на главную страницу

14 Августа 2003 года

Сила армии - в ротах и батареях

Четверг

Когда десант попросит огонька

Виктор ПЯТКОВ.



Военную судьбу старшего лейтенанта Александра Горбатого во многом определил случай. Рос и учился Саша в старинном городке Стародуб, что в Брянской области. В семье и среди близких родственников кадровых военнослужащих никогда не было. А служба им воспринималась лишь как почетная обязанность длиной в два года, исполнить которую суждено каждому мужчине...

     К окончанию школы все чаще стал задаваться банальным вопросом – куда пойти учиться? Здесь и произошел случай, который определил выбор юноши. Как-то оказался с друзьями в компании выпускников школы, приехавших в отпуск из военных училищ. Послушал их рассказы о военном житье-бытье. Подкупили рассказы о курсантских буднях, возможности заниматься нормальной мужской работой и при этом еще получить бесплатно высшее образование.
     Под впечатлением той встречи пятеро одноклассников решили поступать в военное училище. Вступительные экзамены из пятерых абитуриентов Тульского артиллерийско-инженерного училища выдержали только двое. Одним из них был Александр Горбатый.
     Позднее желающим предложили продолжить обучение на факультете ВДВ. Для этого надо было пройти испытание небом: совершить первый в жизни парашютный прыжок. Решил попробовать.
     На этом случайности в жизни курсанта Горбатого закончились. Упорством в учебе и службе он стал приучать себя к другому правилу – закономерности. А помогли ему в этом наставники – офицеры-десантники Андрей Фетесов, Константин Иванов, Сергей Кошелев. Все они имели за плечами богатый опыт боевого применения артиллерии.
     С двумя сокурсниками Александр получил назначение в артиллерийский полк 7-й воздушно-десантной дивизии. Анапа встретила молодых офицеров морем, солнцем, отдыхающими и первой проблемой – на лейтенантскую получку снять жилье здесь было невозможно. Потом таких проблем станет еще больше. Выдержать их сможет только Александр. Огромную роль в этом сыграет командир самоходно-артиллерийской батареи кавалер ордена Мужества капитан Василий Стайнов. Своим упорством, жизнерадостностью, способностью находить выход из любой ситуации он поможет молодому офицеру поверить, что его жизненный выбор был правильным. Работали до седьмого пота при 50-процентном штате офицеров, но сделали батарею лучшей в полку.
     Это принесло первое удовлетворение от хорошо выполненной работы. Лейтенант Горбатый был всегда инициативным офицером. Он обратился в родное училище, попросил выслать ему комплект плакатов. Там к его просьбе отнеслись с пониманием. И скоро прямо в расположении батареи появился новый специализированный стенд. Теперь, чтобы изучать материальную часть самоходно-артиллерийского орудия, правила стрельбы или оборудования огневой позиции, солдатам не надо было идти в класс специальной подготовки.
     Умело использовал лейтенант и возможности приказарменной учебной базы. Дело в том, что в полку руками рационализаторов созданы артиллерийский мини-полигон, тактическое поле, компьютерный класс для решения огневых задач и многое другое, что позволяет качественно обучать десантников воинским специальностям, не покидая пределов части.
     За напряженной учебой время пролетело незаметно. Уже старшему лейтенанту Александру Горбатому настало время проверить себя в обстановке, реально приближенной к боевой. Батарея, в которой он служил, получила задачу убыть в Карачаево-Черкесию. Цель – блокировать горные районы и не допустить прорыва чеченских боевиков. Этому предшествовала напряженная боевая работа на дивизионном полигоне с практической отработкой огневых задач с закрытых позиций и прямой наводкой. Именно здесь офицер понял, что может уже действовать не только как командир взвода, но и как старший офицер батареи. Полученный же опыт стал той основой, которая помогла офицеру уверенно управлять подчиненными уже в Чечне.
     Достаточно сказать, что там за сутки приходилось иногда решать до двух десятков огневых задач со сменой позиций. Напряжение, с которым работали Александр и его подчиненные, было предельным. При этом он зачастую оставался единственным офицером в батарее, остальные уходили для выполнения боевых задач с группами в роли арткорректировщиков. Это накладывало особую ответственность – стрелять надо было вдвойне точно. Каждое утро артиллеристы обстреливали обочины дорог, обеспечивая саперам инженерное разминирование основных маршрутов движения колонн. Задача эта скорее профилактическая. Ее цель – не допустить организации засад и уничтожить фугасы путем детонации.
     Артиллеристы стреляют много, но результаты своего огня видят редко. И тогда лучшей оценкой ратного труда становится радиосообщение от действующей в поиске группы: «Артель, спасибо за «огонек». Именно такие слова услышал Александр в свой адрес, когда получил задачу открыть огонь по горному квадрату. Сработали четко, накрыв боевиков «осколочным покрывалом».
     Шесть месяцев той командировки пролетели для Александра Горбатого быстро. В ее активе – опыт работы в боевой обстановке и обученные солдаты, с которыми можно выполнять любые задачи. Во-первых, все нормативы его подчиненные перекрывают в два раза. Во-вторых, настрел, который в десятки раз превышает количество снарядов, выпущенных на полигоне, позволяет солдатам любую цель накрывать практически с первого выстрела. В-третьих, в расчетах – полная взаимозаменяемость.
     Сегодня можно с уверенностью сказать, что старший лейтенант Горбатый, «случайно» выбравший карьеру артиллериста, подвел ее к закономерному результату: он состоялся как офицер и не мыслит свою жизнь другой.
     Подтвердило это и недавнее учение с боевой стрельбой, на которых присутствовал министр обороны Сергей Иванов. Приданный парашютно-десантной роте огневой взвод под командованием старшего лейтенанта Александра Горбатого успешно решил все задачи, за что получил благодарность министра. В составе расчетов не было ни одного солдата, выслужившего больше года…
     

Сколько бы лет ни прошло, любой из бывших солдат, сержантов легко и сразу назовет командира роты, под началом которого проходил суровую армейскую школу. В этой школе ведь учат не только стрелять, водить машины, нести службу в нарядах. В ней учат чему-то гораздо более трудному и важному.      

На снимке: командир танковой роты гвардии старший лейтенант Фарит НИГМАТЗЯНОВ ставит задачу гвардии младшему сержанту Алексею ШИТОВУ и гвардии рядовому Сергею ОСИПОВУ.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100