на главную страницу

13 Августа 2003 года

Армия и общество

Среда

Без «ефрейторских зазоров»

Беседу вел Олег ВЕРШИНИН.Дальневосточный военный округ.



Исполнилось 85 лет окружному учебному центру Дальневосточного военного округа. На протяжении нескольких десятилетий он является одним из передовых в ДВО и Вооруженных Силах. Об учебно-боевых буднях центра рассказывает начальник ОУЦ ДВО полковник Андрей ЧЕЧЕВАТОВ.

     
– Роль ОУЦ особенно возросла в последнее время. Сегодня России требуется мобильная и одновременно мощная армия, способная решать боевые задачи высокой степени сложности. Для этого необходимы хорошо подготовленные младшие специалисты. В мирное время сержанты являются незаменимыми помощниками офицера в индивидуальной подготовке солдат, в поддержании дисциплины в подразделениях. На поле боя они руководят не только экипажами и отделениями, но в отдельных случаях и целыми подразделениями. Именно поэтому командующий войсками округа генерал армии Юрий Якубов требует повышенного внимания к данной категории военнослужащих.
     
– Андрей Викторович, за последний год в организации боевой учебы ОУЦ произошли значительные перемены…
     
- Они произошли и во всей армии. Впрочем, не буду спорить, мы находимся в более выигрышном положении. Окружной учебный центр является соединением окружного подчинения, начальство постоянно в курсе наших проблем. Мы, наверное, единственное или, скажем так, одно из немногих в ДВО соединений, обеспеченных на 100 процентов ГСМ, боеприпасами, другими материальными средствами. Однако это внимание накладывает и повышенную ответственность. При таком отношении к нам стыдно подводить руководство.
     
– Многие офицеры говорят, что с вашим назначением на должность их служба изменилась в лучшую сторону...
     
– Ни один порядочный командир, пока он не создаст хороших условий для своих подчиненных, не может от них требовать максимальной самоотдачи. Хозяйственные вопросы порой кажутся обыденными, незначительными. Но решать их необходимо. Когда я пришел в соединение, первым делом обратил внимание на места несения службы. В армии служба организована так, что офицеры должны находиться в одном и том же помещении практически постоянно – 24 часа в сутки. Но о какой, скажите, службе может идти речь, когда военнослужащий заходит в комнату и через несколько минут ему хочется оттуда бежать без оглядки? Сделали ремонт. Мало того, дежурным теперь готовят по специальному меню отдельные повара. Ассортимент продуктов улучшен. Почему? Службу несут зачастую немолодые офицеры. Некоторые из них уже имеют хронические заболевания. Теперь они получили возможность не задумываться об условиях службы во время суточных дежурств, сосредоточиться на исполнении непосредственных обязанностей.
     Я не могу сказать, что работа с личным составом строится у меня на каких-то сверхоригинальных методах. Просто стараюсь относиться к людям по совести и требую от них выполнения, в первую очередь, функциональных обязанностей. Скажем, когда я пришел в соединение и отменил вечерние совещания, некоторые командиры чуть ли не запаниковали! У них в голове не укладывалось, как будет работать командир дивизии, не собирая ежевечерне весь Волочаевский городок. Но ведь хуже не стало. Наоборот…
     
– А что это за история с «Поединком»?
     
– С повестью Куприна «Поединок» вообще получилось интересно. Дело было как раз накануне весенней проверки, в преддверии, так сказать, строевых смотров. В свое время это произведение было воспринято русскими офицерами как антиармейское. И прочитал я выдержки из «Поединка» командирам частей именно по этой причине. Прошли десятилетия, а мало что изменилось в нашей армии. Взять «ефрейторские зазоры». У нас они до сих пор в моде. Комдив объявляет строевой смотр в 9 утра, командир полка подстраховывается - назначает построение в 8.30, командир батальона, в свою очередь, - в 8.15 и так далее, вплоть до взводного звена. В результате солдаты начинают выходить на плац задолго до положенного времени, стоят более часа. Вместе с ними страдают младшие офицеры. А почему, спрашивается, не объявить общее построение за 10 минут до смотра? Неужели солдаты не выполнят команду? Из-за таких вот «ефрейторских зазоров» и подобных им вещей - половина бед в армии.
     
– Помогло?
     
– В отдельных частях сложности остались. Трудно сломить сложившийся стереотип. Но в основном перемены к лучшему заметны. Раньше офицеры работали без продыха. Сейчас у них появились выходные. В субботу в 13.00 рабочий день у нас практически закончен. В воскресенье он идет только на уровне ответственных офицеров, дежурных сил.
     Не спорю, разъяснять задачи, которые стоят перед командирами, рассказывать о проблемах, которые необходимо решить, надо интересно. Тогда и прок будет. Поэтому на служебных совещаниях стараюсь начать разговор с аналитических выкладок, с вопросов, наиболее актуальных для России и Дальнего Востока. Часто обращаюсь к историческим примерам. Мы читали, например, «Трактат о войне» Сунь-Цзы. Изучали Конфуция и Суворова. Многие офицеры слушали с большим интересом, а самое главное, делали выводы. Ставку на ассоциативную память делаю не случайно. Офицер сейчас стал другим. Он желает служить, но у него очень мало практических навыков. И перед нами стоит задача не только научить его выполнять свои обязанности, но и привить интерес к службе.
     
– Расскажите об офицерах, с которыми приходится работать...
     
– Люди на Дальнем Востоке отличаются выдержкой и сплоченностью, обладают каким-то обостренным чувством справедливости и порядочности. Самой высокой похвалы заслуживает коллектив командиров частей. Например, полковник Павел Жуков сумел сплотить офицеров. Подполковник Сергей Прохоренков старается воспитывать подчиненных в традициях Русской и Советской армий. Мы с ним пытаемся разобраться, что представляло собой раньше Офицерское собрание. Хочу поблагодарить за отличную службу подполковников Андрея Шабалина и Сергея Афонина. За год от этих офицеров я не слышал ни единой жалобы на трудности. Все понимают: мы должны выполнять свою задачу - обеспечивать боеготовность соединения, выпускать специалистов.
     
– В неформальной обстановке проверяющие офицеры из Москвы признавали штаб ОУЦ лучшим в Вооруженных Силах...
     
– Лучшим? На меня обидятся командиры других соединений. Скажу иначе: штаб отвечает всем современным требованиям.
     
– Высокие получаются требования: евроремонт, офисная мебель, аппаратура, компьютерная техника. Неужели нельзя было обойтись чем-нибудь попроще?
     
– Это только на первый взгляд все кажется дорогим. На самом деле ремонт сделан с использованием современных материалов, которые очень долговечны, а потому наиболее приспособлены для воинских частей. Они будут служить минимум 10 лет. Единовременная затрата за это время окупится сторицей. А по поводу всего остального я вам скажу так: если не будем пользоваться современной техникой, просто потеряем связь со временем. Я не считаю персональный компьютер на столе должностного лица роскошью, скорее - персональным помощником. Машина неспособна думать за человека, но может помочь принять решение. Взять, к примеру, процесс принятия решения командиром любого ранга. В ЭВМ можно заложить данные, и она выдаст несколько наиболее приемлемых вариантов развития обстановки в том или ином виде боя. Но решать, каким планом руководствоваться, предстоит командиру. Только он способен понять морально-психологическое состояние того или иного подразделения и части. Только он знает достоинства и недостатки командиров полков и батальонов. И только он может правильно учесть все до мелочей. В армии компьютеры должны стать привычной вещью. Уже сейчас необходимо отходить от рукописных телефонограмм, а думать о создании в военных структурах российских сертифицированных локальных сетей. Взять то же распоряжение командира дивизии. Сейчас до подчиненных частей и подразделений его доводят дежурные силы. Должностное лицо берет в руку телефонную трубку, связывается с воинской частью и зачитывает различные указания. Эту процедуру офицер повторяет семь – десять раз. Сколько теряется времени? А ведь этот документ можно было бы отправить в доли секунды одновременно всем командирам одним нажатием клавиши. Естественно, и исполнение данного распоряжения было бы более оперативным, качественным. Я уже не говорю о возможности общения с подчиненными в режиме он-лайн - реального времени. Если вы думаете, что это фантастика, ошибаетесь. В Академии Генштаба это уже реальность.
     
– А как влияют на жизнь соединения новые охранные системы и видеокамеры?
     
– Раньше дежурные силы, которые несут службу в закрытом помещении, практически не владели обстановкой. Доклады из подразделений и проверки не могли обеспечить должного контроля. Мы поставили сертифицированные российские охранные системы и видеокамеры. Теперь должностные лица чувствуют себя намного увереннее. А самое главное - на высоком уровне обеспечивается безопасность. Особенно это важно сегодня, когда есть предпосылки к совершению террористических актов. Сдача под охрану любых помещений в штабе осуществляется в наборе кода на электронном замке. Есть электричество или нет, система работает безотказно. Она позволяет предотвратить несанкционированный доступ и, более того, показывает время закрытия и вскрытия помещений. Видеокамеры позволили улучшить контроль над территорией вокруг и внутри штаба, воинских частей. Но, к сожалению, средства визуального наблюдения еще не отвечают нашим запросам в полной мере. При их закупке мы исходили из соображений не целесообразности, а выгоды - искали дешевле. А вообще все то, о чем мы говорим, не предел, у меня много задумок в этом направлении. Но все упирается в наличие денежных средств.
     
– Вот мы, наконец, и добрались до денежного вопроса. Откуда появились внушительные средства на нововведения?
     
– Мы стараемся взаимодействовать со всеми структурами. Большую помощь оказывает командующий войсками ДВО генерал армии Юрий Якубов, заместитель командующего генерал-лейтенант Александр Колмаков. Хочу сказать спасибо заместителю командующего по вооружению генерал-лейтенанту Олегу Райхману, который не только мыслит, но и делает все по-новому. Все парки, тренажерные и компьютерные классы мы создали с его помощью. У нас хорошие отношения с мэром Хабаровска Александром Соколовым. Еще год назад большой дивизионный плац в Волочаевском городке представлял жалкое зрелище. На разбитом асфальте солдатам было трудно выполнять строевые приемы. Благодаря помощи Александра Николаевича плац закатали за три дня. Дружим мы и с главами Центрального и Железнодорожного районов. Они оказывают помощь в подготовке к праздникам, юбилеям, встречам с ветеранами.
     
На снимке:начальник ОУЦ ДВО полковник Андрей ЧЕЧЕВАТОВ.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100