на главную страницу

12 Августа 2003 года

Планета людей

Вторник

В Тбилиси снова «штормит»

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



     Во время шторма от морской болезни больше других страдают те, кто слишком мало плавал. В государстве морская болезнь тоже дает о себе знать, выводя из равновесия не самых бывалых членов команды, наделенной властными полномочиями...
     Тот факт, что грузинское государство «штормит» уже не первый год, мало у кого вызывает сомнения. Но вместо слаженной и четкой борьбы за устойчивость государственного «корабля» (за искоренение коррупции, метастазы которой поразили все сферы грузинского общества, за восстановление экономики и нормальных, человеческих условий жизни для населения) президентская команда всеми силами стремится направить внимание «пассажиров» (то есть народа) в другую сторону. На этот раз официальный Тбилиси пытается сфокусировать общественное мнение на морском пространстве, прилегающем к республике. Сначала поводом к этому стал рейс по маршруту «Сухуми – Сочи – Сухуми», выполненный 26 июля пассажирским теплоходом «Вега-1» под флагом Боливии. МИД Грузии распространило заявление, в котором обвинил Россию в нарушении международного права и принципов добрососедства между двумя государствами.
     С правовой точки зрения претензии грузинской стороны безосновательны, поскольку теплоход под боливийским флагом при заходе в Сочи обладал всеми документами, предусмотренными действующими международными конвенциями, причем документы эти были оформлены надлежащим образом. Поступившая российской стороне нота протеста МИД Грузии неверна и по факту, поскольку в ней говорится о судне «под флагом несуществующего государства». О том, что Боливия существует и обладает всеми атрибутами государственной символики, включая флаг, в грузинском внешнеполитическом ведомстве вроде бы должны знать...
     В этой связи хотелось бы подчеркнуть следующее. Грузия обладала и всегда будет обладать преимуществом своего местоположения на перекрестке закавказских дорог. Следовательно, для грузинского руководства во все времена вроде бы должно быть очевидным, что именно от бесперебойной работы транспортных магистралей зависит состояние дел в экономике страны и уровень жизни собственного народа. Поэтому восстановление транспортного сообщения на суше и на море между любыми грузинскими и российскими регионами, вне всякого сомнения, есть благо для людей, проживающих там. Однако в Тбилиси, получается, благополучия для многих своих регионов как раз и не желают. Наоборот, хотят, чтобы корабли не заходили в Сухуми вообще (и как можно реже швартовались в Батуми).
     Для реализации этих планов Тбилиси на американские деньги реформирует структуры госдепартамента по охране границы. Грузинские силы береговой охраны уже неоднократно перехватывали суда, следующие в Абхазию, и под предлогом их проверки на предмет транзита боевиков, наркотиков, оружия и контрабанды заставляли следовать на таможенный досмотр в Поти. По всей видимости, грузинская сторона за счет усиления службы береговой охраны планирует обеспечить возможность принудительной доставки в потийский порт каждого судна, следующего в Сухуми.
     Абхазскую сторону морская блокада не устраивает. В ответ на активизацию грузинской стороны на море Абхазия, по словам министра обороны этой непризнанной республики Вячеслава Эшбы, в настоящее время активно занимается укреплением береговой охраны и своих морских коммуникаций, в том числе вооружая для этого и гражданские суда. Ими будут усилены ВМС Абхазии, которые сейчас включают в себя базирующиеся в Сухуми, Пицунде и Очамчире патрульные катера «Гриф» и оснащенные артсистемами прогулочные катера, а также батареи береговой артиллерии. Кроме того, как сообщил Эшба, «в ближайшее время на всем протяжении контролируемого республикой морского участка границы будут введены в строй современные системы наблюдения за морем и обнаружения целей, которые приобретены за пределами республики и усовершенствованы местными научными центрами с учетом специфики задач».
     К чему может привести эскалация напряжения в отношениях между Сухуми и Тбилиси на море? Эшба недвусмысленно заявил, что «попытки перекрыть акваторию для Абхазии, применить силу против военных или коммерческих кораблей завершатся войной». К сожалению, надо признать, что предположение-предостережение Эшбы не лишено оснований. Однако прежде чем открывать пальбу на море, не мешало бы вспомнить, к чему привела война на суше. И задуматься о том, что вместе с 90-ми годами прошло время разбрасывать закавказские камни. Настала пора спокойно и вдумчиво их собирать. Россия этому готова способствовать.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100