Увеличение лимитов топлива, регулярность его поставок позволили корабельной авиации Балтфлота всерьез заняться подготовкой экипажей к боевому применению. Например, сегодня в противолодочной эскадрилье, которой командует летчик-снайпер Игорь Комаров, 8 экипажей уже полностью готовы к выполнению противолодочных задач и 3 экипажа – к спасательным работам.
Первым серьезным экзаменом на профессионализм для личного состава части в 2003 году стала проверка сил флота, проходившая под руководством главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова.
Тогда, в апреле, вводная на вылет противолодочных бортов поступила неожиданно, вечером. В район поиска подводной лодки вылетели поднятые по тревоге экипажи подполковников Александра Жеребцова и Станислава Дробыша. Выйдя в указанный район, пара Ка-27 успешно установила при помощи гидроакустических буев угловой барьер.
Но особо интересной и богатой на события получилась работа авиаторов на учении «Балтопс-2003» в июне. Винтокрылые машины ходили в море за 150 километров от родной базы – в район действия многонациональной корабельной группы, занимались отработкой задач по поиску подлодки.
И все же «первую скрипку» на «Балтопсе» сыграл поисково-спасательный
Ка-27, находившийся на борту флагмана Балтийского флота эскадренного миноносца «Настойчивый». Тогда только он один налетал в небе Балтики около 30 часов.
В рамках учения летчики БФ занимались воздушной разведкой, оттачивали элементы сложного пилотажа, высаживали на борт иностранного корабля досмотровые группы, отрабатывали поисково-спасательные задачи. По уже сложившейся традиции пилоты стран - участниц маневров совершили ознакомительные полеты на вертолетах своих иностранных коллег. Так, наши летчики без особых проблем «оседлали» натовские «Си Хок», «Си Найт» и «Лингс». Опробовать в воздухе российский «Камов» довелось авиаторам Дании, Польши, США, Швеции. Причем от скандинавов на борту Ка-27 в полет отправилась обаятельная дама в чине капитана морской авиации Королевских ВМС. За решением совместных задач не забыли вертолетчики БФ поработать и на себя. Да еще как! Подполковник Владимир Андреев, к примеру, сдал зачеты на допуск к инструкторской работе при посадке вертолета на палубу корабля днем на ходу, а старший лейтенант Евгений Астахов - на самостоятельную посадку на корабль, стоящий на якоре.
Высокий класс пилотирования и грамотные действия при выполнении задач по поиску «вражеской» субмарины продемонстрировали летчики эскадрильи и в ходе двустороннего совместного тактического учения кораблей Северного и Балтийского флотов.
Среди множества задач, решаемых экипажами отдельной корабельной противолодочной эскадрильи, особое место занимает поисково-спасательное обеспечение. И здесь нет разницы, кто оказался в беде - гражданский или военный. В часовой готовности прийти на помощь терпящим бедствие на аэродроме круглосуточно, без поправок на праздники и выходные, дежурит экипаж Ка-27. И, как показывает печальная практика, работы воздушным спасателям хватает. Особенно в зимнее время и ранней весной. Ежегодно летчики вызволяют из ледового плена заливов десятки незадачливых рыболовов. Не одна сотня наших земляков своими жизнями обязана авиаторам Балтфлота.
В свое время в неимоверно сложных погодных условиях, рискуя собственной жизнью, летчики Балтийского флота сумели спасти 64 незадачливых рыболова. К сожалению, несколько десятков их так и не успели дождаться помощи. Сейчас о трагедии напоминает обелиск на берегу Куршского залива.
И сегодня подчиненным подполковника Игоря Комарова нет отдыха. Вертолетчикам придется много работать. Но они, как и все пилоты, этому только рады...
На снимке: командир экипажа Ка-27 подполковник А. ПЕТРОВ.