на главную страницу

16 Августа 2003 года

Сыны Отечества

Суббота

Под чужим флагом

Записал Андрей ПОЧТАРЕВ,«Красная звезда».



Воздушными извозчиками тепло называют в войсках летчиков Военно-транспортной авиации (ВТА). За свою службу где только не доводится им бывать, выполняя ответственнейшие задания командования. За плечами многих из них - десятки зарубежных командировок. Военный летчик 1-го класса подполковник в отставке Анатолий Михайлович Гололобов за 30 лет службы налетал 10 тыс. часов, из них 1 тыс. 500 – при выполнении особо важных правительственных заданий в Китае, Вьетнаме, Индонезии, Индии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, почти во всех странах Африки, Йемене... Закономерным итогом «йеменской эпопеи» стал один из двух орденов Красного Знамени на его груди.

     В 1963 году в Северном Йемене разразилась гражданская война. Противоборствующими сторонами выступили, с одной стороны, аденские, революционные националисты, добивавшиеся выхода Саны из-под влияния Лондона, с другой – местная проанглийская администрация. Но поддержку последней оказала Саудовская Аравия, и тогда на помощь революционному правительству пришел Египет, направив свои войска в эту страну. Для их переброски Каир срочно закупил у Москвы партию военно-транспортных самолетов Ан-12. Своих подготовленных летчиков у египтян не было, поэтому по договоренности с советской стороной в распоряжение командования ВВС Египта из СССР была направлена группа экипажей ВТА. В их числе находился и я со своими товарищами.
     Уже на следующий день после прибытия в египетскую столицу мы получали самолеты с опознавательными знаками национальных ВВС. Задачи на перевозки наша группа получала лично от маршала авиации Ситки. К тому времени войска свергнутого режима контролировали почти всю огромную территорию Северного Йемена, а новое правительство – лишь столицу Сану и полевой аэродром. В воздушном пространстве над страной господствовали истребители Саудовской Аравии. Однако, забегая вперед, отмечу, что сбивать наши транспортники они не решались – очевидно, знали, что ими управляют советские экипажи.
     Все снабжение осажденных велось только воздушным путем. Мы сразу же приступили к переброске египетских войск и грузов. Летали только ночью, а днем отдыхали. На наш летный состав легла огромная нагрузка. Но вместо того чтобы прислать сюда еще несколько экипажей, из Союза в Египет стали направлять всевозможных военных советников в больших чинах, которые в Йемен почему-то не спешили... Что касается действий египетских частей в этой стране, то по всему было видно – решение на ведение войны в Йемене было стратегической ошибкой.
     Поскольку мой «Ан» был оборудован специальным салоном с мягкими креслами, однажды мне довелось доставлять в Сану самого маршала Ситки. В грозовых условиях, на предельной высоте в 9 тыс. 500 метров, ориентируясь главным образом по экрану локатора, мы успешно смогли долететь до назначенного места. А затем совершить еще один вылет в Ходейду, где Ситки планировал посадить свою истребительную авиацию.
     Доводилось вывозить из окружения с горного крохотного плато остатки раненых бойцов. Их грязный, изможденный вид производил жуткое зрелище...
     Но самым, пожалуй, памятным был рейс к нашим военным специалистам и представителям советского посольства. Случилось это накануне 7 ноября. В тот день командование ВВС Египта отменило все полеты, нам дали выходной. По случаю праздника «принять на грудь» мы еще не успели, только готовились, как вдруг прибежал наш старший группы. С облегчением узнав, что мы «в форме», тут же поставил боевую задачу моему экипажу и экипажу капитана Обидина срочно вылететь в Сану, где силы свергнутой оппозиции готовились штурмом овладеть городом. По тревоге советский военный персонал занял круговую оборону столичного аэродрома, но боеприпасов у него почти не было. Стало понятно: если к утру этот груз мы не доставим, то наших просто сомнут...
     Рассчитываем время так, чтобы сесть в Сане перед рассветом, и взлетаем. Полет проходит в режиме полного радиомолчания. Согласно указаниям аэродром назначения мы должны вызывать только перед посадкой. В случае если не будет связи, с земли дадут три красные ракеты – знак, что на летном поле свои.
     Над Красным морем обмениваемся с Обидиным лишь двумя словами: «Слышишь?» – «Да». На всякий случай проверяем пулеметы – даем две короткие очереди. Проходим точку возврата – теперь для меня путь назад закрыт, надо будет где-то садиться на дозаправку. Обидину проще – у него машина обладает большим запасом топлива, чем моя. На подходе к Сане пытаемся установить связь, но тщетно – земля не отвечает. Вся надежда на красные ракеты, но их тоже нет. А может, уже поздно? Предупреждаю Обидина, чтобы тот не снижался и был готов в случае чего уйти обратно. По-прежнему нет ни ракет, ни связи. Настроение отвратительное и тревожное – вот тебе и праздник...
     Все же садимся, осторожно подруливаю к зданию диспетчерской. Пытаемся рассмотреть, какой флаг на вышке. Но его тоже нет. Возможно, его и раньше не было, но мы тогда на этом как-то внимания не акцентировали. Зато отчетливо видны шесть грузовиков с солдатами в касках. Похоже, что мы хорошенько влипли... Но вот от машин отделяется одиночная фигура и устремляется к нам. Делать нечего – открываю люк и иду навстречу. Какова же была общая радость, когда это оказался наш военный советник, а в грузовиках – наши специалисты. Тут же связываюсь с Обидиным: «Садись! Здесь свои!» В общем, передали мы груз, заправились, поздравили ребят с праздником и вылетели на Каир.
     За полгода командировки мне довелось провести 60 ночей в воздухе над Красным морем и подготовить трех командиров кораблей. Ввиду того, что в том году я налетал часов в два раза выше нормы, меня отозвали домой и предоставили отпуск с путевкой в Сочи. Ну, а по возвращении уже ждала другая командировка.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100