на главную страницу

19 Августа 2003 года

Планета людей

Вторник

НЕТ, НЕ УМЕР ГАЛЛЬСКИЙ ДУХ

Алексей Венцловский, Красная звезда».



Сначала над Елисейскими полями пронеслись 76 самолетов, в том числе четыре «Миража-2000Н», затем выступили войска, возглавляемые почетными гостями - 120 солдатами Европейского корпуса во главе со своим командиром – немецким генералом. Завершил шествие Иностранный легион. А после пролета 27 вертолетов появились 267 танков и бронированных машин… Всякий раз, ведя речь о военном параде, который состоялся в прошлом месяце по случаю празднования очередной годовщины Дня взятия Бастилии, наблюдатели подчеркивают, что он продемонстрировал не только мощь Франции, но и изменения в ее оборонной и внешней политике.

     
Независимым курсом

     
По сути эта политика остается прежней. Ее кредо вмещается в два слова — tous azimutes, то есть «все азимуты мира». В отличие от французского американское кредо – leadership - подразумевает право сильного на гегемонию. И им явно не ужиться вместе. Начатый еще Шарлем де Голлем и Джоном Фостером Даллесом спор не закончен и ныне. Более того, не поддержав США в развязывании войны против Ирака, Франция значительно обострила этот спор. Причем большинство во французской общественной элите однозначно поддерживает занятую Парижем позицию. Франция не должна ни извиняться, ни сожалеть по поводу этой позиции, считает директор Института международных и стратегических исследований Паскаль Бонифас. Она должна продолжать отстаивать свои принципы и в каждом конкретном случае решать, нужно ли ей соглашаться с Вашингтоном или же высказывать другую точку зрения. Мы не можем, подчеркивает далее историк, заставить американских неоконсерваторов уважать нас, если откажемся от своей независимой позиции, чтобы угодить Вашингтону. Напротив, такая уступчивость еще более укрепила бы убеждение неоконсерваторов в том, что другие страны считаются лишь с политикой силы и что любая угроза из Вашингтона должна приниматься ими в расчет. Пойдя на уступки, считает аналитик, Франция рискует растратить завоеванный за долгие десятилетия капитал симпатий и уважения на международной арене.
     
Наша справка. Официальное название страны - Французская Республика. Национальный флаг - трехцветный (по вертикали: синий, белый, красный). Национальный гимн - «Марсельеза». Девиз - «Свобода, Равенство, Братство». Национальный праздник - День взятия Бастилии - 14 июля (в 1789 г.). Территория - 550 тыс. кв. км. Согласно переписи 1999 г., население страны составляет 58,52 млн. чел. (60 млн. 186 тыс. с учетом заморских департаментов). По объему ВВП Франция стабильно занимает четвертое место в мире. По объему промышленного производства прочно удерживает пятое место после США, Японии, ФРГ и Великобритании.
     
Имея за плечами общественную поддержку, президент Франции Жак Ширак на праздновании Дня взятия Бастилии заявил, что «время, когда какая-либо держава могла диктовать всем свои условия, безвозвратно ушло», указав при этом, что «концепция существования одной сверхмощной державы, которая управляет всеми делами мира, не имеет ни потенциала, ни перспективы». Он также подчеркнул, что не отступит от своей позиции и что Франция со своими союзниками продолжает выступать за многополярный мир.
     Одним из его центров, считают в Париже, должна стать объединенная Европа. Для этого олицетворяющему объединение континента Евросоюзу необходимо обладать автономной способностью действий, опирающейся на мощные вооруженные силы внутри европейской опоры НАТО или на национальные и многонациональные силы вне рамок Североатлантического альянса. Именно такой Евросоюз будет способен убедить Америку в необходимости принятия решений на основе принципа международного права.
     Однако не только Европой ограничиваются азимуты французской внешней политики. Это еще раз продемонстрировал саммит «восьмерки», состоявшийся в Эвиане. Желая подчеркнуть свою приверженность идее многополярного мира, Жак Ширак на правах хозяина избрал для его проведения формат «расширенного диалога» с участием 11 лидеров развивающихся стран и объявил развитие Африки приоритетной темой встречи. Однако эта и ряд других проблем, заявленных к обсуждению на саммите, были жестко заблокированы американской стороной.
     
Бьют по ВПК

     
В Вашингтоне болезненно реагируют на многие внешнеполитические инициативы Парижа. Особенно настороженно США относятся к предпринимаемым Францией усилиям по политическому и военному строительству новой Европы. Там считают, что Евросоюз с участием 25 государств, насчитывающих около полумиллиарда человек, может претендовать на значительную роль в мировой политике и оспорить могущество Америки. В этой связи Вашингтон, воспользовавшись отказом Франции поддержать США в иракском вопросе, решил прилюдно наказать Париж. В первую очередь мишенью стали предприятия ВПК страны. По данным газеты Defense News, издаваемой минобороны США, Дональд Рамсфелд приказал составить список французских военных интересов в США. После этого французы столкнулись с рядом малоприятных сюрпризов. Так, министерство обороны США отказалось проводить совместные американо-британо-французские маневры, сославшись на занятость в Ираке. Французским представителям было отказано в посещении американского военно-исследовательского центра, который создает глобальную систему позиционирования для американских ВВС. Пентагон отказался подписать ряд контрактов, которые были заключены с французскими фирмами. Почти вдвое США сократили свое присутствие и на авиакосмическом салоне в Ле Бурже-2003 и «показательно» проигнорировали участие в демонстрационных полетах.
     Однако наибольшим ударом по Франции в перспективе могут стать действия США на международном рынке вооружений. Под их давлением некоторые страны могут отказаться от закупки французских вооружений. В числе таких называют страны Персидского залива, которые традиционно являются крупнейшими покупателями оружия и военной техники. Саудовская Аравия намеревалась закупить французские танки «Леклерк» и истребители «Рафаэль». Однако уже появились сведения, что США предложили приобрести американские танки на более выгодных условиях. Аналогичный шаг предпринят и в отношении нескольких других стран этого региона, которые вели переговоры о покупке французских истребителей «Мираж». Взамен США предложили свои самолеты F-16. А до войны 1991 года Франция была практически эксклюзивным поставщиком вооружений государствам Персидского залива...
     Ведущие компании Франции, действующие в этой сфере, рассчитывали получить заказы и от самих США, обладающих крупнейшим военным бюджетом мира. Кроме того, французские компании активно образуют альянсы с предприятиями американской «оборонки». И если США перестанут выдавать французским фирмам ВПК лицензии на экспорт их товаров в третьи страны, это жестоко ударит по «оборонке» Франции.
     
На втором этапе

     
Как считают наблюдатели, напряженность во французско-американских отношениях наряду с другими факторами побудила Париж обратить особое внимание на строительство и развитие вооруженных сил страны. Основные направления французской оборонной политики изложены в так называемой Белой книге 1994 года. Государство наметило тогда ряд преобразований, которые должны были пройти в три этапа и завершиться к 2015 году. На первом этапе (1997-2002 гг.) - реорганизовать вооруженные силы и сделать армию профессиональной. На втором - укрепить профессионализацию и современное техническое оснащение армии. И на заключительном этапе (2008-2015 гг.) - провести полную модернизацию вооруженных сил, которая позволит им выполнять четыре задачи: ядерное сдерживание, быстрое развертывание, защиту территории и предупреждение удара.
     На модернизацию ядерных сил Франция тратит в год три миллиарда евро. Эти средства позволят построить к 2010 году третью и четвертую атомные подводные лодки, причем последняя будет оснащена новыми ракетами М-51. Обширная программа ядерного сдерживания - основа стратегической автономии Франции - утверждена еще генералом де Голлем в 60-е годы. Если США изменили свою военную доктрину и отныне допускают возможность малых превентивных ядерных ударов, то Франция придерживается принципа неиспользования ядерного оружия. Отсюда парадокс: она создает все более эффективные средства ядерного поражения с намерением никогда их не использовать. Дело в том, что французские аналитики пришли к заключению, что наличие этого основного инструмента сдерживания просто отобьет охоту у любого, кто намерен посягнуть на безопасность их страны.
     
Наша справка. Вооруженные силы Франции – 360 тыс. чел., в т.ч. СВ – 203 тыс., ВВС – 78 тыс., ВМС – 70 тыс. Резерв – 292 тыс. чел. Мобресурсы – 14,7 млн. чел., в т.ч. годных к военной службе – 12,3 млн. чел.
     
Для защиты своих интересов и достойного участия в коалициях, создаваемых для урегулирования международных кризисов, Франция располагает мобильными частями. На сегодняшний день она способна направить контингенты в 20 тысяч человек на несколько театров военных действий на неограниченный срок или 50 тысяч человек бессменно для участия в одной операции под эгидой НАТО. Со времен первой войны в Персидском заливе, в которой смогли принять участие только 10 тысяч французских солдат, силы быстрого развертывания увеличились более чем втрое. Эффективность этих войск недавно подтверждена в Кот-д’Ивуаре и Конго.
     Однако если подготовка личного состава мобильных частей не вызывает нареканий, то современных средств для их переброски катастрофически не хватает. Транспортные вертолеты нового поколения «Еврочоппер» поступят на вооружение не ранее 2011 года, первые военно-транспортные самолеты А-400 появятся в 2008 году, а второй многоцелевой авианосец будет готов в лучшем случае в 2015 году. До этого, в случае острой необходимости переброски войск, придется «унижаться» и «брать напрокат» транспортные средства у союзников.
     В контексте постоянной угрозы международного терроризма вопросы безопасности и обороны слились воедино. Силовые ведомства Франции распределили между собой обязанности: министерство обороны следит за воздушным и морским пространством, министерство оснащения управляет гражданской обороной, министерство здравоохранения берет на себя защиту от биохимической угрозы. В 2000 году были разграничены зоны обороны, обновлены планы «Пиратокс», «Пиратом», «Биотокс» и «Пиранет» (борьба с химической, ядерной, биологической и электронной угрозами), созданы подразделение по борьбе с терроризмом и региональные группы быстрого реагирования. На нынешнем этапе военной реформы Франция должна оснастить войска радарами «Жираф» и интегрированными средствами связи сухопутных войск, устойчивыми к химическому и биологическому воздействию. К 2010 году планируется развернуть противоракетную систему обороны для театра военных действий, однако единого командования пока не существует. Кроме того, даже самые совершенные технические средства все равно не дают полной гарантии от терактов по образцу 11 сентября. Недавние полеты «рассеянных» пилотов над АЭС в Сиво в самом центре Франции вызвали серьезную обеспокоенность.
     В планах военного строительства значатся и новый разведывательный корабль, спутники наблюдения «Гелиос-П» и телекоммуникаций «Сиракузы-Ш», разведывательные самолеты, в том числе и беспилотные, и специальные аэростаты-шпионы. Запланированы также научно-технические исследования в оборонной области и сбор данных стратегического характера. Основным препятствием на пути реализации военной реформы остается финансирование. Вполне возможно, что меры экономии, предписанные французским правительством всем секторам госбюджета, коснутся и армии. Даже в процветающей европейской стране, каковой считают Францию, военные жалуются на недостаток государственных дотаций. Хотя получают их довольно исправно.
     
Доверие и взаимопонимание

     
Еще одним азимутом французской внешней политики объявлено всестороннее развитие отношений с Россией. При этом акцент делается не только на экономическую взаимовыгодность сотрудничества с Россией, но и на все растущую необходимость организовать совершенно новую систему противодействия терроризму. Систему, основанную не столько на количествах вооружений, сколько на доверии.
     8 июля сего года состоялось второе заседание российско-французского совета сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и министров обороны двух государств. В ходе его работы основное внимание было уделено вопросам сотрудничества в сферах европейской безопасности, в том числе в рамках партнерства России с ЕС и НАТО, противодействия новым вызовам и угрозам, включая нераспространение оружия массового поражения, борьбы с международным терроризмом и распространением наркотиков. Были также рассмотрены актуальные проблемы региональной безопасности: ситуация вокруг Ирака, на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Корейском полуострове, Балканах. При обсуждении двусторонней проблематики главное место было отведено конкретным аспектам сотрудничества в военно-технической области и других высокотехнологичных отраслях.
     Министр обороны России Сергей Иванов по итогам встречи сказал, что наступил новый этап в сотрудничестве двух стран. «Такая работа, - отметил он, - велась и раньше, причем именно на двусторонней основе, включая расследование некоторых террористических актов и угроз их совершения. Этим занимались соответствующие структуры двух государств и в прошлом. По понятным причинам это не всегда широко предавалось огласке, но это делается». Цель состоявшегося заседания - продолжить доверительный российско-французский диалог по актуальным вопросам международной безопасности с акцентом на двустороннее сотрудничество в урегулировании кризисов и т.д.
     Как говорят в российском МИД, «на европейском направлении отношения с Францией неизменно занимают одно из главных мест в системе внешнеполитических приоритетов России». Еще 7 февраля 1992 года был подписан Договор между Россией и Францией, подтвердивший стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». За прошедший с того момента период договорно-правовая база двусторонних отношений пополнилась 70 соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы российско-французского сотрудничества. Регулярные встречи на высшем уровне также вносят определенный вклад в дело укрепления сотрудничества, при этом отмечается значительная близость подходов России и Франции к ключевым вопросам современности. В ее основе лежат приверженность наших стран многополярному устройству мировой системы, стремление к обеспечению стратегической стабильности.
     Франция входит в десятку важнейших торговых партнеров нашей страны, хотя потенциал экономических связей используется не в полной мере. Наиболее перспективными направлениями сотрудничества являются космос, авиастроение, ядерная энергетика, связь, автомобильная и нефтяная промышленность, АПК. Основным руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической и научно-технической областях, стала Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств, учрежденная в феврале 1996 года. При ней действует и Комитет по военно-техническому сотрудничеству. Заметно активизировался культурный диалог. С французской стороной прорабатывается вопрос о проведении Года французской культуры в России в 2005 году и Года российской культуры во Франции в 2006-м. Одним из значимых событий последнего времени стало и военно-морское учение в Норвежском море. Именно на нем моряки двух стран впервые в послевоенной истории отрабатывали задачи по обеспечению международной безопасности в подводной сфере. Для этих целей использовалась сложнейшая электронная аппаратура сопряжения, позволяющая взаимодействовать корабельным системам слежения и распознавания, имеющим стандарты НАТО и России. Тем самым удалось заложить практическую основу для разработки международных документов по обеспечению безопасности плавания в океанских водах и предотвращению столкновений подводных лодок в морских глубинах. Об этом «Красная звезда» много писала. Но в очередной раз можно констатировать тот факт, что это учение стало возможным только благодаря активному диалогу, направленному на дружеское взаимопонимание.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100