на главную страницу

14 Августа 2003 года

Сила армии - в ротах и батареях

Четверг

Такое не забудешь...

Аркадий ПИНЧУК.



Как сообщала «Красная звезда», во второй половине июля на Лужском полигоне (Ленинградская область) завершились Всеармейские артиллерийские состязания.
По количеству набранных баллов победителем состязаний стал капитан Илья Рыков из Дальневосточного военного округа. Ему и был вручен главный приз – автомобиль ВАЗ-2115. Второй приз – цветной телевизор получил майор Сергей Воронков, командир батареи курсантов филиала Михайловского артиллерийского университета в городе Коломне. Третье место и музыкальный центр достались старшему лейтенанту Михаилу Иванову – командиру батареи из Ленинградского военного округа.
Кроме того, группа офицеров за высокую боевую выучку удостоилась почетных дипломов и медалей. От имени фонда «Офицерское братство» его президент Маршал Советского Союза Дмитрий Язов вручил награды капитанам Сергею Аверченко, Роману Торопову, Виктору Подгорному, старшим лейтенантам Юрию Иванову, Андрею Нестерову. Командир полка обеспечения Лужского полигона полковник Владимир Иванов был удостоен ценного подарка с логотипом «Мегапира». Именно эта организация обеспечила победителей призами.
Рассказываем об одном из победителей состязаний – старшем лейтенанте Михаиле Иванове.

Нынешний год уже без всякого сомнения доказал, что в Российской армии возродилась старая и добрая традиция состязаний командиров артиллерийских батарей и дивизионов. В пятидесятые годы, помню, артиллеристы, участвовавшие в таких состязаниях, с великой гордостью носили на груди квадратный знак с накладными пушечками и подписью «За отличную стрельбу на артиллерийских состязаниях».      Когда артиллеристов соединили на правах младших братьев с ракетчиками, артиллерийские состязания приказали долго жить. Тогда активно внедрялась мысль, что ствольная артиллерия доживает последние годы, что в современной войне ей просто нечего делать. Ракеты – вот истинный бог войны. Поторопились пророки с выводами! Артиллерия продолжает набирать силу, доказав свою незаменимость и в Афганистане, и в Чечне. Особо эффективным огонь пушкарей был там, где батареями командовали грамотные, хорошо подготовленные офицеры. Такие, как нынешний финалист Всеармейских состязаний – Михаил Иванов.
     Он родился и окончил среднюю школу с физико-математическим уклоном в городе Ижевске. Воспитывался в семье потомственных русских интеллигентов. Мама, Ирина Юрьевна, работает менеджером в крупной фирме, бабушка, Раиса Николаевна, – экономист, дедушка, Валентин Иванович, практикующий юрист. Интерес внука к точным наукам здесь всячески поощрялся, и, когда Миша, побывав в военкомате, сказал, что ему предложено учиться в Петербургском артиллерийском военном университете, родственники единогласно одобрили выбор юноши.
     Знакомство с Петербургом, со старинными корпусами артиллерийского университета, с его историей окончательно убедило Иванова в правильности выбора. Он успешно сдал вступительные экзамены, набрал проходные баллы и был зачислен на командно-инженерный факультет со специализацией – артиллерийская инструментальная разведка. Годы учебы пролетели как один миг. Над дипломом работал самозабвенно. У него был удивительно интересный руководитель – полковник Александр Михайлович Голик, да и тема диплома увлекла: артиллерийская радиолокационная разведка с помощью летательных аппаратов. Сочетание обучения с увлечением всегда результативно. Вот и здесь дипломная работа курсанта Михаила Иванова на Всероссийском конкурсе 2000 года получила золотую медаль. Университет окончил с красным дипломом, выбрал для службы Ленинградский военный округ. Первая офицерская должность – командир взвода артиллерийской разведки в 138-м ОМСБР.
     Наверное, каждый офицер отчетливо помнит первую встречу со своим взводом. Представления об этой встрече, как правило, во многом не совпадают с действительностью. С Михаилом Ивановым все было именно так. Ему при назначении говорили, что направляется он в бригаду постоянной готовности, где личный состав подобран и подготовлен. На деле оказалось, что бригада в это время была брошена на обустройство городка, учебных полей, на работы, связанные с подготовкой к зиме. Солдаты во взводе – никакие, об артиллерийской разведке – ноль понятия. Недалеко от них ушли и готовившиеся к увольнению в запас сержанты. Закрепленная за взводом техника нуждалась в срочной обслуге, а времени для регламентных работ – ни часа...
     Подобные ситуации нередко вгоняют молодых офицеров в беспросветное уныние, становятся поводом для панических решений об увольнении из армии. Иванову удалось найти в душе аргументы, чтобы не соскользнуть на рельсы пессимизма. «Не можешь что-то предотвратить, – вспоминал он не раз шуточный совет майора Валерия Ивлева, начальника курса в университете, – постарайся процесс возглавить».
     Обстановка с обучением личного состава начала меняться, когда артиллерию бригады возглавил подполковник Шалва Кулиев. Офицер, знающий и любящий артиллерийское дело, быстро разглядел потенциальные возможности лейтенанта Иванова, помог наладить учебу во взводе. Выделил время для регламентных работ на технике, практических тренировок. И сразу служба пошла веселее, азартнее.
     Как только в части появилась вакансия командира батареи управления и артиллерийской разведки, у командования не было колебаний и сомнений, кого назначать: молодой выпускник военного университета за полгода проявил достаточно убедительных качеств и доказательств своих способностей, чтобы доверить эту должность ему. Так в конце 2001 года лейтенант Михаил Иванов стал во главе батареи.
     Хочу чуть-чуть задержать внимание читателя на этом моменте биографии молодого офицера. В двадцать два года принять под свою ответственность более полусотни подчиненных, технику, оружие, организовать учебу, воспитательный процесс, внутреннюю службу – для всего этого одних военных знаний мало. Нужен не только служебный, но и жизненный опыт. Чем его компенсировать, если за плечами всего пять месяцев пребывания в офицерском звании? Этот вопрос я задавал и Михаилу Иванову. Очень хотелось понять, как ему удалось преодолеть такой непростой рубеж.
     – Было тяжело, – согласился он, – но ведь рядом всегда опытные командиры и начальники. Если внимательно присмотреться к их работе, можно многое перенять: как надо и как не надо поступать. И посоветоваться с умным офицером не грех, попросить о помощи – тоже. Отказов, как правило, не бывает. Бригада одними заботами живет.
     Запомнилось тактическое учение бригады весной нынешнего года. Поскольку подобных по масштабу учений давно не проводилось, в часть понаехало столько посредников и наблюдателей, что вопрос об их размещении, питании, передвижении встал с не меньшей остротой, чем организация учения. Батарее Иванова предстояло на этом полевом выходе решать очень серьезные задачи по обеспечению разведданными огневых артиллерийских батарей. Одного офицера в батарее вообще нет, а второй заболел. Взводом инструментальной разведки командует сержант Алексей Агафонов. И вот в такой обстановке Иванову поручают заняться проблемами быта прибывших на учение гостей.
     – Поначалу хотелось громко возмутиться, – с улыбкой вспоминал Иванов, – но приказ есть приказ. Потом подумал, что в бою тоже могла без командира остаться батарея... Вот и посмотрим, на что способны мои разведчики. Передал обязанности командира батареи сержанту Агафонову, а сам отправился решать хозяйственную задачу. И знаете, все получилось у сержанта, двадцать часов достойно исполнял мои обязанности.
     ...Потом были отборочные состязания артиллеристов в частях, на которых определялись кандидаты на окружные состязания. Оба эти рубежа старший лейтенант Михаил Иванов прошел успешно. При этом надо сказать, что на этапе окружного отбора офицеры-артиллеристы действовали один к одному по программе Всеармейских артиллерийских состязаний. И вот – Лужский полигон. Экзамен для них состоял не только в управлении артиллерийской стрельбой. Проверяли физическую подготовку каждого офицера, тактическую, специальную, огневую, умение водить колесный тягач и даже личную полевую экипировку. Все получили в свое распоряжение артиллерийские орудия, комплекс машин управления огнем.
     Чтобы сделать на состязаниях прицельный выстрел, каждому артиллерийскому командиру надо было в строго ограниченное время преодолеть дистанцию до огневой позиции, по установленным нормативам произвести выверку техники, устранить заранее произведенные рассогласования прицельных приспособлений. Затем рассчитать все поправки, для чего с помощью специального метеокомплекта определить температуру воздуха, давление, произвести выстрел из ветрового ружья, чтобы учесть силу и направления ветра, с микронной точностью нанести на карту координаты огневой позиции. И все это при включенном секундомере и под неусыпным наблюдением судей-посредников. Каждая лишняя секунда – недобранные очки, каждая ошибка в расчетах вводится в последующие команды офицера и неминуемо отражается на точности поражения цели при стрельбе.
     А стреляли конкурсанты три достаточно сложные задачи: № 3 – поражение наблюдаемой цели с пристрелкой, № 4 – поражение ненаблюдаемой цели без пристрелки и № 6 – поражение наблюдаемой и ненаблюдаемой цели переносом огня от репера. Пять дней гремели на Лужском полигоне орудийные выстрелы и взрывы снарядов. За два огневых дня было израсходовано больше сотни артиллерийских боеприпасов.
     К заключительному этапу, самому, разумеется, трудному, Михаил Иванов подошел в ранге лидера, причем с хорошим запасом очков. Осталось уверенно провести стрельбу из самоходной артиллерийской установки, и можно будет облегченно вздохнуть в ожидании итогового результата. А пока стрелка секундомера неумолимо отсчитывает драгоценные секунды. Вот и определены координаты цели, начинается геометрия с тригонометрией, умноженная на высшую математику с алгеброй и физикой: формулы, углы, поправки. Еще одна перепроверка – и под учащенный стук сердца командир батареи вызывает по радио огневую позицию. Четко и последовательно звучат команды. Офицер приникает к окулярам дальномера.
     Как только ударил глухой выстрел САУ, Иванов замер в ожидании первого разрыва. Долгожданный султан огня и дыма взметнулся с перелетом точно в створе с целью. Надо вносить поправку, чтобы получить «вилочный» разрыв. Но какую? Тридцатиградусная жара плавит воздух, над горизонтом дрожит горячая дымковая волна, искажающая расстояние. В таких условиях руководить артиллерийским огнем офицеру еще не приходилось ни разу. И он отдает команду на поправку со смешанным чувством уверенности и сомнения. И основания для сомнения были не напрасными: «вилка» не получилась, снаряд опять разорвался с перелетом...
     – И сразу, и потом я тщательно анализировал ошибку, которая стоила первого места на состязаниях, – говорит Иванов. – Неизменно приходил к выводу, что мне просто не хватило опыта практических стрельб. Доведись решать такую задачу еще раз – и этот расплавленный воздух на горизонте меня уже не собьет с толку.
     – Третье место на Всеармейских состязаниях, – сказал на подведении итогов состязаний начальник РВиА Вооруженных Сил России генерал-полковник Владимир Зарицкий, – результат, которым можно гордиться. Только не надо останавливаться на достигнутом.
     Примерно то же самое ему сказали маршал артиллерии Владимир Михалкин и Маршал Советского Союза Дмитрий Язов, вручая в качестве приза прекрасный музыкальный центр. А потом было памятное фотографирование с фронтовыми военачальниками, с присутствовавшим на состязаниях прославленным актером Василием Лановым. Это ведь тоже дано не каждому.
     

На снимке: генерал-полковник В. ЗАРИЦКИЙ поздравляет победителей. Старший лейтенант М. ИВАНОВ – крайний слева.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100