воздухе.
     - На полк была возложена задача – впервые отработать дозаправку от танкера Ил-78 не одиночных самолетов, а нескольких групп. Днем, ночью, в сложных метеоусловиях. Дозаправка одиночных самолетов уже была отработана давно. А вот как организовать процесс для групп? Чтобы зона дозаправки не растягивалась, чтобы подходили самолеты сразу парами, звеньями. Как в этих условиях обеспечить безопасность полетов, разэшелонирование, отходы? Приходилось действовать и в облаках, ночью. Вообще ночная дозаправка практически не отличается от обычной. Танкер освещен, у него есть специальные огни для дозаправки, у нас, на Су-24, – тоже. Сложность для штурмана заключалась в том, чтобы найти танкер и выйти на него, организовать встречу. У нас есть специальный «режим встречи», когда определяешь курсовой угол и дальность до танкера. А ночью, особенно в простых метеоусловиях, когда на небе яркие звезды, можно на дальности в 30 километров обнаружить проблески маяка. Бывали случаи, когда звездочку поярче увидишь и несешься на нее. Потом смотришь по приборам – нет, совсем не то (Георгий смеется).
     Дозаправка идет, как правило, на скорости около 700 километров в час, на высоте от 2 до 7 тысяч километров. Длительность процесса зависит от того, сколько топлива необходимо перекачать, 2 минуты – на подход, для того чтобы занять исходное положение. 10-12 минут идет перекачка со скоростью 1 тонна в минуту. Потом – отход. Самое же сложное – попасть в конус, которым крепится шланг на заправляемом самолете. По инструкции вроде бы все ясно, но пока несколько раз не попробуешь на практике, все так и останется теорией.
     О многом еще может рассказать полковник Беседин. К примеру, о том, как приходилось на собственном опыте для выработки рекомендаций по действиям военных авиаторов изучать психологическое состояние экипажа самолета, который подходит на дозаправку с минимальным запасом топлива. То есть если сейчас вот не заправишься – придется катапультироваться. Третьего не дано. Представьте, какие психологические нагрузки испытывает летчик. Но об этом Георгий Федорович пообещал подробнее рассказать когда-нибудь попозже: сразу же после Дня ВВС в воздушной армии начинается учение, и дел у главного штурмана невпроворот.
     На снимке: дозаправка в воздухе.Фото из архива полковника Георгия Беседина.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100