на главную страницу

15 Августа 2003 года

Тема номера

Пятница

ГОРИМ...

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



Когда-то это считалось неимоверной удачей - выйти замуж за лейтенанта. Сколько завистливых взглядов пронзали ту, что кружилась с молодым, поскрипывающим новой портупеей краскомом с «кубарями» в петлицах под звуки танго «Брызги шампанского»! Теперь от шампанского остались лишь брызги, да и офицер давно не считается достойной партией для девушек из высшего общества. Причина изменения женских пристрастий проста - военные ныне беднее церковной мыши.

     9 августа Правительство РФ приняло постановление, которым величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал нынешнего года в расчете на душу населения устанавливается в размере 2.137 рублей (для трудоспособного населения – 2.328, пенсионеров – 1.629, детей – 2.119 рублей). То есть стандартная по нашим меркам семья из четырех душ должна иметь совокупный доход более 10 тысяч. Возможно, для кого-то эта сумма покажется смешной (в столичных казино ставки, говорят, доходят иной раз до 25 тысяч долларов, а на собачьих боях – до 300 тысяч «зеленых»). Но для большинства простых граждан...
     Сколько, по-вашему, зарабатывает полковник в Москве или замкомдив где-нибудь в Забайкалье? Около 6,5 - 7 тысяч рублей. Со всеми «накрутками», включая надбавки за выслугу лет и «сложность, напряженность и особый режим». При этом чаще всего за ним — двое детей и неработающая жена. Вот и получается, что на каждого члена семьи военного приходится не более 1.700 рублей. До прожиточного минимума, сами понимаете, далековато…
     К этому стоит добавить, что люди военные по закону не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, помогающей многим согражданам сводить концы с концами. Да даже если бы не мешало законодательное «низ-зя», у служивых вряд ли бы нашлось время для работы «на стороне» - рабочий день у большинства военнослужащих вне зависимости от должностей и званий начинается в 8 утра и заканчивается в 9 вечера. Выходные зачастую тоже приходится отдавать службе - наряды, караулы, дежурства. Вот и получается, что Вооруженные Силы, по сути дела, продолжают оставаться чуть ли не авангардом 45-миллионной армии россиян, живущих за чертой бедности.
     Военные привыкли достойно преодолевать тяготы и лишения службы. Но любое терпение небеспредельно. Тяжелое материальное положение вынуждает уходить из армии на вольные хлеба тех, кто устал ждать, когда же труд защитников Отечества будет достойно оцениваться, а жизнь перестанет быть борьбой за выживание. Уходят, кстати, лучшие, способные найти себя «на гражданке». А с чем остается армия?
     Нам не раз говорили о том, что государство будет предпринимать все усилия ради повышения престижа военной службы. Престиж этот имеет, между прочим, и конкретное материальное выражение. Но приведение денежного содержания военнослужащих в соответствие с оплатой труда государственных служащих проблемы, как показала жизнь, не решило. Все тогдашние заверения министра финансов Алексея Кудрина по поводу того, что военные станут получать больше «в разы», в реальность так и не воплотились. Прошлогодняя отмена льгот роста благосостояния служивых также не обеспечила, потому как компенсировать эту самую отмену правительство почему-то забыло. Это если забыть о том, что весомую часть денежного содержания человека в погонах попросту «съедает» инфляция, которая почему-то всегда оказывается больше запланированной, особенно если учитывать рост цен на основные потребительские товары.
     Позавчера горели и взрывались склады с военной техникой на территории Еврейской автономной области – в металлолом превратились три машины со снарядами к самоходным артиллерийским установкам. За две недели до этого «сносило башни» в парке боевой техники 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии, а в 45-м разведывательном полку ВДВ в пламени пожара плавились армейские грузовики. «Самолето- и вертолетопад» стал явлением чуть ли не привычным – за неполных два месяца ВВС потеряли 4 самолета и столько же вертолетов. Кто-то скажет: преступная халатность, потеря бдительности, разгильдяйство. Может быть. Хотя есть еще такие понятия, как «усталость металла» и – что самое главное! – психологическая и моральная усталость людей, призванных управлять этим металлом.
     Да, пусть это не покажется кому-то странным, но армия устала. От нищеты, безысходности и отсутствия перспективы. Будущее армии (если мы имеем в виду высокотехнологичную армию ХХI века, а не остатки «несокрушимой и легендарной») действительно весьма неопределенно. Это подтверждает и проект бюджета-2004, согласно которому Вооруженным Силам по-прежнему предлагается жить с туго затянутым поясом.
     В абсолютных цифрах – полный ажур. Армии добавили несколько десятков миллиардов рублей. Но это уже никого не обманывает. Ведь в течение последних нескольких лет правительство, а точнее Минфин, игнорируя обоснованные министерством обороны и другими силовыми ведомствами минимальные потребности финансирования, ставит для себя все более низкую и доступную планку формирования и исполнения бюджета. В предыдущие «мирные» годы это вызывало ожесточенные схватки между исполнительной властью и депутатским корпусом. Сегодня даже народные избранники превратились в своего рода «соглашателей», без устали напоминая служивым об ограниченных финансово-экономических возможностях государства. Возможности эти, понятно, не аховые. Но сейчас, когда еще не завершена контртеррористическая операция в Чечне, когда налицо эскалация терроризма, а ведущие мировые державы переводят свои армии на качественно новый технологический уровень, ошибочность экономической стратегии планирования военных расходов не от потребного, а от возможного обозначилась особенно остро.
     Несмотря на это, Минфин в который раз игнорирует принятое давным-давно (но так ни разу и не реализованное) решение о ежегодном финансировании расходов по разделу бюджета «Национальная оборона» в размере не менее 3,5 процента от ВВП. Зато создает задел в рамках стабилизационного фонда, гордо рапортует о том, что объем ВВП в 2004 -2006 годах увеличится почти на треть. Все это здорово. Вот только доля военных расходов в такой же пропорции вряд ли возрастет. Да и средства стабилизационного фонда точно не пойдут на стабилизацию ситуации в армии.
     Одним словом, бюджет будущего года обещает служивому тришкин кафтан вместо парадного кителя. Причем это касается всего – от денежного довольствия каждого военнослужащего до финансирования гособоронзаказа. А коль так, то не стоит удивляться череде ЧП, тому, что ряды Российской армии ежегодно покидают от 35 до 40 тысяч офицеров (основным побудительным мотивом при принятии такого непростого для большинства из них решения все чаще выступает их нищенское существование). Армию просто не слышат…


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100