на главную страницу

16 Августа 2003 года

МАКС-2003

Суббота

Компьютер для «КАМАЗа»

Подготовил Роман Фомишенко



     Труднопроизносимый термин «диверсификация» вошел в лексикон рыночных отношений легко и стремительно – это заковыристое слово подразумевает важнейшие направления деятельности любого современного предприятия. Диверсификация позволяет получить доходы из смежных, нетрадиционных областей бизнеса, обеспечивает выбор различных стратегических линий развития производственных мощностей в зависимости от расширения или уменьшения спроса той или иной продукции на рынке.
     В условиях нынешней экономики такая «гибкость» – залог стабильности и благополучия. Тем более, согласитесь, этой способностью важно обладать предприятиям оборонно-промышленного комплекса, ведь объемы экспортных заказов и рентабельности выпуска военной техники постоянно колеблются. Исходя из такой ситуации в Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» одним из путей сохранения динамики развития и укрепления финансовой стабильности видят расширение присутствия на нетрадиционных рынках и значительное увеличение продуктового ряда.
     В апреле 2001 года по инициативе Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» в ее составе была образована Межгосударственная финансово-промышленная группа (МФПГ) «Аэрокосмическое оборудование». Основным направлением ее деятельности стали разработка, производство и реализация электронных систем управления и контроля для дизельных магистральных автопоездов и автобусов.
     - Сфера автомобилестроения привлекла нас не случайно, – рассказывает генеральный директор МФПГ «Аэрокосмическое оборудование» Валерий Киселевич. – Анализ рынка наукоемких технологий в области использования электронных систем управления в серийном производстве магистральных автомобилей выявил значительное отставание в этой сфере российских и белорусских производителей.
     По мнению Валерия Павловича, с учетом того, что суммарный объем производства основных автозаводов ОАО «КамАЗ», РУП «МАЗ», ОАО «Автомобильный завод «Урал» составляет до 50 тысяч единиц, а автобусов – 60 тысяч, задача оснащения этих автотранспортных средств электроникой является актуальной и межгосударственной. Решать эту задачу заставляют и новые жесткие международные требования по безопасности, экологии.
     - Одним словом, очевидно, что внедрение электронных систем в ближайшие годы будет одним из главных факторов, определяющих технический уровень и конкурентоспособность в автомобилестроении, – отмечает гендиректор МФПГ.
     Технологии, которые используют на предприятиях МФПГ при производстве авиационного оборудования, позволяют изготавливать высококачественную конверсионную продукцию. Еще одним фактором, способствующим плодотворному участию МФПГ «Аэрокосмическое оборудование» на рынке автомобильных компонентов, является то, что производство бортовых микропроцессорных схем для обеспечения современного технического уровня автомобильной техники — это сфера, где предприятия МФПГ не новички.
     - Сложные электронные системы управления, контроля и диагностики перестали быть прерогативой авиации и космонавтики и становятся реальной необходимостью для производителей автомобильной техники, – еще раз подчеркивает Валерий Павлович.
     Важнейшим этапом в деятельности МФПГ «Аэрокосмическое оборудование» стало заключение в апреле 2002 года Генерального соглашения о сотрудничестве с российско-белорусской Межгосударственной финансово-промышленной группой «БелРусАвто», являющейся головным исполнителем программы «Развитие дизельного автомобилестроения на период до
     2008 г.». По результатам принятых решений МФПГ стала головным исполнителем Подпрограммы «Электронные системы перспективного автопоезда Евро3,4».
     Итогом подписанного соглашения стал перечень совместных проектов, в которых участвуют автомобильные заводы и предприятия финансово-промышленных групп «БелРусАвто» и «Аэрокосмическое оборудование»: ОАО «КамАЗ»,
     г. Набережные Челны, ОАО «Урал», г. Миасс, РУП «МАЗ», г. Минск, НП РУП «Экран»,
     г. Борисов, ОАО «Радиоприбор», г. Казань, ОАО «Электроприбор», г. Тамбов, ОАО «Измеритель», г. Смоленск, НП РУП «Витебский завод «Электроприбор», г. Витебск, ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга, ОАО «Прогресс», г. Мичуринск, ОАО «Радиоприбор», г. Альметьевск, ООО «Родина», г. Йошкар-Ола, ОАО «Сатурн», г. Омск.
     В настоящее время в состав Межгосударственной финансово-промышленной группы «Аэрокосмическое оборудование» входят 20 предприятий, организаций, учреждений. Участники МФПГ разрабатывают и осваивают в серийном производстве более 25 базовых электронных устройств и комплексов, около 40 единиц различного контрольно-диагностического оборудования, более 70 наименований разъемных электрических соединителей для дизельных магистральных грузовиков и автобусов. Одновременно с созданием локальных электронных систем управления основными агрегатами автомобиля осуществляются работы по производству мультиплексного канала, объединяющего информационные и диагностические каналы в единую сеть.
     Одним из основных видов промышленной продукции МФПГ «Аэрокосмическое оборудование» на сегодняшний день являются антиблокировочные системы торможения (АБС) производства борисовского НП РУП «Экран».
     Опытные экземпляры автомобильного информационно-связного комплекса и системы сопровождения междугородних и международных перевозок по транспортным коридорам созданы Минским СКБ «Камертон» совместно с Российским институтом радионавигации и времени г. Санкт-Петербурга. При использовании на транспортных средствах эти системы обеспечивают определение, в реальном масштабе времени, координат автомобиля, его скорости, исправности и состояние. Они позволяют осуществлять отображение поступающих данных на многофункциональном видеомониторе водителя, передачу служебной информации с диспетчерского пункта, восстанавливать события по архивным данным и многое другое.
     Разработкой и производством цифровых тахографов занимаются Смоленский завод «Измеритель» и Минское СКБ «Камертон». Функциональные характеристики этих тахографов соответствуют требованиям нормативно-технических документов Европейского комитета по тахографии.
     Продуктом совместной разработки Ярославского завода «Автодизель» и Государственного Рязанского приборного завода является микропроцессорная система управления дизельным двигателем МПСУ, изготовленная на базе микропроцессора Infieon.
     В рамках программы диверсификации Альметьевский завод «Радиоприбор» производит электропневматическую систему управления коробкой передач (ЭПСУ) для автомобилей и автобусов, которая обеспечивает дистанционное управление сцеплением в автобусах, дизельных грузовиках и позволяет отказаться от ненадежных, тяжелых и громоздких механических тяг в механизме переключения передач. Кроме того, в номенклатуре Альметьевского завода широкий перечень современного электронного оборудования для нефте- и газодобывающей промышленности.
     ООО «Родина» (г. Йошкар-Ола) осуществляет разработку собственной электронной системы управления режимами работы двигателей (ЭСУРРД), предназначенной для автоматизации управления режимами работы двигателя и контроля за его работой.
     Очередную проверку на конкурентоспособность основная часть вышеупомянутых диверсификационных разработок пройдет на МАКС-2003. Но уже сегодня со всей смелостью можно констатировать – организованная по инициативе и при активной поддержке Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» Межгосударственная финансово-промышленная группа создала на основе предприятий, входящих в ее состав, интегрированную структуру, способную в условиях рыночной экономики разрабатывать и производить современную конкурентоспособную продукцию для современных автотранспортных средств.
     А это, надо отметить, успех не только отдельно взятой корпорации или финансово-промышленной группы. Последовательное и целенаправленное решение этой задачи полностью соответствует утвержденной распоряжением Правительства РФ Концепции развития автомобильной промышленности России.
     В частности, этот документ предполагает в целях повышения конкурентоспособности отечественной автомобильной техники организацию широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций для концентрации финансовых, производственных, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификацию производства. Одной из стратегических целей таких производств является освоение выпуска современных автомобильных компонентов и материалов на отечественных заводах. Именно этот подход, как прописано в концепции, обеспечит применение передовых технологий производства автотехники и сокращение технологического отставания российской автомобильной промышленности от мировых производителей.
     
На снимке:заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Георгий БООС у стенда МФПГ «Аэрокосмическое оборудование» на выставке «Автокомпоненты. Новые технологии», апрель 2003 г.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100