на главную страницу

21 Августа 2003 года

Тема номера

Четверг

Путеводная звезда алых погон

Генерал-полковник Николай Панков,
начальник главного управления кадров –
заместитель министра обороны Российской Федерации по кадрам



«Стране нужна боеспособная армия с интеллектуальным офицерским корпусом», – подчеркнул в своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин. Это – конечная цель проводимой в России широкомасштабной военной реформы. Одним из приоритетных ее направлений является модернизация системы военного образования как по содержанию, так и по ее организации.

     Училища образовались по типу кадетских корпусов дореволюционной России и получили название «суворовские» в честь великого русского полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
     
Датой зарождения военного образования в России считается 25 января 1701 года, когда указом Петра I в Москве создается Навигацкая школа. Сегодня с возрождением традиционных принципов национально-патриотического воспитания молодежи важное значение имеют изучение и пропаганда исторического опыта наших предшественников по подготовке граждан к военной службе. Это актуально в связи с тем, что с 90-х годов ХХ столетия Россия в своем военном строительстве вновь обратилась к опыту создания кадетских корпусов как первичной ступени подготовки офицерских кадров. Разумеется, современная система довузовской военной подготовки не может быть аналогом прошлого. И вместе с тем оптимальное ее функционирование и совершенствование невозможны без учета того ценного и полезного, что было в историческом опыте кадетских корпусов, готовящих российское юношество к делу служения Отчизне.
     Немного истории. После 1730 года и на долгие годы основополагающими учебными заведениями по подготовке офицеров в России стали кадетские корпуса, название которых происходит от французского слова кадет – младший, несовершеннолетний. Они создавались или организовывались на базе ранее существовавших военных школ. В 1732 году создан Сухопутный, в 1752-м – морской, а в 1762-м – Артиллерийский и инженерный, в 1799-м – Гродненский кадетские корпуса. Первоначально в корпуса принимались грамотные дети дворян в возрасте 13–18 лет, позднее – не старше пяти лет. Соответственно срок обучения увеличился с 5–6 до 15 и более лет. Кадеты получали широкое общее образование и специальную военную подготовку, первостепенное внимание уделялось их нравственному и воинскому воспитанию, формированию чувства собственного достоинства и офицерской чести, готовности к самопожертвованию во имя Родины. К разработке учебных программ привлекались ведущие ученые и профессора университетов. Принимались меры для комплектования корпусов лучшими преподавателями и воспитателями, им предоставлялись значительные преимущества по службе. В 1848 году высочайше утверждено «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений» – первый обстоятельный руководящий документ не только в области обучения кадетов, но и по многим другим вопросам военно-учебного дела. К началу Первой мировой войны в России действовало 28 кадетских корпусов. После февральской революции кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства без изменения программ обучения. В 1918 году в связи с ликвидацией императорской армии кадетские корпуса были закрыты или эвакуированы и продолжали некоторое время свою работу за рубежом (Югославия, Германия, Китай, Франция).
     За годы своего существования кадетские корпуса царской России подготовили целую плеяду прославленных полководцев, видных военачальников, офицеров и генералов, немало сделавших для приумножения воинской славы, оставивших заметный след в отечественной науке и культуре.
     Давно известно: всякое новое, зарождающееся лишь тогда получает право на существование, когда его полезность и целесообразность видны на практике. Подтвердилась эта истина и в отношении суворовских военных училищ и кадетских корпусов новой истории Отечества.
     ...1943 год остался в памяти старшего поколения как год надежды на скорую победу в затяжной, кровавой борьбе с фашизмом. Он стал еще и годом создания в стране суворовских военных училищ. Сегодня можно только удивляться, как удалось найти силы и средства в израненной и ослабленной войной стране для того, чтобы открыть принципиально новые для государства учебные заведения – руководство СССР обратилось к опыту кадетских корпусов.
     К тому времени в ходе Великой Отечественной войны многое изменилось в восприятии прошлого, истории Отчизны. На груди фронтовиков засияли ордена Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова, Павла Нахимова, Богдана Хмельницкого. Бойцы и командиры Красной Армии надели погоны, по-новому зазвучало слово «офицер».
     И вот постановлением Совета Народных Комиссаров и Центрального комитета ВКП (б) от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и воспитания детей военнослужащих Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронте и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-учебные заведения. Их задача – дать возможность детям получить наряду с общим средним образованием военные знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в военно-учебных заведениях и последующей службы в офицерском звании. Училища образовались по типу кадетских корпусов дореволюционной России и получили название «суворовские» в честь великого русского полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
     После выхода постановления было открыто 9 суворовских военных училищ – Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское (Астрахань), Воронежское, Хабаровское (Чугуев), Курское, Орловское (Елец), Калининское, Ставропольское. В 1944 году открылись еще 6 – Горьковское, Казанское, Куйбышевское, Саратовское, Тамбовское, Тульское и Нахимовское военно-морское училище, названное в честь прославленного флотоводца Павла Степановича Нахимова. В 1953 году открывается Минское, в 1955-м – Ленинградское, в 1991-м – Ульяновское и в 2000-м – Северо-Кавказское (Владикавказ). Некоторые из них впоследствии изменили свое название в связи с передислокацией: Горьковское стало Московским, Курское – Уссурийским, Сталинградское – Оренбургским, Харьковское – Киевским, Краснодарское – Орджоникидзевским, Орловское – Свердловским.
     Первоначально в училища принимались мальчики с 10-летнего возраста, окончившие 3 класса начальной школы. Срок обучения составил 7 лет. Почти 8 процентов воспитанников первого набора – дети погибших воинов. Война оставила в детских душах тяжелый след. Им было известно, что такое холод, голод, смерть близких, жестокость врага. На этом фоне увереннее смотрелись мальчишки, прибывающие в училища с передовой. Фронтовики-пацаны щеголяли военной выправкой, на их груди поблескивали государственные награды. В числе первых суворовцев были Артур и Валя Чапаевы – внуки легендарного начдива, Коля Гастелло – сын Героя Советского Союза летчика Николая Гастелло.
     В 1948 году первые выпускники СВУ стали курсантами военных училищ, а первые лейтенанты, носившие в юности алые погоны, пришли в армию в 1950-м.
     А в 1945 году юные суворовцы и рота юных барабанщиков Московского военно-музыкального училища под гром аплодисментов прошли по Красной площади на Параде Победы.
     Сегодняшние училища и кадетские корпуса Минобороны РФ успешно решают задачи обучения и воспитания суворовцев, нахимовцев и кадетов. Ценой больших усилий военному ведомству удалось не только сохранить все положительное, но и укрепить систему довузовской военной подготовки в период различных реформ, которые происходят в нашей стране последние десять лет. В настоящее время создана стройная, управляемая система подготовки несовершеннолетних граждан в военно-учебных заведениях. Подготовку суворовцев, нахимовцев, воспитанников и кадетов осуществляют 16 общеобразовательных учреждений Министерства обороны: 8 суворовских военных училищ, расположенных во Владикавказе, Екатеринбурге, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Ульяновске и Уссурийске, Нахимовское военно-морское училище (Санкт-Петербург), Московское военно-музыкальное училище и 6 кадетских корпусов: Военно-космический (Санкт-Петербург), Военно-технический (Тольятти), Ракетно-артиллерийский (Санкт-Петербург), Кадетский корпус радиоэлектроники (Кемерово), Омский кадетский и Кронштадтский морской кадетский корпус. Здесь учатся и делают первые шаги в армейском строю более 8 тысяч человек. Ежегодный выпуск составляет около 2.500 человек, большинство из которых поступают затем в вузы Министерства обороны.
     Обучение и воспитание суворовцев, нахимовцев и кадетов в современных условиях идет в неразрывной связи с историей нашего государства. Мы всегда помнили, помним и будем помнить славные традиции наших предков, которые воевали за независимость и процветание Отечества. Что отличает, что наиболее ярко характеризует тех, кто прошел школу становления, мужского воспитания в стенах суворовских училищ?
     Их главными чертами характера и повседневной деятельности являются верность воинскому долгу, патриотизм, глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция, высоко развитое чувство войскового товарищества, порядочности и чести. Ярких тому примеров из нашей истории – множество. Вот только один: подвиг командира разведывательного взвода 175-й отдельной разведроты 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии лейтенанта Д. Кожемякина. Его подразделение во взаимодействии с 6-й парашютно-десантной ротой 29 февраля 2000 года приняло бой с превосходящими силами бандформирований в районе восточного склона горы Истывкар. Молодой офицер был ранен, но остался в строю, умело руководил действиями подчиненных. Утром 1 марта боевики вновь устремились на штурм позиций десантников. Пытаясь вынести из-под обстрела раненого товарища, гвардии лейтенант Кожемякин вновь был ранен. На этот раз смертельно. Имя Героя Российской Федерации гвардии лейтенанта Кожемякина навечно зачислено в списки первой роты Санкт-Петербургского суворовского военного училища...
     Куда бы долг ни посылал бывших суворовцев, нахимовцев и кадетов, они с честью и достоинством служат Отчизне. В. Джанибеков – летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза. На космическую орбиту выходил и Герой Советского Союза бывший суворовец Ю. Глазков. На жизненных примерах воспитанников СВУ – генерал-лейтенанта Е. Кузнецова (первого «суворовского» генерала), а также генерал-полковника В. Миронова, генерал-лейтенантов Ю. Гусева, В. Колесова, А. Смирнова, И. Студеникина, А. Егорова и многих других – учатся суворовцы нынешнего поколения. Питомцы суворовских военных училищ успешно трудятся на общественном поприще, в науке, искусстве. Министр иностранных дел Российской Федерации И. Иванов – выпускник Московского СВУ; О. Михайлов (писатель, автор романов о А.В. Суворове, А.П. Ермолове, Г.Р. Державине) – выпускник Курского СВУ; бывший начальник Института военной истории Минобороны РФ, академик генерал-майор В.А. Золотарев – выпускник Ленинградского СВУ; губернатор Московской области Герой Советского Союза генерал-полковник Б.В. Громов – выпускник Калининского СВУ; народный артист СССР Герард Васильев – выпускник Горьковского СВУ. Во всех видах и родах войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлениях Министерства обороны можно встретить офицеров, которые с гордостью носят значки с профилями великого русского полководца А.В. Суворова и прославленного русского флотоводца П.С. Нахимова.
     Здесь приведена лишь часть примеров из истории зарождения и становления в стране суворовского движения, из жизни настоящих патриотов России, тех, кто верен долгу защитника родной земли, когда ей угрожает враг, кто до конца верен девизу: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Закалку характера, нравственные ориентиры, стойкость в преодолении трудностей и мужество в принятии главных в судьбе человека решений они получили под путеводной звездой алых погон, которая светит юности России вот уже 60 лет. С чем от всей души мы сегодня их и поздравляем. Пусть эта звезда будет счастливой!


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100