Кто он, этот человек, которого после тяжелого ранения в воздушном бою 9 мая 1943 года без сознания вытащили багром из моря? Человек, добившийся после госпиталя разрешения летать на бомбардировщиках (торпедоносцах) А-20G, «Бостонах», а не на тихоходных самолетах, как ему пророчили врачи?
Это Валентин Григорьевич Рог, ныне генерал-майор авиации в отставке, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России. Крупный научный деятель в области оперативного искусства, применения Военно-воздушных сил. Кавалер многих боевых орденов...
Сын кустаря-сапожника и крестьянки, он уже в 12 лет стал бредить авиацией, перечитав в районной библиотеке практически все, что касалось авиации. За три месяца до окончания школы Валентин подал заявление о приеме в школу морских летчиков, расположенную в Николаеве. Так и не получив ответа, он едет в Ленинград и поступает в Политехнический институт.
Когда вызов в летную школу все же приходит, Валя возвращается в Николаев и после жесткого отбора (на одно место претендовали 16 кандидатов) оказывается в числе 120 поступивших. Два года летного обучения промчались быстро. По окончании училища за особые достижения и прилежность Валентину присвоили звание старшего сержанта (другие уходили в войска сержантами). На 22 июня 1941 года был намечен выпуск, но...
Уже в первый день войны
18-летнего летчика включили в состав дежурного звена. Валентин Рог участвовал в обороне Кавказа, выполняя боевые задания на гидросамолете МБК-2. Летом 1942 года старший сержант Валентин Рог в составе группы летчиков морской авиации сражался на Сталинградском фронте. Его задачей было нанесение точечных кинжальных ударов по артиллерии, резервам, скоплению автомашин противника.
После тяжелого ранения в 1943 году Валентин Рог не только выжил, но и продолжал воевать на «Бостонах», еще 13 раз осуществлял бомбометания топмачтовым способом на коммуникациях Севастополь – восточные базы и порты Румынии и Болгарии при освобождении Крыма и Севастополя. Не все сегодня знают, что значит «топмачтовое бомбометание». Суть его в том, что экипаж атакующего самолета для более точного бомбометания сближался с кораблем противника на высоте 10 - 15 метров при максимальной скорости полета. Риск был огромным. Погибнуть было легко как от массированного огня зениток атакуемого корабля, так и от осколков собственной бомбы.
точными бомбовыми ударами - лично и в группе - Валентин Рог потопил восемь транспортов и кораблей охранения из состава конвоев. На дно ушли сотни единиц боевой техники и оружия.
...После окончания Великой Отечественной войны Валентин Рог окончил в Ленинграде старейшие в русском Военно-морском флоте высшие офицерские классы с отличием. Затем была служба в Крыму, Казахстане, на Балтике, учеба в Военно-воздушной академии.
Окончив академию с золотой медалью, Рог проходит штабную школу в авиаполку, соединении, объединении. Затем его ждала преподавательская работа в Военно-воздушной академии и Военной академии Генерального штаба. Более 40 лет обучает он военному искусству своих питомцев, которым было суждено стать командирами высокого ранга, военачальниками.
За разработку главы «Завоевание господства в воздухе» в капитальном труде «Фронтовые операции в современной войне» доктор военных наук генерал-майор Рог был удостоен премии имени М.В. Фрунзе. Его монография «Разгром авианосных группировок противника на океанских ТВД силами дальней авиации и авиации флотов» (1966 год) была положена в основу применения дальней авиации по авианосным группировкам. Всего же им подготовлено более 500 научных трудов, многие из его предложений были реализованы на практике или воплощаются в жизнь сегодня. Такие труды, как «Военная реформа и условия ее проведения. Преобразование ВВС и Войск ПВО в вид Вооруженных Сил – Военно-воздушные силы», «О роли Военно-воздушных сил в вооруженной борьбе и обеспечении национальной безопасности» и многие другие с большим интересом восприняты специалистами, всеми, для кого авиация стала судьбой.
Валентин Григорьевич участвовал в разработке проектов многих федеральных законов, которые, я надеюсь, будут непременно востребованы. Фронтовой летчик все еще в строю, по-прежнему сражается за то, чтобы Россия оставалась ведущей авиационной державой мира.