на главную страницу

23 Августа 2003 года

История Отечества

Суббота

Битва за Кавказ

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Борьба Московского государства в первой половине ХVI в. с ханствами – наследниками Золотой Орды привела к столкновению с Османской империей. Одновременно борьбу с османами и их крымскими вассалами вели и адыги Северного Кавказа. Успешное отражение русскими нашествия крымско-турецкого войска хана Сахиб-Гирея в 1541 г. не только обозначило перелом в борьбе Москвы с крымцами и турками, но и облегчило борьбу адыгов за свое существование.

     Уже в 1545 году крымскому хану Сахиб-Гирею пришлось за один год совершить два похода на адыгские народы из-за нового отказа платить дань невольниками. Казалось бы, адыгские народы вновь подчинены. Однако они продолжали вести себя самостоятельно и вскоре свергли вновь воцарившегося в Астрахани Ак-Кубека, поставив теперь «царем» Ямгурчея.
     Сахиб-Гирею пришлось заняться и этой проблемой. В 1547 г. он совершает поход на Астрахань. У него появилась мысль присоединить Астраханское ханство к своему «юрту», но, осознав сложность этого предприятия, он разорил город и вывел его жителей в Крым. Это вызвало озлобление ногаев, которые совершили поход на Крым, но на этот раз были отбиты. Тем не менее вражда Крыма с Ногайской ордой дала «черкасам» возможность выйти из-под власти Сахиб-Гирея и султана Сулеймана. В 1549 г. они признали над собой власть ногаев.
     Тем временем в Диком Поле произошли серьезные перемены. В 1548 г. казаки с русской украйны («путивльские казаки») под началом атаманов Истомы Извольского-Тулянина и Мишки Черкашенина совершили поход на Дон и разгромили большой отряд крымцев и азовцев, причем в добычу взяли семь пушек. Именно после этого на Дону появляются казачьи крепостицы, где селятся русские казаки. Уже в 1549 г. ногаи жалуются в Москву, что эти казаки, поставившие на Дону четыре городка, нападают на них. Ответ из Москвы ясно свидетельствует о национальной принадлежности этих казаков: «Те разбойники живут на Дону без нашего ведома, а от нас бегают». Так русские казаки, захватив Дон, стали еще одним важным фактором, определяющим судьбы Дикого Поля и Северного Кавказа. При этом огромную роль играли здесь и «государевы» казаки, служившие Москве.
     Около 1550 г. был выбит из Астрахани вновь попытавшийся там утвердиться Ямгурчей. Москва утверждала, что это было делом рук ее казаков. Ямгурчей бежал к своим союзникам - «черкасам», из земель которых его послы прибыли в Белокаменную осенью 1551 г. Вскоре Ямгурчей с помощью Москвы уже в качестве вассала русского царя вернулся в Астрахань.
     Все эти события убедили «черкас» в могуществе Москвы и привели к тому, что они последовали примеру Ямгурчея, обратившись к Ивану IV. К этому их подвигло и новое нашествие Сахиб-Гирея на западных адыгов в 1551 г. Правда, для самого Сахиб-Гирея этот поход закончился печально. В его отсутствие султан прислал в Крым нового хана Девлет-Гирея, который и расправился со старым крымским «царем» по возвращении его из похода.
     Первое посольство от западных адыгов прибыло в Москву в ноябре 1552 г., то есть уже после падения Казани. Перед выступлением русских войск на Казань отчаянную попытку спасти ее предпринял по приказу турецкого султана Девлет-Гирей. Получив от Стамбула серьезные подкрепления, включая янычар и пушки, он, собрав до ста тысяч воинов, появился 22 июня под Тулой, полагая, что Иван IV уже ушел в Казанскую землю. Однако Тула отбила все штурмы, а подошедшие главные силы русских обратили крымско-турецкую армию в бегство.
     Пятидесятые годы XVI века были исключительно благоприятны для перехода «черкас» под руку Москвы. Девлет-Гирей до 1555 г. вел себя достаточно пассивно, стремясь лишь удержать в своей орбите Астрахань, хан которой Ямгурчей задумал переметнуться на сторону Турции. Однако русские в 1554 г. изгнали его. В 1555 г. Москва впервые отправила под Крым (в район летних крымских кочевий близ нынешнего Запорожья) конное войско, чтобы сорвать очередной поход крымского «царя» на адыгов. Результатом стала знаменитая битва под Судбищами, в которой 7 тысяч воинов под командованием боярина Шереметева достойно противостояли 60-тысячному крымско-турецкому войску.
     В 1555-1556 гг. хан Девлет-Гирей пытался с турецкой помощью вытеснить русских из Астрахани, но и это ему не удалось. Напротив, новый астраханский хан Дервиш-Али, поставленный Москвой, в 1556 г. лишился престола за попытку измены. Астраханское ханство было упразднено.
     В том же 1556 г. разворачивается широкое русское наступление на Крым со стороны Днепра, Дона, а на Тамани против турецких крепостей успешно действуют адыги. Тогда же атаман Мишка Черкашенин совершает первый морской поход с Дона морем на Крым. По Днепру же русская рать на судах прошла до Очакова.
     Турки после падения Казани и Астрахани и перехода адыгов под руку Москвы верно оценили опасность. Они уже в 1555 г. прекращают войну с Ираном и сосредоточиваются на обороне своих владений в Северном Причерноморье и укреплении позиций в Закавказье.
     В 1557 г. Девлет-Гирей стремился уже не к нападениям, а лишь к тому, чтобы уничтожить в Запорожье крепость князя Вишневецкого, перешедшего из Великого княжества Литовского на службу к Ивану IV. С базы на острове Малая Хортица в Запорожье он совершал нападения на турок и крымцев. Девлет-Гирей с крымским войском три недели безуспешно осаждал крепостицу Вишневецкого. Только со второго раза, получив большую помощь от султана войсками, хан вынудил Вишневецкого покинуть Малую Хортицу. Однако в 1558 г. для обеспечения операций против Крыма глубоко в Диком Поле на притоке Днепра реке Псел была построена русская крепость.
     В этот момент Крыму внезапно улыбнулась удача. Казый-мурза, недовольный тем, что в 1557 г. Большая Ногайская орда присягнула русскому царю, перешел под руку Девлет-Гирея и с частью ногайских улусов переселился на земли между Азовом и Кубанью, где образовалась Малая Ногайская орда (Казыев улус). Эта орда на долгие годы стала проблемой как для адыгов, так и для русских, прикрывая Крым и Азов со стороны Кавказа. Но куда большей проблемой для Русского государства стала Ливонская война, которая началась в 1558 г. и стала постепенно отнимать все больше сил.
     Девлет-Гирей осенью 1558 г. предпринял попытку расквитаться с Москвой, отправив своих сыновей с большим войском на Русь. Однако этот поход был сорван уже одним тем, что крымцам в пути стало известно о присутствии в Москве при войсках боярина Шереметева, с которым они уже встречались в 1555 г., и князя Вишневецкого.
     В 1559 г. русские предпринимают поход на Крым. Построив суда в городке на Псле, войска Днепром спустились к Очакову, где «корабль взяли и турок, и татар побили, а иных людей поимали с собой в вожи на море». Затем они совершили нападение на Крым.
     Тем временем на Дону действовали князь Вишневецкий и атаман Мишка Черкашенин, которые под Азовом разбили отряд крымцев, собиравшихся в поход на Русь. С Дона Вишневецкий привез в Москву нового посла от адыгов князя Ичурука, который просил прислать на Кавказ воеводу с войсками и священников, чтобы крестить «черкас». Успехи русских вдохновили часть ногайских мурз на новый поход под Крым, который они совершили совместно с донскими казаками.
     В 1560 г. «отпустил государь Вишневецкого на государьство в черкасы». Князь Вишневецкий, судя по всему, стал у адыгских народов не просто наместником, но занял положение удельного владетеля. Однако он пробыл на Кавказе недолго. Иван IV взял в жены дочь кабардинского князя Темрюка Кученей (Марию). Князь Темрюк, став тестем русского царя, в соответствии с тогдашними представлениями занял более высокое место, нежели князь Вишневецкий что, видимо, и послужило причиной отзыва последнего с Северного Кавказа. Вишневецкий остался этим недоволен и на следующий год перебежал обратно на службу к королю Сигизмунду.
     Крымцы стали проявлять активность уже в 1560 г., совершив несколько нападений на русские украйны. В 1562 г. сам хан Девлет-Гирей напал на Мценск. Это явно было связано с усилением Ливонской войны. В этих условиях Москва перешла к пассивной обороне в Диком Поле. В частности, чтобы не раздражать Девлет-Гирея и короля Сигизмунда, был оставлен городок на Псле.
     Однако мирные жесты России не возымели действия. Началась длительная война с Польско-Литовским Государством (с 1569 г. - Речь Посполитая). В 1563 г. русские войска, развернувшие наступление на запад, взяли Полоцк. Но в этом же году крымцы разоряют южные русские земли в районе Михайлова, а в 1564 г.сам Девлет-Гирей наносит сильный удар с юга. Его войска едва не взяли Рязань, которую несколько дней упорно осаждали с использованием турецкой артиллерии. Осенью 1565 г. Девлет-Гирей вновь напал на Россию, попытавшись захватить крепость Болхов.
     В 1566 г. большое крымское войско участвовало в знаменитом и последнем походе султана Сулеймана в Венгрию (в ходе него старый султан скончался), и потому на русской южной границе было спокойно. Но в 1567 г. крымцы возобновляют нападения, которые продолжились и в 1568 г.
     Таким образом, России в ходе Ливонской войны пришлось вести боевые действия на два фронта. В этих условиях Москва решает укрепить свои позиции на Кавказе и в 1563 г. ставит крепость на Тереке, а в 1567 г. - еще одну близ устья Сунжи.
     В 1569 г. турки, завершив войну в Венгрии, решили раз и навсегда решить вопрос о Северном Кавказе, захватив Астрахань. Они отправили большую армию, подкрепленную крымским войском, для решения этой задачи. Так же были привлечены тысячи землекопов для прокладки канала из Дона в Волгу. Однако прорыть его не удалось, и турецкие суда не смогли пройти на Волгу и Каспий. Пришлось посуху идти к Астрахани, но ее осада была неудачна. Так как с севера по Волге приближались русские войска, турки и крымцы через степи двинулись на запад к Азову. По дороге они понесли большие потери от бескормицы и безводья, а также нападений «черкасов». В результате поход турок завершился полным провалом.
     В России в это время развивались исключительно драматические события. На 1569-1570 гг. пришелся пик опричного террора (в частности Новгородский поход Грозного). В этих условиях страна не могла вести активной политики на Кавказе, чем воспользовались крымцы и турки. Им удалось нанести серьезное поражение адыгам в 1570 г., а в 1571 г. Девлет-Гирей совершил свой самый удачный поход на Москву.
     Русские войска тогда заняли было оборону по Оке, но царь внезапно оставил полки и с ближними опричниками ускакал на север, минуя даже Москву, ибо по непонятной причине испугался, что воеводы хотят его выдать хану. Воеводы стали спешно отводить войска к Москве и опередили Девлет-Гирея. Последний подошел к ней 24 мая. Его воины зажгли городские предместья. Поднявшийся сильный ветер разнес огонь по городу, в центре Москвы загорелся и взорвался пороховой склад. Взрыв был такой силы, что рухнули часть кремлевской и часть китай-городской стен. Пожар превратился в подлинную катастрофу, погибли десятки тысяч людей - жителей Москвы, беженцев, воинов. Даже главнокомандующий князь Бельский задохнулся в дыму. Только часть войск под началом князей Воротынского и Татева на Таганском лугу продолжала бой с противником. Хан Девлет-Гирей, довольный достигнутым результатом, ушел в Крым, уничтожив по пути крепость Каширу на Оке и подвергнув опустошению земли на широком пространстве к югу от Москвы.
     После такого успеха хан на переговорах стал требовать не только оставить городки на Кавказе, но и вернуть ему Казань с Астраханью.
     Ситуация была тяжелой.
     Продолжалась Ливонская война. Россия была разорена опричниной, а так же несколькими неурожайными годами. Катастрофа 1571 г. нанесла еще один тяжелейший удар. К тому же успех Девлет-Гирея вызвал новое восстание в Казанской земле. На сторону Крыма и султана переметнулась Большая Ногайская орда. В этой обстановке Девлет-Гирей должен был нанести последний сокрушительный удар по России. Он получил из Стамбула большие подкрепления, включавшие семь тысяч янычар. С присоединившимися ногаями у него собралось 120 тысяч воинов. С такой армией он намеревался взять Москву и подчинить Россию. Перед походом он даже «раздавал» своим родственникам и мурзам русские города.
     Иван Грозный весной с частью войск покинул столицу и ушел в Новгород. Речь шла о самой настоящей эвакуации: обоз в несколько сот возов переправил в Новгород царскую казну. Для обороны Москвы осталось около 30.000 воинов под началом князя Михаила Ивановича Воротынского. Остроту положения подчеркивает тот факт, что для усиления его войска купцы Строгановы на свои деньги наняли тысячу вольных казаков.
     В конце июля Девлет-Гирей появился у Оки, где его ждал Воротынский, и закипела битва. Она продолжалась неделю и состояла из цепи боев и сражений, протекавших на большом пространстве между Окой и Пахрой. В решающем сражении у селения Молоди (граница нынешних Подольского и Чеховского районов Подмосковья) 2 августа (ст. ст.) в результате смелого маневра князя Воротынского, сумевшего с конницей выйти в тыл атакующего противника, Девлет-Гирей был разбит. Пали все янычары, погибли сын хана, ряд других его родственников и знатных мурз, а лучший крымский полководец Дивей-мурза попал в плен. Это поражение было самым страшным за всю историю Крымского ханства. В Крым хан вернулся всего с 20.000 всадников.
     (Окончание следует.)


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100