на главную страницу

20 Августа 2003 года

Армия и общество

Среда

Жить по-человечески...

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель министра экономического развития и торговли РФ Владислав ПУТИЛИН

Константин КОНСТАНТИНОВ, «Красная звезда».



     - Владислав Николаевич, для наших читателей и, наверное, не только для них стал неожиданным ваш переход из Генерального штаба в Минэкономразвития…
     - Направленность моей нынешней работы во многом совпадает с прежней. Только там проблемы касались Вооруженных Сил, а здесь - всей страны. Масштаб иной…
     С переходом к рыночной экономике военное строительство стало проблемой военно-экономического свойства. Поэтому в сфере моей деятельности находятся вопросы функционирования военной организации, проблемы гособоронзаказа, мобилизационной подготовки экономики, материального резерва, бронирования и ряд других. Важно определить наиболее целесообразные с точки зрения состояния экономики подходы к планированию и решению проблем обороноспособности страны.
     На Минэкономразвития возложены задачи определения экономических потребностей обороны и безопасности. На первом этапе мы обобщаем их, учитывая запросы силовых структур. После соответствующего анализа заявляем об этих потребностях Министерству финансов. Минфин же определяет лимит финансовых средств на решение задач, из которых складываются потребности. Лимиты направляются госзаказчикам – силовым ведомствам, которые распределяют их по статьям расходов и представляют возвратные лимиты в Минфин. В части, касающейся гособоронзаказа и федеральной инвестиционной программы (капитальное строительство Минобороны), все документы согласуются с нашим министерством. Минфин обобщает и вместе с Минэкономразвития воедино сводит потребности и возможности на согласительной комиссии.
     
Бюджетная халява кончилась

     - Каким образом МЭРТ влияет на ход военной реформы?
     - Самым непосредственным. Министерство определяет материальную основу военной реформы. Мы просчитываем, достаточно ли ресурсов для ее реализации. Когда разрабатывалась, к примеру, Государственная программа вооружения до 2010 года, Минэкономразвития просчитало, какие средства возможно выделить для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил. Мы исчисляем экономические параметры, на основе которых принимаются документы государственной важности. На нас лежит ответственность, чтобы они соответствовали возможностям государства. Мы не должны давать жизнь документам, которые не обеспечены материально.
     Когда ресурсов не хватает, а потребности обороны превышают возможности государства, наиболее приемлемая практика планирования – использование программно-целевого метода. Выбирается цель, и под нее подводится программа мер с соответствующим материальным обеспечением.
     Очень много федеральных целевых программ принято без должного учета возможностей по их реализации. Мы провели анализ финансовой обеспеченности некоторых программ, сделали доклад на заседании правительства, и нас поддержали. Планирование бюджета-2004 идет исходя не из того, кому что надо, какие программы были приняты ранее, а из того, что является приоритетным. Под это и выделяется бюджетное финансирование.
     
Триединая задача

     - Надо полагать, одним из самых важных направлений является федеральная программа по переводу Вооруженных Сил преимущественно на контрактный способ комплектования?
     - В рамках разработки этой программы мы получили богатый опыт совместной работы государственных и общественных институтов, базирующийся на понимании важности задачи, осознании того, что ее надо решать в условиях ограниченности ресурсов. Подход здесь должен быть один: распределить объемы ресурсов так, чтобы нагрузка на бюджет была минимальной. Мы начинали с потребности на комплектование армии контрактниками более чем в 139 млрд. рублей, но в итоге вышли на сумму, приемлемую для бюджета. Программа получилась не оторванной от жизни, а привязанной к ее реалиям. Вооруженным Силам будут выделены дополнительные средства для перевода на контрактную основу, но предназначены они строго на реализацию федеральной программы. Государство выделяет более 79 млрд. рублей на четыре года.
     Сегодня есть три важнейших задачи, три составляющих обороноспособности. Первая – офицерский состав, его социальный статус, обеспеченность, профессионализм. Любое государство в трудные времена старается сохранить офицерские кадры. Так поступала Германия после Первой мировой, что позволило ей потом в короткие сроки развернуть мощную армию.
     Вторая – материально-техническая база, вооружение и военная техника. Третья – профессиональные солдаты и сержанты. Выделить какую-то одну из этих составляющих нельзя – профессиональный подход к обороноспособности исключает приоритет какого-то из вопросов в ущерб остальным. Разговор о приоритетном развитии одной составляющей будет политиканством. Так, одни партии спекулируют на проблеме отсутствия в армии современных вооружений. Другие – на необходимости отмены призыва и форсированном создании профессиональной армии. Специфика военной реформы состоит в том, что армия реформируется, продолжая выполнять текущие задачи. Предлагающие разные концепции реформы политики не всегда учитывают это. А Вооруженные Силы должны реформироваться так, чтобы не страдала текущая обороноспособность страны.
     Сейчас приняты решения по солдатам и сержантам, которых будут переводить на контракт. Но две первые задачи не отменяются. Их решение тоже требует бюджетных средств. Поэтому ресурсы на третью задачу не безмерны.
     Нельзя забывать и о том, что от СССР нам досталась военная машина, не соответствующая во многом реалиям нового времени и экономическим возможностям государства. Разом от нее не откажешься – куда девать устаревшие ракеты, самолеты, корабли? Это не пулеметы, в пирамиду их не поставишь.
     Логично было бы своевременно уточнить боевой состав сил ядерного сдерживания и частей общего назначения. И на ближайшее время сосредоточить усилия на поддержании существующего парка техники и вооружения. Выполнить в это время соответствующие НИОКР, подготовиться к производству новых систем ВВТ. Затем перейти к массовому перевооружению. Под ядерным зонтиком надо аккумулировать средства для развертывания через 5 – 10 лет армии нового типа. Таков в общих чертах план реформирования, изложенный в руководящих документах.
     Первый документ, под который подведена реальная материальная база, – Государственная программа вооружения до 2010 года. Задача Минэкономразвития – строго следить и обеспечивать ее реализацию в рамках гособоронзаказа. Если все пойдет по плану, у России будут группировка стратегических ракет «Тополь-М», атомные подводные лодки четвертого поколения, современные ударные и военно-транспортные самолеты, системы разведки и т.д. По своим ТТХ они соответствуют и превосходят мировой уровень. Фактически по всей номенклатуре вооружений у нас будут новые образцы, которые не уступают лучшим зарубежным разработкам.
     
Минимум денег – максимум результата

     - В каком качестве Минэкономразвития выступало при разработке программы перевода Вооруженных Сил преимущественно на контрактный способ комплектования?
     - Как всегда, наше министерство искало способ решения проблемы, когда бы вложенный рубль дал максимальный эффект. Кто наши оппоненты? Во-первых, госзаказчики, которые всегда просят средств больше, чем необходимо. Во-вторых, Минфин, который всегда выделяет минимальное количество денег. Рассуждая сегодня о военной реформе, надо говорить не об увеличении военного бюджета – больше денег все равно не дадут, а об эффективности использования имеющихся средств. Надо добиваться, чтобы не страдала эффективность выполнения задач. Например, затратив минимальные средства, укомплектовать контрактниками 147 тысяч должностей. Поделить эти средства на денежное довольствие, социальную инфраструктуру и т.д. Чтобы не просто провозгласить переход на контракт, а поставить в строй необходимое количество людей, обеспечить их всем необходимым. Иначе не решится ни одна задача в рамках всей федеральной программы.
     - Но она не решится и тогда, когда не будет жесткого отбора в профессиональную армию…
     - Сегодня вырисовывается схема, в которой нужен какой-то испытательный срок, когда бы военнослужащий доказал свою профпригодность. Возможны два варианта. Первый: солдат проходит службу по призыву и через полгода изъявляет желание стать контрактником. Его необходимо протестировать, пропустить через сито жесткого отбора. Если он прошел его, пусть реализует свое желание. Нет – продолжает служить по призыву. Тогда призывники будут служить не более года.
     Второй вариант касается военнослужащих запаса. Они обязательно должны пройти подготовку в учебном центре, которая и станет испытательным сроком. Здесь срабатывает аналогичная система отбора. Это должно касаться не только мужчин, но и женщин-военнослужащих, к которым у нас подчас чересчур «лояльное» отношение. Мы не всегда строго спрашиваем за их профессиональную подготовку.
     - Слишком много копий было сломано в последнее время вокруг бытовых условий будущих профи, их денежного довольствия…
     - К переводу на контракт надо серьезно готовиться. Прежде чем переводить часть на новую систему комплектования, необходимо создать соответствующую инфраструктуру. От уровня ее развитости зависит привлекательность службы по контракту. Поэтому федеральная программа предусматривает вначале вложение средств в инфраструктуру, а затем уже практический перевод на контракт. Немало зависит и от уровня денежного содержания. Буквально на протяжении года эта сумма значительно увеличилась. Если раньше оппоненты Минобороны заверяли, что будущих профи способны привлечь весьма незначительные деньги, то теперь и они убедились, что контрактник хочет получать минимум 6-7 тысяч рублей, а в «горячих точках» – в два-три раза больше.
     Кроме того, вскрылся правовой вакуум при организации службы по контракту. В Правительство РФ будет представлен целый пакет предложений по внесению изменений в действующее законодательство. Это коснется законов о статусе военнослужащих, о воинской обязанности и военной службе и т.д. Без внесения поправок невозможно стартовать на полную мощь.
     Сегодня по годам расписан перевод на контракт 80 частей и соединений. Из них к Минобороны относятся 72 части. Кроме 76-й дивизии ВДВ, первыми на профессиональную основу перейдут части, дислоцирующиеся в Чечне. Думаю, процесс этот займет минимум года два. 42-я дивизия наверняка справится пораньше. В 46-й бригаде Внутренних войск процесс затянется, она пока плохо обустроена. С 2005 года начнется перевод 98-й дивизии и 31-й бригады ВДВ, соединений и частей постоянной готовности Сухопутных войск, морской пехоты. Затем процесс от года к году пойдет по нарастающей.
     - Есть ли надежда, что в наступившем веке российский офицер заживет по-человечески?
     - Офицер – главная фигура в Вооруженных Силах и других войсках. Мы выделяем важность этого звена в общей концепции реформирования. Все, что делается по повышению социального статуса военнослужащих – это прежде всего забота об офицере. Иначе его в армии не удержишь. Могу сказать, что только последнее повышение денежного довольствия в Вооруженных Силах обошлось казне почти в 40 млрд. рублей. Хотя коллизий здесь хватает. Не может летчик получать меньше водителя троллейбуса. А гражданский персонал в полку – больше офицера.
     Но надо говорить и о новых требованиях к самим офицерам. Прежде всего это касается совершенствования системы подготовки в военных вузах. Не секрет, что проблема здесь в недостаточной военной профессионализации. Сможет ли, к примеру, среднестатистический лейтенант-выпускник учить и воспитывать «матерых» контрактников? Работать с ними, с одной стороны, легче, а с другой – тяжелее. Значит, надо совершенствовать систему подготовки офицеров.
     Заработает и абсолютно новая накопительная система обеспечения жильем, которая бы стимулировала службу в армии, а не досрочное увольнение с целью получения квартиры. В одном из гарнизонов разом уволились с целью получения жилья десятки летчиков. Это ответ на вопрос – надо сохранять старую или создавать новую систему обеспечения жильем военнослужащих в условиях рыночной экономики. Было бы правильно, если бы выпускник военного вуза, заключивший контракт, на свой индивидуальный счет получал и накапливал определенную сумму, объемы которой смогли бы удовлетворить потребности в комфортабельном жилье ну хотя бы за 20 лет военной службы. Все это время военнослужащий и его семья будут обеспечены служебным жильем. Словом, кто сколько «наслужил», столько и получил. Вне зависимости от количества членов семьи.
     Разве справедливо, когда полковник с 30-летней выслугой получает однокомнатную квартиру, поскольку его дети создали свои семьи и разъехались, а имеющий троих детей молодой прапорщик – четырехкомнатную? Нормы обеспечения жильем по накопительной системе можно совершенствовать уже после того, как она заработает. Мы за то, чтобы ее старт состоялся уже в следующем году. Сегодня же проблем в этой сфере масса. Сказывается несовершенство законодательства. Например, лица, заключившие первые контракты после 1998 года, имеют право на служебное жилье, которое, уволившись, можно в законном порядке расслужебить.
     
Единые закупки – та же экономия

     - Силовые ведомства нередко закупают продовольствие, ГСМ по разным ценам, у одних или разных производителей. Например, индивидуальные рационы питания (ИРП) у частей Минобороны и Внутренних войск в Чечне до нынешнего года сильно отличались по качеству, что вызывало естественное недовольство у личного состава Внутренних войск. Теперь эта проблема разрешилась, но аналогичные проблемы остаются…
     - Минэкономразвития выступает за то, чтобы деньги расходовались эффективно. Способов получить эффективное решение в рамках гособоронзаказа несколько. Во-первых, необходимо, чтобы номенклатура, которая заказывается по силовым ведомствам, проверялась и концентрировалась. Не надо заказывать автоматы или сухие пайки каждому ведомству в отдельности, такого больше быть не должно. Желательно, чтобы был единый заказ, тогда он обойдется дешевле. Поэтому оптимальное количество номенклатуры и отсутствие ее дублирования по различным ведомствам – первое направление оптимизации расходов.
     Второе – контроль за ценой продукции, вносимой в гособоронзаказ. Если, к примеру, на миллион рублей в натуральном выражении за год предполагается закупить 100 единиц техники, то в случае роста цен это уже не получится. Необходимо определение реальной цены, которая бы позволила получить запланированное количество образцов ВВТ.
     Третье – определение производителя по итогам конкурса.
     Четвертое – проведение единых торгов по общей номенклатуре гособоронзаказа. Особенно это касается номенклатуры тыла. Необходимо также, чтобы принятый гособоронзаказ в ходе календарного года уточнялся только по согласию правительства. Дабы средства не распылялись, не уводились от решения задач, определенных правительством. И последнее – это объективная оценка эффективности гособоронзаказа. Вот комплекс мер, который позволит повлиять на эффективность расходования денежных средств в сфере обороны и безопасности.
     Мы уже перешли к единым тендерам по многим номенклатурам тыла. В этом году впервые проведены торги с участием практически всех силовых ведомств. Постановлением правительства запрещено участие в торгах фирм, не имеющих производственных мощностей по данной номенклатуре изделий. То есть фирма, имеющая производственные мощности для изготовления, скажем, утюгов, не должна выходить на тендер по продовольствию. Вытеснение из участия в гособоронзаказе накручивающих цены посредников даст ощутимую экономию.
     Но и какого-то универсального решения здесь тоже быть не должно. Надо учиться экономить деньги. К примеру, если покупка автомобилей у дилеров обходится дешевле, чем у изготовителей, то надо давать возможность заказчику выбрать наиболее эффективный способ приобретения. Вместе с тем центробежные тенденции в среде госзаказчиков пока продолжают иметь место, и нужны усилия, чтобы реализовать эту очевидную, выгодную для всех, и в первую очередь для государства, систему.
     На снимке: новую политику Минэкономразвития, предполагающую проведение единых закупок по тыловым номенклатурам для всех силовых структур, уже ощутили в группировке войск в Чечне. С этого года вместо допотопных сухпайков на вооружение Внутренних войск поступили незаменимые при выполнении боевых задач индивидуальные рационы питания армейского образца – разницы в продовольственном обеспечении силовых структур больше не будет.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100